Новости партнеров

Российская мечта

Программа второго путинского срока по версии СНС

Совет по национальной стратегии - организация, известная своими докладами о путях развития России. Большинство из опубликованных этой организацией документов вызывают немалый общественный резонанс. На этот раз аналитики из СНС выпустили в свет документ, подробно повествующий о том, какой должна быть повестка дня ожидаемого второго срока президента Путина. Vip.Lenta.Ru рассказывает об основных положениях этого обширного документа.

Итоги первого срока

Имеется в виду, естественно, первый президентский срок Владимира Путина. Аналитики СНС пишут о том, что было сделано за это время и чего все же не хватает. Они считают, что Путину удалось прекратить доминирование в России "номенклатурно-олигархической" модели и повернуть в сторону превращения государства в инструмент решения социальных проблем и защиты национальных интересов.

В политической жизни, как известно, первый путинский срок ознаменовался формированием системы управляемой демократии, в рамках которой все игроки зависят от линии, проводимой президентом. Последнего, кроме всего прочего, поддерживает и партия власти, полностью контролирующая с недавних пор парламент.

Однако эта партия не выполняет самой необходимой функции - осуществлять представительство широких слоев населения. Вместо этого "Единая Россия" превратилась в канал для лоббирования интересов крупного бизнеса, который, оставив государству возможность самостоятельно решать стратегические вопросы, пытается влиять на политические решения по частным проблемам, защищая свои личные, а не общественные интересы.

Хотя несомненным достижением прошедших четырех лет является создание единого законодательного пространства на всей территории РФ, аналитики СНС видят в происходящем серьезную угрозу для российского федерализма. Они указывают на недостаток полномочий у местных властей в связи с построением властной вертикали (учреждением полпредств президента), изменением принципа формирования Совета Федерации и фактическим уменьшением доли бюджета, оказывающейся в распоряжении субъектов федерации. Это приводит к тому, что региональные элиты неспособны в достаточной мере влиять ни на федеральную, ни на местную политику. В сочетании с огромным разрывом в уровне и образе жизни между Москвой и Санкт-Петербургом и регионами, все это создает предпосылки для протестов населения регионов, углубления пропасти между местными и федеральными элитами и в конечном итоге распада страны.

2000-2003 годы стали временем высоких темпов экономического роста, плавного повышения благосостояния населения, формирования профицитного бюджета и роста инвестиционной привлекательности России. Однако в условиях растущей экономической активности граждан страны все более серьезной становится проблема коррупции и "теневой" экономики. Хотя введение единого подоходного налога позволило вывести из тени многие зарплаты, оно обострило у населения чувство несправедливости, дав состоятельным членам общества возможность платить не больше налогов, чем платят бедные.

Авторы доклада отмечают некоторое укрепление позиций России на внешнеполитическом поле, указывая на такие факты, как членство в "Большой Восьмерке" и договоренности со стратегическими партнерами. За прошедшие годы Россия также частично восстановила свою доминирующую роль на пространстве бывшего СССР, особенно в сфере экономики. Однако на глобальной политической арене Россия рискует потерять свое влияние, так как ее экономическое отставание не позволяет ей адекватно отвечать на вызовы современности.

Это касается и оборонной стратегии. Хотя официально было провозглашено окончание периода реформирования армии, фактически Вооруженные силы до сих пор поражены теми же проблемами, что и в прошлые годы. В частности, низкое социальное обеспечение военнослужащих приводит к недоукомплектованности кадрового состава, коррупции и хищениям в Вооруженных силах, низкому профессионализму военнослужащих. Кроме этого, уровень доверия к армии в обществе настолько низок, что оставляет Вооруженные силы в полной изоляции. В довершение всего, преобразования, проводимые в последнее время, были продиктованы не необходимостью, а внутрикорпоративными интригами в армии.

Хотя судебная система прошла в последние годы через серию полезных преобразований (появление суда присяжных, института мировых судей и пожизненного назначения судей), в целом система правоохранительных органов остается коррумпированной и низко профессиональной. При этом принятие противозаконных решений в большинстве случаев не приводит к публичному увольнению судьи.

Несмотря на вышесказанное, в некоторых вопросах авторы весьма оптимистичны: "В России сложились и стали преобладающими массовые слои и группы населения, способные, при наличии необходимых социально-экономических условий, к самостоятельному решению собственных жизненных проблем". Именно эти люди и составляют ядро сторонников Путина. Вместе с этим, в РФ существует значительный слой бедного населения, немалую часть которого составляют высокообразованные и квалифицированные работники бюджетной сферы. Это лишает россиян ориентиров, позволяющих определить пути продвижения по социальной лестнице, и может привести к тотальному разочарованию.

