Российская авиатехника в Фарнборо

19 июля под Лондоном открывается международный авиакосмический салон

С 19 по 25 июля 2004 года на аэродроме в Хэмпшире состоится выставка достижений самолетного хозяйства. Международный авиакосмический салон Фарнборо проводится Обществом британских авиакосмических компаний. В области мирового авиастроения Фарнборо является самой престижной выставкой в мире. В этом году в ней планируют принять участие более тысячи компаний и фирм из более чем 50 стран мира.

На авиасалоне в Фарнборо лидеры ведущих авиакосмических корпораций и отраслей промышленности демонстрируют результаты своей деятельности за прошедшее после предыдущего салона время. Общество британских авиакосмических компаний организует выставки начиная с 1918 года. Авиавыствка впервые была экспонирована в зале Олимпия в Лондоне. В 1932 году мероприятие переместилось на аэродром - это было сделано с целью демонстрации показательных полетов. С 1948 года выставка Фарнборо является важнейшей всемирной площадкой в области аэрокосмического оборудования и технологий. До 1962 года она проводилась ежегодно, позже - раз в два года.

СССР начал принимать участие в авиасалоне в Фарнборо в 1984 году (выставляя гражданские самолеты). С 1988 года на выставке демонстрировались и советские военные самолеты. Нынешняя российская авиационная и космическая техника выставляется под эгидой ФГУП "Рособоронэкспорт". Эта организация представляется около 50 предприятий и организаций отечественного оборонно-промышленного комплекса. Это уже четвертое участие "Рособоронэкспорта" в лондонском авиасалоне. По сравнению с 2002 годом, выставочные площади, предоставленные для демонстрации российской оборонной техники, существенно увеличились.

Авиатехника России пользуется в мире стабильным устойчивым спросом. Недавно были заключены контракты на поставки российских самолетов "Су" в Индию, Малайзию и Индонезию. Различные модификации "Сушек" формируют основу военного экспорта России. В 2003 году объемы российского военного экспорта по сравнению с 2002 годом увеличились на 20 процентов и достигли рекордного уровня за весь постсоветский период - около 5,4 миллиардов долларов. Авиатехника и военно-космические услуги составляют около 70 процентов от общего объема этих поставок. По мнению экспертов, участие России в "Фарнборо-2004" окажется успешным.

В этом году "Рособоронэкспорт" будет представлять более 180 наименований авиационной военной техники и вооружений, более 30 из них выставляются здесь впервые. Не вся продукция российской оборонки будет представлена в виде действующих образцов, часть - в виде моделей и рекламных материалов.

Главной "визитной карточкой" российской авиастроительной отрасли является истребитель Су-30 и его различные модификации. Экспортный ряд самолетов семейства "Сухой" включает в себя многофункциональные истребители Су-27СК, Су-30МК, истребитель-бомбардировщик Су-32, штурмовик Су-39, корабельный истребитель Су-33 и некоторые другие. Среди других самолетов, которые Россия будет выставлять в Фарнборо, - Як-130. Это учебно-боевой самолет, который может использоваться как тренировочный и в качестве легкого ударного самолета.

Что касается вертолетной части экспозиции, то ОАО "Камов" представит боевой ударный вертолет Ка-50, вертолетный комплекс радиолокационного дозора Ка-31, многоцелевой вертолет Ка-60 и легкий многофункциональный вертолет типа Ка-226. КБ Миля привезет в Фарнборо военно-транспортный вертолет Ми-171Ш, транспортно-боевой Ми-35М, тяжелый транспортный вертолет Ми-26 и перспективный боевой вертолет Ми-28НЭ.

В области авиавооружения будут представлены некоторые виды авиационных ракет различных классов, в том числе "воздух - воздух" Р-27П, Р-27ЭП и "воздух - земля" Х-59МК повышенной дальности.

