Новости партнеров

Британский Королевский флот терпит очередной позор

На борту проданной Канаде британской субмарины начался пожар

Пожар, случившийся во вторник на борту дизельной подводной лодки "Чикотими" (Chicoutimi), является проблемой для британского Королевского флота не только потому, что теперь его сотрудникам приходится проводить спасательную операцию в трудных условиях, но и потому, что из-за неисправности лодки Великобритания потеряла лицо в глазах международного сообщества.

Еще недавно "Чикотими" носила другое название - "Апхолдер" (Upholder) и стояла на вооружении Королевского флота. Она, как и все подлодки этого класса, была построена в 1980-х годах. В 2000 году, после того, как Великобритания решила отказаться от использования дизельных подводных лодок и перейти на атомные, загоревшаяся вчера субмарина вместе с тремя другими такими же была продана Канаде. Строительство четырех лодок когда-то обошлось подданным Ее Величества в 900 миллионов фунтов стерлингов, а проданы они были со скидкой - за 244 миллиона. Канадский флот планировал использовать лодки для патрулирования своих территориальных вод.

В течение четырех лет лодки находились на предпродажной подготовке на базе в Шотландии. Три субмарины уже отправились в Канаду. На прошедших выходных в Великобритании с большой помпой прошла церемония официальной передачи канадцам последней лодки. "Апхолдер" получила новое название - "Чикотими" (по имени одного из городов в северном Квебеке) и уже в понедельник отправилась в плавание к новым хозяевам на канадскую базу в Галифаксе.

Однако днем во вторник с борта субмарины поступил сигнал о чрезвычайном происшествии. Оказалось, что на борту подлодки произошло возгорание (возможно, оно было вызвано коротким замыканием). Лодка была вынуждена подняться на поверхность. Пожар был потушен достаточно быстро, однако помещения лодки наполнились дымом, несколько членов команды пострадали при тушении огня и едва не задохнулись. В любом случае, лодка потеряла способность перемещаться, на ее борту пришлось отключить электричество (сейчас команда использует резервные аккумуляторы), поэтому связь с берегом "Чикотими" также поддерживает с трудом.

В данный момент известно, что находящиеся на борту "Чикотими" 57 человек (все канадцы) - вне опасности и ожидают помощи от британского флота. Доставка же этой помощи несколько затруднена. Как сообщает корреспондент вещательной корпорации BBC, в сторону субмарины, оказавшейся на расстоянии 100 километров от северо-западного берега Ирландии, направились вспомогательный корабль Королевского морского флота "Уэйв Найт" (Wave Knight), cторожевые корабли "Монтроуз"(Montrose) и "Мальборо" (Malborough), а также два буксира.

Для того чтобы достигнуть подлодки, кораблям придется идти 13-16 часов, так что они смогут оказаться вблизи "Чикотими" только утром 6 октября. При этом море в широтах, где она находится, сейчас очень неспокойно. Высота волн достигает 6-8 метров, ветер дует со скоростью 35 морских миль в час. По словам представителя канадского Минобороны, при такой погоде сама операция по прикреплению лодки к буксиру также будет очень опасной для ее участников. Кроме кораблей и буксиров, в сторону лодки вылетели самолет Королевских военно-воздушных сил "Нимрод" (Nimrod) и вертолет "Король Моря" (Sea King).

Даже если экипаж лодки будет спасен, британскому Королевскому флоту будет очень трудно смыть позор. Получилось, что британцы продали канадцам неисправную подлодку. Кстати, три субмарины, уже прибывшие в Галифакс, также были неисправны, и канадцы до сих пор не могут поставить их на боевое дежурство. Что касается "Чикотими", то до ремонта ее плохое состояние было общеизвестным.

В частности, сомнение вызывал уровень герметичности "Чикотими". Кроме этого, трубопроводная арматура страдала от последствий коррозии, в нескольких местах на ней были обнаружены трещины. Эта лодка дольше других находилась на ремонте из-за обширной коррозии корпуса. Наконец, доклад, обнародованный Минобороны Канады, утверждает, что британцы снимали некоторое детали с "Чикотими" и использовали их при ремонте трех других проданных субмарин. Неизвестно, в каком состоянии лодка оказалась после окончания ремонта (Королевский флот уже начал расследование причин произошедшего на ее борту возгорания), однако понятно, что идеальным его назвать было никак нельзя.

Кстати, история с "Чикотими" - не первый инцидент, связанный с подлодками Королевского флота Великобритании. В конце апреля 2004 года британский таблоид The Daily Mirror опубликовал информацию о многочисленных неисправностях, обнаруженных на подлодке Trafalgar, вышедшей тогда в первый после продолжительного ремонта боевой поход. По сообщению газеты, 270 неполадок превратили эту субмарину в настоящую "смертельную ловушку для экипажа", что даже привело к небольшому бунту на борту.

Утешиться британцы могут только тем, что дела на российском подводном флоте также идут не очень хорошо. В тот же день, когда на борту "Чикотими" произошел пожар, на Балтфлоте проводились учения по спасению экипажа терпящей бедствие дизельной подлодки. По сообщению газеты "Коммерсант", глубоководный аппарат АС-26 сначала не смог прикрепиться к субмарине, а потом, поднявшись на поверхность для подзарядки, не смог повторно уйти под воду. Если бы все это случилось не на учениях, а в реальной ситуации, экипаж субмарины уже успел бы погибнуть.

Елена Любарская

Другие материалы