14 марта 2004 года в Российской Федерации прошли выборы президента, то есть главы государства. В них приняли участие шестеро кандидатов - независимый кандидат (еще недавно - лидер фракции "Родина" в Госдуме) Сергей Глазьев, кандидат от партии ЛДПР Олег Малышкин, независимый кандидат (лидер "Партии жизни") Сергей Миронов, независимый кандидат (действующий президент РФ) Владимир Путин, независимый кандидат (еще недавно - сопредседатель "Союза правых сил") Ирина Хакамада и кандидат от партии КПРФ Николай Харитонов.
Главной интригой выборов было не имя победителя, а явка избирателей. Для того чтобы понять, кто будет президентом, в первую очередь необходимо, чтобы выборы состоялись. А для этого нужно, чтобы на избирательные участки пришли более 50 процентов россиян, имеющих право голоса. Процент избирателей, принявших участие в голосовании, называется "явкой". Перед прошедшими выборами многие боялись, что явка будет слишком низкой, и голосование придется проводить еще раз. Поэтому чиновники по всей стране предприняли массу усилий для того, чтобы граждане воспользовались правом выбора. Еще за несколько недель до 14 марта в СМИ начала появляться информация о подарках, скидках на оплату ЖКУ и бесплатных стрижках, приготовленных для проголосовавших, а также о дешевых продуктах питания, которые должны были продаваться перед участками.
Также было известно об особой ситуации, в которой оказались сотрудники бюджетных предприятий. В некоторых учреждениях 14 марта было объявлено рабочим днем, и урны для голосования были доставлены прямо в рабочие цеха. В других все сотрудники были приписаны к избирательным бригадам, а в каждой из бригад назначен человек, ответственный за появление всех ее членов на избирательном участке. Уже 14 марта начали поступать сообщения о том, что еще делается для обеспечения явки. Например, на сайте Газеты.Ру можно найти несколько десятков рассказов простых избирателей о том, как их заставили голосовать под угрозой несдачи сессии, неполучения премии или даже увольнения. А по информации членов ЦИК от партии КПРФ, в Московской городской и Саратовской областной избирательных комиссиях в списки для голосования были включены граждане, не имеющие регистрации на территории России.
Таким образом, явка была обеспечена. Необходимый пятидесятипроцентный барьер был преодолен уже в 17:00 по московскому времени. А по информации, поступившей в ночь с 14 на 15 марта, явка избирателей составила 61,48 процента. Это почти на шесть процентов больше, чем явка на выборах в Госдуму РФ 7 декабря 2003 года (президентские выборы в России традиционно привлекают больше внимания, чем парламентские), зато на 10 процентов меньше, чем на выборах президента в 2000 году.
Сравнивая данные об активности избирателей в различных регионах, можно сделать вывод о степени лояльности региональных элит Кремлю. Например, есть в нашей стране субъекты федерации, в которых исполнить свой гражданский долг решили практически все избиратели. Например, 95,94 процента жителей Кабардино-Балкарской республики пришли в это воскресенье на избирательные участки. Активную гражданскую позицию проявили также 91,09 процента жителей Ингушетии, 91,29 процента жителей республики Мордовия и 88,74 процента жителей республики Дагестан. Не осталась в стороне и Чеченская республика, где 89,65 процента бюллетеней было использовано по назначению.
На этом фоне как-то стыдно становится за Красноярский край, где проголосовало всего 48,45 процента избирателей. Сильно отстают также Иркутская область (49,73 процента), республика Хакасия (54,87 процента), республика Карелия (54,86 процента) и республика Коми (56,15 процента). Непонятно даже, куда смотрели руководители этих субъектов федерации.
На момент написания этого материала известны только предварительные итоги состоявшихся выборов. К 08:00 15 марта подсчитано около 85,6 процента голосов. Оказалось, что в борьбе за должность президента РФ лидирует независимый кандидат Владимир Путин, получивший поддержку 71,2 процента избирателей. Для сравнения, в 2000 году он набрал 53 процента голосов. Сам Владимир Путин на пресс-конференции в прямом эфире телеканала "Россия" объяснил свою возросшую популярность серьезной работой, проделанной им за прошедшие четыре года.
Политические оппоненты Путина, однако, еще до выборов утверждали, что ничего не могут сделать для повышения своего рейтинга, так как оказались в информационной и административной блокаде. Причем блокада эта стала еще сильнее, чем четыре года назад. Скорее всего, представители КПРФ именно этим объяснят тот факт, что в 2000 году кандидат от их партии получил 23 процента голосов, а в 2004 - всего 13,8 процента. Правда, такой результат коммунистов можно объяснить и естественной убылью их электората, а также неспособностью руководства партии модернизировать идеологию и привести имидж КПРФ в соответствие с требованиями современности. В пользу последней версии свидетельствует тот факт, что результат кандидата от КПРФ Николая Харитонова оказался выше, чем результат партии на парламентский выборах. Это значит, что в декабре 2003 года коммунисты могли потерять часть голосов из-за того, что их представлял надоевший электорату Геннадий Зюганов.