Угроза полной потери ценностей в массах сочетается с цинизмом элит. Освободившись после десятилетий идеологического гнета, государство панически боится взять на вооружение какую-либо национальную идею. В элитах господствует тотальный прагматизм и презрение к государственным институтам как заведомо аморальным. Недоверие к государству распространено во всех слоях общества. При этом власть отвечает населению тем же, не доверяя ему участие в истинной демократии. Отсутствие какого-либо морального содержания в сообщениях СМИ и отказ религиозных авторитетов комментировать острые общественные проблемы усугубляют нравственный кризис общества.

В итоге "большинство надежды", сформировавшееся в обществе, может исчезнуть под воздействием массового разочарования.

Что такое Российская Мечта

Единственный выход аналитики СНС видят в построении Великой России. Это позволит превратить "народную надежду в твердую уверенность в великом будущем".

СНС считает, что для достижения этой цели России необходимо:

  • поддерживать высокие темпы роста экономики;
  • усилить международное влияние России;
  • быть способной защитить суверенитет страны;
  • нравственно обновиться.
С точки зрения аналитиков СНС, иной альтернативы нет.

Но решению этих стратегических задач препятствуют следующие факторы:

  • Отсутствие контакта между властью и обществом. Из-за слепого следования распространенным мифам о российском населении и срыва коммуникации между региональными и федеральными элитами "власть не осознает кардинальных социальных перемен, произошедших в нашей стране". Отрыв закона от реальной практики создает почву для развития коррупции, в то время как на самом деле в России уже сформировалась база для создания конкурентного рынка построения эффективного общества.

  • "Отказ власти от масштабного национального проекта - долгосрочной стратегии развития страны, обращенной к чувствам и разуму россиян, от "общего дела", способного объединить всех, создать взаимное доверие общества и власти". А именно такой масштабный проект способен мобилизовать социальные силы, способные построить "Великую Россию".

  • Отсутствие у элиты стимулов к честному национальному служению. Необходимо создать прослойку преданных идеалам долгосрочного развития "государевых людей", которые будут получать адекватное вознаграждение за свою работу.

  • Взаимное недоверие народа и власти. "Налицо сомнения власти в способности народа России к самостоятельному и осознанному выбору путей развития страны. Оборотной стороной отчуждения народа от государства является политическая пассивность большинства, невзыскательность к деятельности политической системы".

"Великая Россия сегодня: процветание свободного народа; нравственно-этическая консолидация общества; самостоятельный выбор Россией своей судьбы, отстаивание собственных интересов и стратегии развития; эффективное демократическое государство, пользующееся доверием и поддержкой своих граждан; экономика, эффективно использующая все имеющиеся ресурсы страны, прежде всего, квалификацию, инициативу и трудолюбие народа; качественная и современная военная компонента государства", - так считают аналитики СНС. Эти люди предлагают определенные меры, которые позволят нам в ближайшее время сделать мечту былью.

Программа второго президентского срока

  • Открытый и эмоциональный призыв президента к консолидации всего общества во имя Великой России. Авторы считают, что в условиях отсутствия гражданского общества именно государство должно стать главным агентом модернизации.

  • Образование вокруг президента модернизаторской коалиции, состоящей из прогрессивно-ориентированных чиновников, национально ответственных представителей бизнеса и интеллектуалов, чувствующих ответственность за судьбу России.

  • Создание новой концепции социальной справедливости. Такая концепция, по мнению создателей доклада, должна будет предполагать солидарность всего общества, ответственность перед слабыми и гарантии открытых возможностей социального продвижения для сильных. Такая модернизированная справедливость приведет к тому, что в стране будет расти доля самостоятельного населения, которое обеспечит ресурс для поддержки социально-незащищенных слоев.

  • Развитие меритократии, то есть обеспечение социального комфорта и социального статуса для тех, кто делает реальный вклад в развитие общества. В частности, это должно включать возможности социального продвижения для военнослужащих, госчиновников и бюджетных работников.

  • Стимулирование рождаемости, поддержка молодых семей путем предоставления им ипотечных кредитов и квартирных сертификатов, защита российских граждан на рынке труда с одновременным созданием легальных механизмов трудовой иммиграции.

