Все ушли в "Ночной Дозор" Российский кинематограф ждет решающее сражение за светлое будущее

8 июля 2004 года можно по праву считать поворотным моментом в истории современного российского кинематографа. Сие определение отнюдь не означает, что отечественное кинопроизводство готово свернуть куда следует, но, во всяком случае, событие этого дня вселяет надежду на то, что у него появился хотя бы компас. В российский прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов сезона - "Ночной дозор". Если отбросить все громогласные эпитеты в стиле "голливудский размах" и сконцентрироваться на фактах, то они сами по себе окажутся вполне красноречивыми: самый дорогой телевизионный проект, выросший до размеров широкого экрана, самые сложные спецэффекты, самый интенсивный интернет-промоушн и, как следствие, сайт фильма - одна из самых посещаемых страниц рунета. И все это при полном отсутствии державного мифотворчества.

Следует сразу оговориться, что сравнения "Дозора" с аналогичными голливудскими продуктами не имеют никакого смысла. То, что для нас является событием национального масштаба, для американской "фабрики грез" будет всего лишь еще одним фильмом класса "Б". Да и все критики, оперирующие в патриотическом припадке терминологией в стиле "наш ответ Чемберлену", забывают о главном: ничего подобного наш кинематограф до сих пор не знал. Отечественное фантастическое кино, не блиставшее разнообразием даже в благоприятные советские времена, всегда ассоциировалось у нас с картонными космическими кораблями, карикатурными злодеями, непреклонными светлоглазыми героями и мощным идеологическим фоном. Но даже это великолепие кануло в лету без всяких, казалось бы, надежд на возвращение. С этой точки зрения "Ночной дозор" - нечто большее, чем попытка возрождения и гонка за лидером, это вызов собственным страхам.

Источник

Роман "Ночной дозор" является первой частью одноимённого цикла, созданного Сергеем Лукьяненко, куда входят также роман "Дневной дозор", написанный в соавторстве с Владимиром Васильевым, и вышедшая недавно заключительная часть - "Сумеречный дозор". Сюжет книг сводится к старой как мир формуле - противостоянию сил Света и Тьмы (не путать с силами Добра и Зла). Но вот способ этого противостояния вполне своеобразен. Вместо тотального уничтожения друг друга при первой возможности противоборствующие стороны следуют условиям древнего договора, целью которого является сохранение равновесия. У каждой из сторон есть свой Дозор - некая спецслужба, которая контролирует соблюдение паритета. Ночью, когда на улицах городов помимо обычных недобропорядочных граждан появляются маги, вампиры, оборотни и прочие Иные, в дело вступает ночной Дозор, днем - его оппоненты. В ночном дозоре несёт службу недавно переведённый на оперативную работу Светлый маг Антон Городецкий. У него проблемы с прошлым (до инициации он по неведению чуть не убил своего еще не родившегося сына, воспользовавшись "услугами" ведьмы), на его лестничной площадке живёт вампир Костя, а ещё Антон категорически не согласен с Договором, но продолжает работать в Дозоре. Здесь стоит прерваться, поскольку все желающие могут сами припасть либо к первоисточнику, либо к его экранному "альтер эго".

  • Режиссер: Тимур Бекмамбетов
  • Авторы сценария: Сергей Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов
  • Музыкальное сопровождение: Юрий Потеенко
  • Оператор: Сергей Трофимов
  • Продюсерская группа: Алексей Кублицкий, Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Варя Авдюшко
  • Художники: Валера Викторов, Мухтар Мирзакеев
  • В главных ролях: Константин Хабенский (Антон Городецкий), Владимир Меньшов (Гесер), Мария Порошина (Светлана), Виктор Вержбицкий (Завулон), Жанна Фриске (Алиса Донникова), Алексей Чадов (Костя), Галина Тюнина (Ольга), Николай Олялин (Инквизитор), Юрий Куценко (Игнат), Сергей Лукьяненко (Руслан), Игорь Савочкин (Максим, будущий Инквизитор), Анна Дубровская (Лариса, вампирша), Алексей Маклаков (Семён), Александр Самойленко (Илья, Медведь), Валерий Золотухин (отец Кости), Анна Слюсарева (Лена, Тигрёнок), Игорь Лифанов (Преследователь), Георгий Дронов (Толик), Дима Мартынов (Егор), Мария Миронова (Ирина, жена Антона), Илья Лагутенко (Андрей, вампир), Сергей Приходько (Пётр, ведьмак), Ирина Королева (Галина Рогова)
  • Фильм

    Поклонникам творчества Сергея Лукьяненко следует заранее запастись терпением или даже валерьянкой. Сюжетная линия фильма местами будет существенно отличается от литературного оригинала, но огульно обвинять режиссера в попирании святынь не стоит, хотя бы потому, что на сторону Тимура Бекмамбетова встал сам автор. По утверждению Лукьяненко, "в фильме, действительно, есть несколько сцен, никаких аналогов в книге не имеющих", однако при этом писатель искренне сожалеет о том, что эти эпизоды "не вошли в книгу, а были придуманы позже". Всем страждущим стоит в этой ситуации вспомнить другой красноречивый пример режиссерской интерпретации классики - кинотрилогию "Властелин колец", временами лишь смутно напоминающую тексты Толкиена.

