Новости партнеров

Это просто праздник какой-то

Чиновники готовятся к 14 марта

11 марта Владимир Путин обратился к россиянам с призывом поучаствовать в выборах президента. "Только ваша поддержка придаст будущему президенту России уверенность в своих силах", - заявил Путин, явно намекая на себя любимого. В его речи был еще один интересный пункт: "Демократические процедуры формирования власти стали для нас привычными, но это не должно привести к снижению значимости этих событий в общественном сознании". В переводе на обычный язык эта фраза значит следующее: "Хотя все мы понимаем, что выборы стали в России полной формальностью, идти на них все равно надо". Примерно с таким же настроением к выборам готовится вся страна - от ЦИК и телеканала "Россия" до глав сельских администраций.

Огласите весь список

Для рядового избирателя наибольший интерес представляют, понятно, не списки кандидатов в президенты Российской Федерации, а достоверная информация о том, какие блага можно получить, явившись в свой выходной день на избирательный участок. Имеются в виду, разумеется, не макроэкономические выгоды от избрания того или иного кандидата, а вполне конкретные бонусы, которые проголосовавший получит прямо 14 марта. 10 марта глава ЦИК Александр Вешняков во время селекторного совещания с руководителями региональных избиркомов сообщил, что они должны "создать атмосферу праздника в день выборов". Этого он мог и не говорить: ассортимент товаров и услуг, которые можно будет бесплатно или задешево получить на избирательных участках нашей страны в ближайшее воскресенье, и так впечатляет.

В самом худшем случае избиратель может рассчитывать как минимум на дешевую еду. Без избирательного буфета в это воскресенье не обойдется, наверное, ни один участок. В буфетах бутерборды, пиво и слабоалкогольные напитки будут продаваться с минимальной наценкой. Однако фантазия многих региональных избиркомов пошла гораздо дальше. Например, в Ярославле на каждом избирательном участке будет организован конкурс между предприятиями общепита на лучшее кондитерское изделие. Членами жюри станут первые пришедшие голосовать избиратели. Во многих муниципальных образованиях избиратели получат шоколад и шампанское - в некоторых случаях для этого будет достаточно первым придти на участок, а в некоторых - правильно ответить на вопросы викторины "Что я знаю о выборах". В деле стимуляции явки через желудок властям охотно помогают местные предприниматели: в Омске, например, они организуют на каждом участке дегустационные пункты, где любой проголосовавший получит бесплатный чай, бутерброды и выпечку.

Не менее распространенным, хотя, возможно, и не столь действенным способом привлечения граждан к участию в выборах является апелляция к духовным ценностям. Прямо в тех зданиях, где будет происходить волеизъявление, чиновники намереваются устроить смотры художественной самодеятельности и концертные выступления народных коллективов. Нижневартовских избирателей пригласят на праздник "Проводы зимы", а в поселке Целинный Усть-Ордынского муниципального округа на участке будет установлен теннисный стол. Если бы подобные методы практиковались в Москве, то урны для голосования можно было бы установить, например, в центре для игры в боулинг.

Кроме пищи духовной и физической в день выборов можно получить также некоторое количество дешевых или бесплатных услуг. В этой части списка больше всего впечатляет 500-рублевая скидка на оплату ЖКХ, которой удостоится каждый проголосовавший житель Якутска. Не менее оригинальным является и приморское ноу-хау: все избиратели Приморья смогут бесплатно измерить свое артериальное давление и получить от врачей информацию о своих возможных заболеваниях. В Уссурийске, кроме всего прочего, пенсионеры, проголосовавшие с восьми до девяти утра, смогут целый месяц бесплатно стричься в городских парикмахерских.

И можно предположить, что стрижка эта будет осуществляться не за счет муниципалитета. В кампании "все на выборы" во многих населенных пунктах участвуют местные предприниматели. Эти патриоты совершенно добровольно организуют лотереи и праздничные концерты. Самый сильный подъем гражданского сознания наблюдается у бизнесменов Нижневартовска: они приурочили ко дню голосования розыгрыш призов. Всего подарков будет около 500, причем самый удачливый избиратель получит 14 марта автомобиль.

Неплохо нажиться на выборах удастся также и молодежи. Выполнившим свой гражданский долг лицам в возрасте от 18 до 35 лет придется даже выбирать между различными бесплатными концертами, на которые их приглашают радиостанции и общественные объединения. Например, в Уфе бесплатные билеты в ночные клубы города предлагает организация "Ты нужен России". В Москве радиостанция "Динамит FM" предоставляет билеты на фестиваль "Бомба года" в СК "Олимпийский", а "Европа-плюс" проводит конкурс на лучший ответ на вопрос: "Почему я иду на выборы?". Конкурс проводится ежедневно с 16 февраля по 14 марта, и каждый день два радиослушателя, сумевших сказать по поводу выборов что-либо интересное, получают по 10 тысяч рублей.