Также в этом году "Сухой" представит зрителям гражданскую авиационную технику - в Фарнборо впервые будет продемонстрирован макет салона семейства региональных самолетов Russian Regional Jet. Семейство состоит из шести версий самолетов, все они отвечают самым современным мировым стандартам, что позволит поставлять их не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Перспективный объем продаж самолетов семейства RRJ сейчас оценивается более чем в 12 миллиардов долларов. Общий прогнозируемый спрос составит около 800 машин в течение 20 лет, а цена будет на 10-15 процентов ниже зарубежных аналогов.

Разработка семейства региональных пассажирских самолетов RRJ в настоящий момент является наиболее масштабной гражданской программой "Сухого". Практически все крупные российские авиакомпании, включая "Аэрофлот", "Сибирь" и "Пулково", интересуются этим проектом.

Что касается России, то по заказу Министерства обороны компания ведет разработку современного истребителя-бомбардировщика Су-32, истребителя пятого поколения. Истребитель пятого поколения - это многофункциональная машина для решения задач тактического характера, эффективного поражения воздушных, наземных и морских малоразмерных подвижных целей в любых метеоусловиях дня и ночи, а также в условиях активного противодействия противника с применением высокоточного оружия. Этот самолет также должен проводить воздушную разведку, осуществлять прибрежное патрулирование в любых метеоусловиях. На настоящий момент построена установочная партия из 8 машин и началось проведение государственных испытаний, которые закончатся в 2005 году.

Увидеть воочию результаты работы смогут не только зарубежные зрители. В августе 2004 года в рамках авиационного шоу "МАКС-2004" в городе Жуковском будет продемонстрирован цвет отечественного самолетостроения.

Характеристики некоторых российских самолетов и вертолетов, которые будут представлены на выставке Фарнборо-2004

Су-30МК

Многоцелевой самолет, предназначенный для тактического и оперативного боевого применения, выполнения задач по уничтожению воздушных объектов (завоевание превосходства в воздухе, противовоздушная оборона, длительное патрулирование и сопровождение), а также наземных и морских целей (подавление ПВО противника, блокирование действий противника и непосредственная поддержка с воздуха). Дополнительно Су-30МК может выполнять задачи противодействия системам радиоэлектронной борьбы и вести дальнее обнаружение, а также осуществлять оперативное управление группой летательных аппаратов, выполняющих совместную задачу. Благодаря двойному управлению самолет может также применяться для практической летной и боевой подготовки.

Самолет обладает способностью автоматизированного полета на различных режимах, включая полет на малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и морских целей. Система автоматического управления взаимосвязана с навигационной системой, обеспечивает полет по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

  • Размах крыла, м 14,70
  • Длина самолета, м 21,90
  • Высота самолета, м 6,40
  • Площадь крыла, м2 62,00
  • Максимальная взлетная масса, кг 34500
  • Максимальная масса топлива, 9640 кг
  • Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
  • Максимальная скорость, км/ч 2125
  • Практическая дальность без дозаправки, км 3000
  • Практический потолок, м 17300
  • Экипаж, чел 2
  • Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленная справа в наплыве крыла.
  • На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг). В состав боенагрузки входят: до 6 УР класса "воздух-воздух" типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1), до 6 УР класса "воздух-поверхность" типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ, 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л, свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д; до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ,
    НУРС С-8, С-13 и С-25.

Су-27СК

Су-27СК представляет собой истребитель, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе и борьбы как с существующими, так и перспективными образцами техники противника. Он решает задачи патрулирования и воздушной обороны охраняемой территории, сопровождения ударных самолетов в рейдах большой дальности, уничтожения наземных целей неуправляемым ракетно-бомбовым оружием класса "воздух-земля".

Истребитель оснащен современным комплексом связи, способным обеспечить телефонную радиосвязь с землей и между самолетами на расстоянии до 1500 км, обмен информацией во время боя между самолетами по системам кодированного обмена данными и командное наведение с наземного пункта управления при выполнении автоматического перехвата. Су-27СК, как отмечалось выше, способен уничтожать воздушные цели как над своей территорией, так и при действиях авиации за линией фронта Истребитель может выполнять боевые задачи при применении противником средств радиоэлектронной борьбы и в условиях противодействия ПВО в любых метеорологических условиях, днем и ночью.