  • Развитие отечественного машиностроения и высокотехнологичных отраслей за счет привлечения инвестиций из сырьевой отрасли. Этого можно добиться, например, предоставляя инвестиционные льготы на основе уже заключенных контрактов. Одновременно необходимо стимулировать экспорт, предоставляя гранты и кредиты на достижение экспортных кондиций товаров и услуг (то есть на доработку товаров и услуг до состояния, при котором они пригодны для поставок за рубеж).

  • Развитие государственных институтов, которые станут кузницей кадров в таких областях, как наука, высокие технологии, менеджмент, и создание с этой целью государственных целевых программ. Это позволит создать кадровую базу для освоения инвестиций, которые, в частности будут получены благодаря вложению личных сбережений граждан.

  • Переход от управляемой демократии к развитой демократической системе с прозрачными политическими процессами, свободными СМИ и активной реальной оппозицией. "Достигнутый уровень общественного развития страны, самостоятельности и активности ее граждан, восстановление дееспособности государства уже не совместимы с существующим режимом "управляемой демократии". СНС предлагает установление в России так называемой "развивающейся демократии" как необходимого этапа для перехода к демократии консолидированной.

  • Укрепление федерализма за счет четкого разграничения функций федеральной и региональной власти. Предлагается определить те сферы, в которых региональное управление будет наиболее эффективным, и дать регионам финансовую и политическую свободу для работы в этих областях. При этом федеральная элита должна обновляться за счет притока в нее представителей региональных элит.

  • Связывание государственных приоритетов и задач с национальной миссией и создание системы личной ответственности чиновников за результаты их деятельности.

  • Очищение правоохранительных органов от людей, запятнавших себя коррупцией, создание системы гражданского контроля за работой правоохранительных органов и изменение общественных установок в сторону неприятия криминальной деятельности.

  • Возрождение и сохранение ведущей роли России на постсоветском пространстве. Ни один из мировых игроков не должен иметь возможности действовать на этом поле без учета интересов России, а интеграция бывших республик СССР должна проходить в сфере экономики с ведущей ролью России и для взаимной выгоды всех участников.

  • В международной политике: сотрудничество с США (на почве борьбы с международным терроризмом); с ЕС (на почве экономического сотрудничества); укрепление отношений с Китаем с учетом потенциальной угрозы, которую для России представляют экономика и вооруженные силы КНР, а также экспансия китайских иммигрантов; с Индией (на почве сотрудничества в области вооружений).

  • Модернизация Вооруженных сил с учетом таких вызовов современности, как наличие вооруженных нерегулярных формирований на территории России и ее союзников, а также потенциальной посткоммунистической интеграции Китая на националистической основе. Авторы предлагают как модернизацию существующих армейских частей, так и взращивание новой армии. В частности, предлагается создать две-три образцово-показательные части в каждом из родов войск, где будут испытываться новые образцы военной техники и проверяться новые методы ведения боевых действий. Оплата военнослужащих образцово-показательных частей, комплектуемых только на добровольно-профессиональной основе, должна составлять порядка 15 тысяч рублей в месяц для рядовых и около 75 тысяч рублей для командиров полков.

Первые шаги

Аналитики СНС настаивают на том, что президент должен приступить к выполнению этой программы сразу же после выборов. В противном случае он рискует потерять кредит доверия населения и шанс повернуть историю России в позитивную сторону. Для этого он должен перестать играть всего лишь роль менеджера страны и стать настоящим национальным лидером и выразителем образа "Великой России", апеллирующего, в том числе к эмоциональной сфере граждан и к моральным ценностям. В обществе должен быть достигнут консенсус по поводу если не событий 1990-х, то хотя бы условий совместного движения в будущее, в котором найдется место в том числе и социально-ответственному бизнесу. Все это должно происходить на фоне развития доктрины социальной справедливости, обеспечения доступа граждан в национальную элиту и появления ответственных перед обществом СМИ.

И возляжет лев рядом с агнцем...

Предыдущие материалы по теме:

Одиночество Путина - 2 [01.12.2003] Новая нация и государственный переворот

Семерых полпредов за одного вице-президента [23.09.2003] Совет по национальной стратегии предлагает изменить структуру управления Россией

Ползучий переворот [03.09.2003] Глеб Павловский назвал заказчиков "дела ЮКОСа"

Конец Российской империи [21.11.2002] Завоевания Петра Первого будут окончательно ликвидированы 22 ноября

Другие материалы