Родина должна знать своих героев. В этом смысле начинающийся сегодня в Бостоне съезд Демократической партии США станет моментом истины для претендента на кресло президента Джона Керри. Несмотря на то, что основной вопрос конвента - утверждение кандидатуры Керри - фактически решен, новому партайгеноссе предстоит настоящее испытание. Именно на этом съезде вождю необходимо доказать сомневающейся пока части американского электората, что именно он, Джон Форбс Керри (далее ДФК), а вовсе не Джордж Уокер Буш (далее...), способен повести страну в светлое империалистическое будущее.
Практически все политологи сходятся во мнении, что самым удачным ходом Керри на предсъездовском этапе стал выбор кандидата в вице-президенты. Им был объявлен сенатор от штата Северная Каролина Джон Эдвардс, человек поистине головокружительной карьеры и незаурядного ораторского таланта. Всего семь лет назад упоминание имени Эдвардса вызвало бы у среднестатистического американского фермера из Арканзаса замешательство. Более образованный фермер наверняка вспомнил бы одноименную авиационную базу, но не более того. И лишь самые подготовленные труженики села, добирающиеся иногда со своим хлопком до Мемфиса, заключили бы, что Джон Эдвардс каким-то образом связан с... Элвисом Пресли. И были бы совершенно правы. Нынешний потенциальный вице-президент начинал свою трудовую деятельность в качестве адвоката звукозаписывающих компаний, обвиненных в незаконном тиражировании записей короля рок-н-ролла.
Адвокатская практика Эдвардса продолжалась в течение 20 лет - с 1977 по 1998 год, когда он совершенно неожиданно для всех выиграл битву за сенаторское кресло у маститого республиканского консерватора Лауха Фейрклота. Последнему не помогла ни риторика в стиле "скользкий адвокатишка", ни убийственное для многих региональных политиков обвинение "он не из наших, не тутошний" (Эдвардс родился в Южной Каролине). В Сенате его ораторское мастерство, отточенное за годы выступлений на судебных процессах, сразу было оценено по достоинству. Партия неоднократно поручала Джону Эдвардсу выступать с важными программными заявлениями, в частности, во время обсуждения в Конгрессе импичмента Билла Клинтона. В сентябре 2003 года Эдвардс делает еще один неожиданный шаг: отказывается баллотироваться в Сенат на второй срок и заявляет о своих президентских амбициях. Однако после предварительных выборов, так называемых "праймериз", всеобъемлющую поддержку амбициозному соискателю оказала только его малая родина - Северная Каролина. Большая демократическая родина склонна была поддержать убеленного сединами орденоносца Джона Керри.
3 марта 2003 года последний остается с действующим президентом один на один, а Эдвардс произносит пламенную речь, называя ДФК тем человеком, "который всегда отстаивал и будет отстаивать в дальнейшем важнейшие для всех американцев вещи: новые рабочие места, здравоохранение, чистую воду, чистый воздух и безопасный мир". После таких рекомендаций Джон Керри как честный партиец просто обязан был включить велеречивого сенатора в свою команду, хотя до последнего момента в рядах Демократической партии курсировали слухи о другом претенденте, Ричарде Гепхарде. Как бы там ни было, но успехи Эдвардса действительно впечатляют: за неполных семь лет пройти путь от простого адвоката до кандидата в вице-президенты - это много даже для пресловутой "американской мечты".
Демократическая повозка, влекомая тандемом двух Джонов, пошла куда живее. ДФК, лишь дышавший ранее в затылок действующему Дяде Сэму, обошел его в рейтингах сразу на шесть процентов. Преимущество ничтожное, особенно с учетом вероятной погрешности в пять процентов, но показательное. Улыбчивый, моложавый, чем-то отдаленно напоминающий Роберта Кеннеди Эдвардс добавил к героическому прошлому Керри свежую струю настоящего, и электорат это оценил. Оценили это и в демократическом предвыборном штабе, поэтому отныне кандидат в вице-президенты на встречах с избирателями победно размахивал руками и раздавал рукопожатия едва ли не чаще, чем патрон.