Высокая боевая эффективность достигается благодаря современной системе управления вооружением: Су-27СК имеет мощную помехоустойчивую доплеровскую РЛС с импульсным режимом работы, используемую для поиска и сопровождения целей. Также имеется оптико-электронная систему наведения. Обе системы работают совместно, с взаимным обменом данными, что позволяет значительно повысить надежность обнаружения, сопровождения и атаки в условиях активного электронного противодействия.

  • Размах крыла, м 14,70
  • Длина самолета, м 21,94
  • Высота самолета, м 5,932
  • Площадь крыла, м2 62,00
  • Масса, кг максимальная взлетная 33000
  • Масса топлива, кг 9400
  • Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-31Ф
  • Максимальная скорость, км/ч: на большой высоте 2430
  • Практический потолок, м 18000
  • Практическая дальность, км 3680
  • Экипаж, чел 1
  • Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
  • Максимальная боевая нагрузка - 8000 кг на 10 узлах подвески: может устанавливаться до шести УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р и Т, до четырех УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН, НУР С-8, С-13, С-25, бомбы ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100.

Су-32

Разведывательно-ударный самолет берегового базирования Су-32 предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника на значительном удалении от обороняемой территории. Самолет способен эффективно выполнять оборону морской экономической зоны прибрежных государств днем и ночью в условиях плохой погоды и радиопротиводействия. Кроме того, летные качества самолета Су-32 наряду с высокоавтоматизированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и мощным набором управляемых ракет класса "воздух - воздух" позволяют обеспечить надежную защиту от авиационных средств нападения, действующих с морских направлений.

Самолет оборудован комплексом бортового радиоэлектронного оборудования "Морской змей", предназначенным для разведки, наблюдения за поверхностью моря, поиска подводных лодок, обнаружения мин и борьбы с надводными кораблями. Структура комплекса является раздельно-интегральной. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки БЦВМ "Аргон". Модульная конструкция всего комплекса, определенное дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем позволяют выполнить боевую задачу даже при выходе из строя части информационных систем. Кроме того, раздельная конструкция позволяет легко изменять конфигурацию комплекса, то есть делать его менее сложным и дорогим или добавлять некоторые новые информационные системы при необходимости.

  • Размах крыла 14,70
  • Длина самолета 22,00
  • Высота самолета 5,93
  • Площадь крыла, м2 62,00
  • Максимальная взлетная масса, кг 44600
  • Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-35Ф
  • Максимальная скорость на высоте, км/ч 1900
  • Практический потолок, м 17000
  • Практическая дальность, км 4000
  • Экипаж, чел 2
  • Вооружение: Встроенное вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301, установленной в правом наплыве крыла.
  • На 8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных пилона подвешивается до 8000 кг боевой нагрузки: 6 УР класса "воздух-воздух" Р-73; 8 УР класса "воздух-воздух" Р-27 различных модификаций; 10 УР класса "воздух-воздух" Р-77(РВВ-АЕ); 6 УР класса "воздух-поверхность" Х-29Т/Л; 6 УР класса "воздух-РЛС" Х-31П либо "воздух-корабль" Х-31А; 6 корректируемых ракет класса "воздух-поверхность" С-25; 1 многоцелевая УР "Альфа"; 3 УР класса "воздух-поверхность" Х-59М; 3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК; 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
  • 6 ПУ Б-8М по 20 80-мм НУРС С-8; 6 ПУ УБ-13 по 5 122-мм НУРС С-13; 6 одноразовых ПУ О-25 для 6 266/340-мм либо 256/420-мм НУРС С-25; 12-16 500-кг авиабомб; 22 250-кг авиабомб; 34 100-кг авиабомб; 7 контейнеров КМГУ.

Су-39

Самолет-снайпер Су-39 предназначен для поражения целей на земле, море и в воздухе, выполнение которых другими ударными комплексами тактического назначения практически невозможно. Новый самолет предназначен для решения трех основных задач: уничтожения танков, БМП, БТР и САУ на марше, поле боя и местах их сосредоточения перед вводом в бой в сложных метеоусловиях днем и ночью; уничтожения морских целей типа быстроходных катеров, десантных барж, фрегатов и эсминцев; уничтожения авиации сухопутных войск, ударных и тяжелых военно-транспортных самолетов на земле и в воздухе.

Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и относительно большая дальность стрельбы позволяют успешно применять тяжелые ракеты, состоящие на вооружении самолета, по наземным, морским и воздушным целям. Так, например, вертолет типа "Апач" обнаруживается на дальности 6 км и уничтожается "Вихрем" с вероятностью 90 процентов. Боекомплект из 16 "Вихрей" позволяет штурмовику уничтожить в одном боевом вылете порядка 12 танков и вертолетов в любом сочетании.Радиоэлектронные средства противодействия, комплекс боевой живучести и высокая скорость позволяют Су-39 выполнять боевые задачи над территорией противника с большой вероятностью возвращения на свой аэродром. Су-39 может расстреливать танки противника оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Относительно небольшие величины минимальной дистанции до цели и разрешенной высоты пуска ракеты позволяют работать "Вихрем" в условиях ограниченной видимости (например, при метеоминимуме 2 км на 200 м). В условиях Европы, которая нередко прикрыта облачностью с нижней кромкой 200 м, только Су-39, вооруженный ракетами "Вихрь", может успешно бороться с подвижными бронированными целями.

  • Размах крыла, м 14,52
  • Длина самолета,м 15,33
  • Высота самолета,м 5,20
  • Площадь крыла, м2 30,10
  • Максимальная взлетная масса, кг 21500
  • Топливо, л 4890
  • Тип двигателя 2 ТРД Р-195(Ш)
  • Максимальная скорость у земли, км/ч 950
  • Перегоночная дальность, км 2500
  • Практический потолок, м 12000
  • Экипаж, чел 1
  • Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1
  • Боевая нагрузка -4000 на 11 узлах подвески ПТРУРК Вихрь с 16 ПТУР (2х8 блоков), 4 УРВП Х-25МЛ или С-25СЛ или 4 ПКР Х-31А, Х-35,
  • 2 ПРЛУР Х-31П или Х-58УЭ или До 4 УРВВ Р-60 или Р-73Э, НУР калибра 57-370-мм, бомбы (обычные, наводимые, кассетные) или зажигательные баки.

Су-33

Корабельный самолет Су-33 предназначен для решения задач по уничтожению средств воздушного нападения противника самостоятельно и во взаимодействии со средствами корабельного и авианосного соединения, уничтожения противолодочных самолетов и вертолетов, уничтожения надводных кораблей противника и наземных целей военного назначения.

Су-33 способен обеспечивать боевые действия других видов авиации ВМС: корабельной, морской ракетоносной, противолодочной, радиолокационного дозора и так далее. Он также может уничтожать противолодочные самолеты противника в районах развертывания боевых действий подводных лодок, самолеты-разведчики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, КР, беспилотные летательные аппараты палубного и берегового базирования; вести воздушную техническую разведку и осуществлять постановку морских мин.

Су-33 оснащен системой управления вооружением с усовершенствованной импульсно-доплеровской БРЛС, обеспечивающей поиск и сопровождение воздушных целей на фоне земли или воды. Обеспечивается сопровождение на проходе до 10 целей и одновременный пуск ракет по нескольким целям. Как и Су-27, палубный истребитель имеет оптоэлектронный локатор (теплопеленгатор и лазерный дальномер), скомплексированный с нашлемной системой целеуказания (оптическая головка локатора для улучшения обзора летчика смещена вправо).

  • Размах крыла, м 14,70
  • Длина самолета, м 21,19
  • Высота самолета, м 5,93
  • Площадь крыла, м2 62,00
  • Максимальная взлетная масса, кг 32000
  • Масса топлива, кг 9400
  • Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-31Ф.
  • Максимальная скорость, км/ч 2300
  • Практический потолок, м 17000
  • Экипаж, чел 1
  • Вооружение: 30 мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
  • Максимальная боевая нагрузка - 6500 кг.
  • Ракетное вооружение имеет 12 узлов подвески. Может устанавливаться до 2 УР класса воздух-воздух увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ, до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27, РВВ-АЕ, и Р-27Т, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН. Противокорабельная УР Москит большой дальности.