Причем все вышеописанное не считается подкупом избирателей. Если бонусы предоставляют местные власти или избиркомы, то их представители объясняют, что люди идут голосовать исключительно потому, что осознали свой гражданский долг, а все сопутствующие радости призваны лишь создать праздничную атмосферу. Что касается негосударственных структур, то они заявляют, что просто проводят собственную пиар-акцию, за участие в выборах не агитируют, а подарки раздают не на участке, а при выходе, так что в подкупе избирателей их тоже обвинить нельзя.

Предвыборный зуд

Тем не менее, предвыборное рвение местных властей все же представляет для Кремля определенную проблему. На этот счет даже пришлось высказаться главе ЦИК. Вчера Вешняков напомнил о случаях давления на избирателей и заявил, что "подобного рода административный зуд не дает эффекта, которого иногда ожидают начальники. Он дает обратную реакцию протестного голосования. Это, своего рода, медвежья услуга". В том же духе говорил и вице-премьер Александр Жуков - подчеркнув важность участия представителей исполнительной власти в разъяснительной работе с населением, он также предостерег чиновников от "административных перегибов".

Проехаться по излишне ретивым администраторам Вешнякову с Жуковым пришлось не просто так. Их заявления стали реакцией на активно обсуждаемые в СМИ предвыборные инициативы местных начальников. Например, предание публичной огласке ситуации в Хабаровске, где было принято решение отказывать в госпитализации в предвыборные дни больным, не получившим открепительные талоны, привело к тому, что этот приказ управления здравоохранения был опротестован прокуратурой. Аналогичная проблема возникла в Воронежской области и разрешилась точно так же. А военная прокуратура, расследовав факт поступления из штаба 6-й армии ВВС РФ телеграммы командирам частей, предписывавшей "назначить должностных лиц, ответственных за работу по поддержке кандидата Путина", сообщила, что "командование подразделений не стало выполнять противозаконные распоряжения армейского начальства".

Каждый служит, как он может

Таким образом, перед выборами российские чиновники оказались между двух огней. С одной стороны, они знают, что уровень явки во вверенной им местности является главным показателем их успешности как руководителей и лояльности вышестоящей власти. Как рассказал корреспонденту "Независимой газеты" ярославский губернатор Анатолий Лисицын, "высокая явка становится аргументом при переговорах в Москве при отстаивании интересов региона, продвижении социальных программ и получении финансовой помощи". Управленцы на уровне муниципальных образований также отвечают за явку перед губернаторами. Зато могут требовать высокой явки от глав сельских администраций.

При этом на каждой управленческой ступени чиновники стараются не только выполнить, но и перевыполнить план. Они не виноваты - их так учили еще, например, в советских высших партийных школах. Поэтому в то время как ЦИК с удовлетворением прогнозирует 60-процентную явку, представитель ульяновского губернатора заявляет муниципальным чиновникам следующее: "Приказываю вам, чтобы явка на избирательные участки была не менее 80 процентов. У кого не будет такой явки, те руководители будут наказаны". Можно не сомневаться, что испуганные руководители постараются организовать 90-процентную явку, чтобы губернатор уж точно остался доволен. Так и получается, что в некоторых особенно лояльных регионах мы наблюдаем статистическое чудо - явка там порой превышает 100 процентов.

При этом нужных показателей чиновники добиваются тем способами, которые им наиболее доступны. И нет ничего удивительного в том, что где-то проводится вполне современная пиар-акция, а где-то в бюджетных учреждениях объявляют рабочий день, делят сотрудников на "избирательные бригады", которые собираются в определенных местах и коллективно отправляются на избирательные участки, в то время как руководитель организации сидит на рабочем месте и ждет рапортов от бригадиров об успешном завершении голосования.

Ведь пока что специальных курсов по правильному обеспечению нужных результатов выборов для госчиновников не проводят. Видимо, это будет следующий шаг на пути к идеально функционирующей управляемой демократии.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Президент-2004Спецпроект Vip.Lenta.Ru

Владимир Путин и его ресурс [26.02.2004]Страну трясет перед выборами

За тремя зайцами погонишься... [18.02.2004]Пуск учебной стратегической ракеты в Баренцевом море обернулся национальным позором России

Нелегкий перебор [16.02.2004] За прямую трансляцию предвыборного выступления Путина кому-то придется ответить

Конспект лекции [13.02.2004]Репортаж со встречи Путина с доверенными лицами и прессой

"Главе государства не следует заниматься собственной рекламой..." [12.02.2004]Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами

Еще на шаг ближе [28.01.2004] ЦИК закончил прием подписных листов от кандидатов в президенты России

Кто поможет Путину? [25.12.2003]Не остаться с бюллетенях одному

Одиночество Путина - 3 [22.12.2003]Выборы на грани бойкота

Верховное Справочное Бюро [18.12.2003] Путин отвечает

Другие материалы