Сергей Глазьев, набравший 4,2 процента голосов, оказался в прямо противоположной ситуации. На президентских выборах в Госдуму партия "Родина", лидерство в которой он делил с Дмитрием Рогозиным, набрала 9,02 процента голосов. После этого Сергей Глазьев решил баллотироваться в президенты фактически на свой страх и риск, вопреки желанию партнера по партии и, судя по всему, патронов из администрации президента. В результате жесткой борьбы Глазьев лишился своего поста лидера думской фракции и права пользоваться брэндом "Родина". И хотя этому оппозиционеру и предсказывали блестящее политическое будущее, результаты президентских выборов показали, что "Родина" значит для избирателя больше, чем Сергей Глазьев с его экономической программой.
Зато результат Ирины Хакамады (3,8 процента) почти полностью совпадает с декабрьским результатом "Союза правых сил". Это может быть связано с тем, что у правых остался только самый "ядерный" электорат, который и проголосовал за единственного либерального кандидата. Ясно также, что отсутствие у Хакамады поддержки бывших коллег по партии - Бориса Немцова и Анатолия Чубайса - не лишило ее сколько нибудь значимого количества голосов. В любом случае, кампания помогла Хакамаде обрести определенную легитимность как представителю правого политического крыла, что окажется полезным тогда, когда она, как обещала, приступит к созданию новой либеральной политической партии.
Низкий результат Олега Малышкина (2 процента), подтверждает, что ЛДПР остается популярной исключительно благодаря своему лидеру - Владимиру Жириновскому. Впрочем, это факт также очевиден, как и то, что ни Сергей Миронов (0,8 процента), ни его "Партия жизни" популярностью не пользуются, не пользовались, и пользоваться не будут. Видно, не любой кремлевский проект ждет такая же удачная судьба, как "Единство" и "Родину".
Миронов, правда, легко снесет обиду и не будет жаловаться на нарушения избирательного законодательства, как это делает, например, Сергей Глазьев. Начальник избирательного штаба последнего - Яна Дубейковская - рассказала в эфире радиостанции "Эхо Москвы" об одном из фактов давления на избирателей, зафиксированном в 4-м психоневрологическом диспансере Москвы. В этом лечебном учреждении больным выдавали бюллетени, в которых напротив имени Путина уже стояла галочка. Когда несколько пациентов захотели отдать голоса другим кандидатам, им было сказано, что бюллетеней больше нет.
Описанный госпожой Дубейковской случай - всего лишь одно из многих нарушений, получивших сегодня огласку. Например, на "горячую линию", организованную Хакамадой и Глазьевым, поступило 109 звонков с сообщениями о различных злоупотреблениях. При этом официальные источники называют совсем другую цифру, а Генпрокуратура возбудила всего шесть дел, связанных с нарушениями избирательного законодательства. Эти дела касаются скидок на услуги ЖКХ для проголосовавших жителей Якутска, исчезновения 100 бюллетеней в Петропавловске-Камчатском, незаконной агитациии в Хабаровске и Иркутске, а также обнаруженного в Щелково муляжа взрывного устройства.
Зато в Чечне взрывные устройства оказались настоящими и взорвались около двух избирательных участков в станице Серноводская в Сунженском районе. Оба взрыва почти одновременно произошли сразу после начала выборов, но от них никто не пострадал. Наверное, именно бескровность этого инцидента позволила чеченским властям заявить, что выборы в республике прошли без особых происшествий.
То же можно сказать и о выборах в России вообще. В отличие от декабрьского голосования, в этот раз не было видно даже банальных яйцеметателей. Единственным событием, которое с большой натяжкой можно назвать скандалом, оказалось изгнание корреспондента "Росбалта" из здания ЦИК. Алексей Левченко пострадал за то, что на его рабочем месте была найдена листовка НБП. Его обвинили в нарушении закона "О выборах президента" и попытке саботажа и с позором лишили аккредитации.
Листовка, которая так испугала работников ЦИК, гласила: "Выборы отменяются".
Предыдущие материалы по теме:
Президент-2004 - СПЕЦПРОЕКТ Vip.Lenta.Ru
Это просто праздник какой-то [11.03.2004]Чиновники готовятся к 14 марта
Владимир Путин и его ресурс [26.02.2004]Страну трясет перед выборами
Космополит безродный [16.02.2004]Партия российских регионов избавилась от Глазьева и присвоила себе название "Родина"
Еще на шаг ближе [28.01.2004] ЦИК закончил прием подписных листов от кандидатов в президенты России
Путь самурая [26/01/2004]Хакамада баллотируется в президенты