Як-130

Учебно-боевой самолет ЯК-130 создан для основного и повышенного этапов подготовки летчиков с учетом тенденций развития мирового рынка учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов и способен эффективно решать боевые задачи в локальных конфликтах и в ходе контртеррористических операций. Совершенная аэродинамика и большая тяговооруженность позволяют ЯК-130 выполнять полеты на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, и эффективно решать боевые задачи.

  • Размах крыла, м 9,72
  • Длина самолета, м 11,49
  • Высота самолета, м 4,76
  • Площадь крыла, м2 23,52
  • Максимальная взлетная масса, кг 9000
  • Тип двигателя 2 ТРД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S)
  • Максимальная скорость, км/ч 1000
  • Практический потолок, м 12500
  • Экипаж, чел 2
  • Вооружение: Боевая нагрузка - 3000 кг на 6 узлах подвески
  • Возможна подвеска: 454-кг и 227-кг бомбы (Mk.83 и Mk.82 на АЕМ-130), УР воздух-воздух Р-73 (AIM -9L/M на АЕМ-130),УР воздух-земля (AGM-65 на АЕМ-130), ПКР (Marte Mk-2A на АЕМ-130), контейнеры с 23-мм или 30-мм пушками, ПУ НУР, контейнеры с разведовательной аппаратурой (для АЕМ-130 - VICON-601) или аппаратурой РЭБ (для AEM-130 ELT-55)

Ка-50

Боевой ударный вертолет Ка-50 предназначен для поражения бронетанковой и мотомеханизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. По критерию "эффективность-стоимость" он не имеет себе равных среди всех существующих боевых вертолетов. Это достигнуто благодаря оптимальному сочетанию высоких значений энерговооруженности соосного аппарата, маневренности и летных данных, мощного вооружения, интегрального бортового радиоэлектронного комплекса, высоких боевой живучести и эксплуатационной технологичности.

  • Диаметр главного винта, м 14,50
  • Длина, м 13,50
  • Высота, м 4,90
  • Максимальная взлетная масса, кг 9800
  • Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
  • Максимальная скорость, км/ч 390
  • Практическая дальность, км 1160
  • Практический потолок, м 5500
  • Экипаж, чел 1
  • Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 с 500 патронами
  • Боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески 4х3 ПТУР "Вихрь", или УР "воздух-воздух", или 80 80-мм НУР, или контейнеры с пушками или пулеметами

Ка-60

Многоцелевой вертолет Ка-60 предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях, проведения поисково-спасательных работ, обучения и тренировки летного состава. Еще одно назначение Ка-60 - разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. Ка-60 - машина всепогодного и круглосуточного действия. Она оснащена БРЛС "Арбалет", разработанной НПО "Фазотрон" и установленной в носовой части фюзеляжа. Летчики могут пользоваться очками ночного видения, совместимыми с приборным оборудованием. Ка-60 - многоцелевой самолет, обладающий чрезвычайно широким диапазоном применения.

  • Диаметр главного винта, м 13,50
  • Диаметр хвостового винта, м 1,40
  • Длина, м 13,47
  • Высота, м 4,00
  • Ширина, м 1,90
  • Максимальная взлетная масса, кг 6500
  • Тип двигателя 2 ГТД РД-600
  • Максимальная скорость, км/ч 300
  • Практическая дальность, км 700
  • Практический потолок, м 5150
  • Экипаж, чел 1-2
  • Полезная нагрузка: 14 десантников или 2000 кг груза в кабине или 2500 на внешней подвеске

Ка-226

Унаследовав от своего предшественника Ка-26, имевшего заслуженную репутацию, модульную схему, новый летательный аппарат может использоваться для решения различных задач. Например, в МЧС России - для аварийно-спасательных работ, как медицинский и патрульный. Также Ка-226 оказывает помощь в наблюдении за газо- и нефтепроводами. Уникальные способности вертолетов соосной схемы делают Ка-226 наиболее приспособленным для перевозок в городе и посадок на небольшие площадки в жилой зоне. В частности, для москвичей и жителей Подмосковья он является воздушной скорой помощью и также применяется при охране правопорядка.