Делегаты открывающегося сегодня съезда ждут от Керри решительных действий. Аналитики называют три основные задачи, которые ему необходимо выполнить:
Последние опросы показывают, что, несмотря на беспримерный героизм ДФК во время Вьетнамской войны, американцы склонны больше доверять в этом вопросе никогда не воевавшему Джорджу Бушу, который лидирует в соответствующих рейтингах с большим отрывом. Это одно из самых слабых мест в предвыборной стратегии Керри, и без радикальных изменений оно может свести на нет все остальные успехи.
И, наконец, после завершения съезда, с учетом всего вышесказанного, Керри должен отвоевать у своего противника не менее 8-10 процентов голосов. Только в этом случае у его предвыборного штаба может появиться некий оперативный простор перед грядущим встречным съездом Республиканской партии, который если и не выведет Буша вперед, то наверняка вновь уровняет рейтинги.
Сам Джон Керри появится на съезде только в среду, в четверг состоится его программное выступление. До этого в ход будет пущена самая тяжелая артиллерия, имеющаяся на вооружении демократов - Билл Клинтон. Уже сегодня вечером он вкратце разъяснит делегатам общую партийную линию и попытается сдержать слезы умиления при упоминании ДФК и его политических и экономических посулов. При этом Клинтон со свойственной ему скромностью отверг все предположения о том, что его выступление, равно как и личная харизма, могут попросту затмить Керри. "Я уверен в его способности общаться с избирателями, - сказал бывший хозяин Овального кабинета. - Я лишь скажу речь и тут же уеду из города". Кроме Клинтона в поддержку Керри выступят Джимми Картер, Альберт Гор, а также маститые сенаторы, вроде Эдварда Кеннеди, и, конечно, уже упоминавшийся вездесущий Джон Эдвардс.
Все торжественные и программные мероприятия будут сопровождаться беспрецедентными мерами безопасности. 15-тысячную армию журналистов, аккредитованных на съезде, уже предупредили о необходимости проявлять повышенное внимание, так как автомобили прессы и телевидения могут быть использованы некими террористами для совершения противоправных действий. При этом ни ФБР, ни другие ответственные организации не уточняют источники угроз и их реальность. Активность спецслужб вполне объяснима: несколько дней назад в штаб Джона Керри пришло письмо с хрестоматийным белым порошком. После небольшой паники было установлено, что субстанция в конверте - это чесночный порошок, используемый в качестве приправы. Если вспомнить, что чесноком обычно стараются поразить вампиров и иных монстров, то у ФБР есть все основания для беспокойства.
СМОТРИ ТАКЖЕОсел и Слон на подступах к Белому дому
На всякий случай на время проведения съезда в Бостоне введен ряд жестких ограничений. В частности, полностью запрещены полеты частных самолетов и изменены маршруты коммерческих авиалайнеров, прибрежную зону патрулируют катера береговой охраны, вокруг FleetCenter, где будут проходить основные мероприятия, возведен сплошной "периметр безопасности", все журналисты и делегаты съезда будут проходить тщательную проверку. Иногда подготовительные мероприятия спецслужб приобретают несколько анекдотичный характер. Так, в центральной части города были заварены все канализационные люки. Тут опять уместно вспомнить про чеснок. Не дай бог чего выползет из городской коллекторной сети в кульминационный момент съезда.
О результатах "бостонского сидения" можно будет судить лишь после завершения съезда, однако совершенно очевидно, что истинная схватка Буша и Керри начинается только сейчас. Если для Керри первый ее этап завершится успешно, то ему стоит подумать... о смене имени. Его инициалы в английском варианте составляют комбинацию, вызывающую у большинства американцев грустные воспоминания - JFK. Любой патриотичный демократ наверняка скажет, что любые ассоциации с Джоном Фитцжеральдом Кеннеди здесь неуместны, но ассоциации - вещь совершенно бесконтрольная, возникающая независимо от наших желаний.
Андрей Воронцов