    Несомненно, самым интересным элементом фильма, помимо самого сюжета, являются беспрецедентные для российского кинематографа спецэффекты. Это уже не кукольные декорации - это полноценный CGI, пусть и в несколько первобытном виде. Производством этого чуда занималась студия "Базелевс". Причем наибольшее впечатление производят как раз не масштабные рисованные объекты, вроде поезда метрополитена, мчащегося по Москве, а крохотные образы, например, кукла Машенька.

    Как утверждают создатели "Ночного дозора", изначально такого персонажа вообще не должно было быть в кадре, но в какой-то момент съемок Тимуру Бекмамбекову пришла в голову идея наделить невинную детскую игрушку темной силой и сделать ее союзником ведьмы. Так возникла легенда о страшном пауке, который живет в Машеньке. Иногда он высовывает свои лапы наружу, протыкая яркий сарафан Машеньки, и отправляется творить свое черное дело.

    С другой стороны, авторам не удалось избежать и откровенных заимствований. Так, интенсивно рекламируемый эпизод, в котором предводитель сил Тьмы Завулон заставляет патрульный фургон ночного Дозора совершить немыслимое сальто-мортале в воздухе, почти по кадрам воспроизводит сцену из голливудского блокбастера "Демон Ада". Да и сам грузовик, буквально летящий по московским улицам, странно напоминает своими повадками "продвинутый" автомобиль "Людей в черном". Но все эти недочеты с лихвой компенсируются патриотическим ощущением в духе "мы тоже это можем".

    Кадры из кинофильмов ''Ночной дозор'' и ''Демон Ада''

    Кадры из кинофильмов ''Ночной дозор'' и ''Демон Ада''

    Lenta.ru

    Прокатная судьба картины, равно, как и ее кассовые сборы, не очевидны. Как сообщил в интервью корреспонденту Lenta.Ru Тимур Бекмамбетов, съемочная группа не ставила перед собой задачу снять однозначно кассовый фильм, а вот у продюсеров такие амбициозные планы есть. "Они рассчитывают, что по сборам "Ночной дозор" составит конкуренцию аналогичным американским фильмам", - сообщил Бекмамбетов. Не совсем понятно, что имеет в виду режиссер под "аналогичными" фильмами", но если речь идет о жанре фэнтази, то первое сравнение, которое представляется логичным - это "Властелин колец" Питера Джексона. Если учесть, что каждая серия трилогии заработала в мировом прокате около миллиарда долларов, а в российском около 10 миллионов, то о каком соперничестве может идти речь? В том случае, если речь идет о фильмах, которые выходят в российский прокат примерно в одно время с "Дозором", то здесь тоже не все просто. Вернее, более неудачного периода для премьеры "Ночного дозора" сложно себе представить, ведь ему предстоит соперничать за зрительское внимание и кошелек с такими монстрами, как "Человек-паук 2" и "Я-робот".

    Пока что единственное, в чем "Дозор" может составить достойную конкуренцию своим западным оппонентам - это продвижение официального сайта. Впервые премьера отечественного фильма сопровождается столь мощной интернет-поддержкой. С момента своего появления в сети страница "Ночного дозора" входит в число лидеров рунета по посещаемости, а в рейтинге Rambler's Top 100 в разделе "Кино" занимает первую строчку.

    Скорее всего, как заметил в одном из интервью Константин Эрнст, речь не может идти о прямом соперничестве "Дозора" с американскими блокбастерами. "Если "Ночной дозор" соберет в прокате пять с половиной миллионов долларов, его главная миссия будет выполнена: он продвинет вперед российскую киноиндустрию", - сказал Эрнст. С этим невозможно не согласиться, и именно с этой точки зрения следует оценивать творение Тимура Бекмамбетова, которому достанется нелегкая доля локомотива. Остается надеяться, что наша киноиндустрия получит толчок в нужном направлении.

    Андрей Воронцов

    Лента добра деактивирована.
    Добро пожаловать в реальный мир.
    Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
    Как это работает?
    Читайте
    Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
    Оценивайте
    Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
    Получайте бонусы
    Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
    Узнать больше