Круг решаемых задач этого вертолета очень широк. Транспортная кабина быстросъемная, и на ее место можно установить модуль любого назначения, в том числе и в салонном варианте VIP. Просторная подвесная кабина с большой площадью остекления, в сочетании со звукоизоляцией создает необходимый комфорт пассажирам и пилоту. В таком салоне могут размещаться от четырех до шести пассажиров.

  • Диаметр главного винта, м 13,0
  • Длина, м 8,10
  • Высота, м 4,15
  • Максимальная взлетная масса, кг 3400
  • Тип двигателя 2 ТВлД Allison 250-С20В
  • Максимальная скорость, км/ч 205
  • Практическая дальность, км 600
  • Продолжительность полета, ч 4,60
  • Динамический потолок, м 6500
  • Экипаж, чел 2
  • Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 1400 кг груза в кабине или 1500 кг на внешней подвеске

Ми-17-1

Вертолет Ми-17-1 является развитием многоцелевого вертолета Ми-17. Основным усовершенствованием на вертолете является новая двигательная установка - основная установка состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117БМ мощностью по 1900 л.с. (в случае отказа одного двигателя, пилот может использовать второй с мощностью 2200 л.с.) и вспомогательная силовая установка - АИ-9В. В грузовой кабине могут устанавливаться один или два дополнительных топливных бака, позволяющих значительно увеличить практическую дальность вертолета. Также на вертолете установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование, позволяющее совершать полеты как в дневных, так и в ночных условиях. Еще одним новшеством вертолета стали шасси ВР-17 с устройством антиобледенения.

Вертолет может использоваться как десантный (с 30 вооруженными солдатами), медико-эвакуационный (12 раненых и медицинское оборудование) и транспортный (4000 кг груза в кабине или на подвесной крюке). В штурмовом варианте вертолет оснащен шестью держателями БД3-57КРВМ на которых можно подвесить 4 контейнера Б8В20 с 20 НУР С-8, или 4 контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л или легкие бомбы общим весом 50-500 кг. Для защиты вертолета в передней части устанавливается пулемет ПКТ. Ми-17-1 также оборудован активными и пассивными устройствами РЭБ. На экспортных вертолетах возможна установка двигателей Pratt & Whitney PW127 и БРЭО производства западных фирм.

  • Диаметр главного винта, м 21,29
  • Диаметр хвостового винта, м 3,91
  • Длина, м 18,424
  • Высота, м 4,755
  • Максимальная взлетная масса, кг 13000
  • Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117БМ
  • Максимальная скорость, км/ч 250
  • Практическая дальность, км 950
  • Практический потолок, м 4000
  • Экипаж, чел 2-3
  • Полезная нагрузка: 32 солдата или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза в кабине или 4000 кг груза на крюке
  • Вооружение: один 12,7-мм пулемет Афанасьева
  • Боевая нагрузка - 1500 кг на 6 узлах подвески: 6 ПУ УВ-16-57 16х55-мм, или УВ-32-57 32х57-мм НУР, или 6 250-кг бомб, или 2 контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 4 ПТУР М-17П Скорпион

Ми-35М

Был разработан в качестве многоцелевого боевого вертолета. В состав оборудования входят: оптико-электронная (ТВ для низких уровней освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел ПКВ или (на Ми-24В) ИЛС, приемник предупреждения о РЛ облучении, ИК система создания помех "Липа", система опознавания госпринадлежности, фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Усовершенствованные Ми-24, поставляемые за пределы России, именуются Ми-35М.

  • Диаметр главного винта, м 17,20
  • Диаметр хвостового винта, м 1,90
  • Длина, м 18,57
  • Высота, м 4,39
  • Максимальная взлетная масса, кг 11800
  • Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВMA
  • Максимальная скорость, км/ч 310
  • Практическая дальность, км 420
  • Практический потолок, м 4800
  • Экипаж, чел 2 + опционально 1
  • Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок
  • Вооружение: 1 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л в установке НППУ-24 (450 патронов)
  • Боевая нагрузка - 804 кг на 6 узлах подвески:
    2 ПУ УБ-20-8 20х80-мм С-8 НУР, и 4-16 ПТУР Атака, Штурм-В
    2 УР воздух-воздух 9М39 Игла-В, или контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23Л и 250 патронами, контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, или 1500 кг бомб малого калибра, в том числе кластерные, напалмовые, дымовые.
    Возможна установка поставщика мин ПФМ-1

Ми-26

Кроме техники и грузов, многоцелевой транспортный вертолет Ми-26 способен перевозить личный состав. Грузовая кабина вертолета может вместить 82 солдата или 68 десантников с полным снаряжением. Предусматривается и санитарный вариант. При этом устанавливается 60 носилок для раненых и три места для сопровождающих медработников. Новый вертолет оснащен метеорадаром, входящим в навигационный комплекс, предназначенный для полетов в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Он позволяет решать задачи в области 1900x1900 км с точностью счисления 0,02-0,2 процента от пройденного пути и требует всего 10 мин на подготовку к полету. Ми-26 также оборудован пилотажным комплексом с трехканальным автопилотом, системами траекторного и директорного управления, новейшей магнитной системой регистрации полетных данных и аппаратурой речевых сообщений, предупреждающей экипаж об аварийных ситуациях в полете.

  • Диаметр главного винта, м 32,00
  • Диаметр хвостового винта, м 7,61
  • Длина, м 33,73
  • Высота, м 8,15
  • Максимальная взлетная масса, кг 56000
  • Тип двигателя 2 ГТД ЗМКБ Прогресс Д-136
  • Максимальная скорость, км/ч 295
  • Крейсерская скорость, км/ч 255
  • Практическая дальность, км 2000
  • Практический потолок, м 6500
  • Экипаж, чел 5
  • Полезная нагрузка: 85 солдат или 60 раненых на носилках с 3 сопровождающими или 20000 кг груза в кабине или 18500 кг на подвеске

Ми-28НЭ

Ми-28Н - многоцелевой ударный вертолет, разработанный в КБ Миля на базе ударного вертолета Ми-28. Вертолет предназначен для ведения боевых действий ночью или при неблагоприятных погодных условиях (буква Н в названии обозначает - ночной). На вертолете установлены новые лопасти, полностью изготовленные из композиционных материалов, выдерживающие попадание 30-мм снарядов. Основными отличиями Ми-28Н от предшественника является новое электронное оборудование для управления боевыми действиями, новая трансмиссия, новая система впрыскивания топлива для увеличения мощности. На вертолете установлен микроволновая РЛС (миллиметровые волны) с антенной, смонтированной над лопастями, и системой с ИК наблюдением, вся информация выводится на ЖК дисплеи в кабине пилотов. Для ночных полетов экипаж оснащен приборами ночного виденья.

  • Диаметр главного винта, м 17,20
  • Диаметр хвостового винта, м 3,84
  • Длина, м 16,85
  • Высота, м 3,82
  • Максимальная взлетная масса, кг 11500
  • Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
  • Максимальная скорость, км/ч 324
  • Крейсерская скорость, км/ч 265
  • Практическая дальность, км 1105
  • Дальность действия, км 435
  • Практический потолок, м 5700
  • Экипаж, чел 2
  • Полезная нагрузка: до 2 пассажиров
  • Вооружение:
    одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
    Боевая нагрузка - 1605 кг на 4 узлах подвески:
    4х4 ПТУР "Штурм" или "Атака-В" и 2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм, или УВ-20-80 20х80-мм НУР, или 2 ПУ с 130-мм НУР
    Под крыльями - 16 ПТУР "Вихрь"

Сергей Карамаев

Другие материалы