В США завершился самый важный этап шоу под названием "Выборы президента страны". В Аризонском государственном университете прошел последний телевизионный спарринг Джорджа Уокера Буша и Джона Форбса Керри, который, несмотря на разные весовые категории и статус оппонентов, должен был определить явного фаворита гонки. В свое время именно теледебаты стали пропуском в Белый дом для тезки Керри Джона Кеннеди. Однако в этот раз нокаута не последовало. Американцы увидели довольно вялый бой стоимостью в 2,5 миллиона долларов с легко предсказуемым результатом.
Стоит сразу оговориться, что поединок проходил явно на "поле" Джона Керри. Ведь вопросы внутренней политики, которым и были посвящены теледебаты, традиционно считаются слабым местом действующего президента, привыкшего мыслить в планетарных масштабах и не уделяющего, по мнению его оппонентов, должного внимания растущим государственным долгам. К тому же психологический перевес перед встречей в Аризоне был на стороне демократического соискателя, одержавшего, как показали опросы выборщиков, победы в первых двух раундах поединка.
Все началось почти по-футбольному - с броска монетки, определившего очередность ответов на вопросы, которые должен был задавать модератор теледебатов, корреспондент CBS Боб Шиффер.
Появившиеся перед телекамерами соперники были улыбчивы и энергичны, на шеях у них были завязаны абсолютно идентичные красные галстуки в горошек. Если бы в подобном мероприятии принимали участие женщины, эта деталь, несомненно, стала бы причиной нервного срыва у претенденток и последующей тотальной зачистки избирательного штаба. Но в данном случае такое единство вкусов продемонстрировало, скорее, общность целей Буша и Керри и их совместные устремления к процветанию великой капиталистической родины. Кстати, это уже не первый случай совпадения цветовых предпочтений кандидатов в президенты США. Во время теледебатов 2000 года между Альбертом Гором и все тем же Бушем, они также щеголяли в галстуках красного цвета. К счастью, сходство нынешних соискателей исчерпывалась только этим.
Уже после первого вопроса стало понятно, что дискуссия вновь начнется с обсуждения отнюдь не внутренних проблем. Джон Керри, выигравший право отвечать первым, перешел в активное наступление, то есть избрал тактику, от использования которой его отговаривали многоопытные политические советники. Ведь общеизвестно, что не обладающий особыми ораторскими талантами Буш, тем не менее, довольно силен в обороне. Его простоватые комментарии и незатейливые, на первый взгляд, опусы неоднократно обезоруживали куда более сильных соперников, нежели нынешний. Сенатор Керри начал с привычного для него перечисления внешнеполитических ошибок действующей администрации, которые можно описать одной простой и емкой фразой, известной каждому истинному патриоту, - родина в кольце фронтов.
Керри припомнил Бушу и беззащитность американских портов, и не просвечиваемые рентгеном багажные отделения пассажирских авиалайнеров, и бесславную войну в Ираке, и распуганных союзников, и даже не убиенного вовремя Осаму бин Ладена, охоте за которым президент предпочел войну с полевыми командирами талибов. При этом, видимо уже свыкнувшись с ролью главнокомандующего, сенатор потрясал аудиторию воинственными фразами, вроде: "Я найду их. Мы их убьем. Мы их поймаем. Мы сделаем все, чтобы обеспечить нашу безопасность", - не уточняя, правда, почему искать будет он, а уничтожать некие "мы". В ответ Буш припомнил Керри цитату из одного из его последних интервью, в котором демократ призвал нивелировать проблему терроризма до уровня "обычных" правонарушений, вроде проституции или незаконных азартных игр. Этот обмен "любезностями", явно выходивший за рамки заявленной темы дебатов, и был, пожалуй, самым ярким моментом схватки. Боб Шиффер быстро перевел разговор в более безобидное русло, задав вопрос о вакцинации американских граждан, и дальнейшие словестные баталии более походили на позиционную борьбу, изредка переходящую в клинч.
Все полтора часа теледебатов оба претендента манипулировали большим количеством цифр и фактов, причем, значительная часть их аргументов являлась, мягко говоря, заблуждением. Вот лишь некоторые примеры:
Не обошли кандидаты вниманием и столь болезненные для американского общества вопросы законности абортов и однополых браков. И здесь каждый оказался верен себе. По утверждению Керри, трогательно напомнившего зрителям о своем католическом детстве, аборт - это "дело женщины, ее врача и Бога", в то время как Буш, воспитывавшийся в семье методистов, заявил, что считает идеальным мир, в котором каждый ребенок защищен и его появлению на свет все рады. Поэтому свою задачу он видит в пропаганде "культуры жизни".
Что касается взаимоотношений полов, то католическое воспитание Керри позволяет ему трактовать этот вопрос несколько шире, нежели его оппоненту. Он, безусловно, верит в то, что брак - это союз мужчины и женщины, но Америка - "это страна с великой, невероятной Конституцией, которая гарантирует всем равные права и отсутствие дискриминации", и поэтому правительства штатов должны сами принимать законы, регламентирующие брачные союзы, в том числе и гомосексуальные. Ну, а далее Керри допустил очевидную бестактность, которая не ускользнула от внимания аудитории. Он предложил ведущему Бобу Шифферу узнать мнение на этот счет дочери вице-президента Чейни, которая является лесбиянкой. Уже после окончания дебатов разгневанная супруга вице-президента выступила с заявлением. "Единственное, что я могу вам сказать - он плохой человек. Я говорю это как мать. Это недостойный и дешевый прием", - резюмировала Линн Чейни. И сочувствующая аудитория жителей Питсбурга, где в этот момент находилась вторая леди США, ответила ей яростным согласием.
Ну, а президент Буш лишь подтвердил свою известную всем точку зрения, которая заключается в признании брака исключительно союзом мужчины и женщины и необходимости внесения в Конституцию страны закрепляющей это определение поправки. Это, по мнению Буша, не лишает взрослое население Америки права жить "так, как ему заблагорассудится".
Единственное, в чем кандидаты проявили поразительное единодушие, это в восхвалении собственных семей. Отвечая на последний вопрос Боба Шиффера - "чему научили вас ваши жены и дочери", они подтвердили библейскую мудрость, гласящую, что во всем виновата женщина. Ведь, если верить признаниям соискателей, то без действенного участия их жен не было бы ни президента Буша, ни сенатора Керри, а были бы лишь сын "того самого Буша-старшего" и муж "той самой наследницы кетчуповой империи Хайнц". После таких слов растроганные супруги выпорхнули на сцену и под одобрительные аплодисменты зрителей заключили своих суженых, а потом и друг друга в объятия.
Буш проиграл и в третий раз. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного институтом Гэллапа по заказу CNN и USA Today. Керри получил голоса 52 процентов респондентов против 39 процентов у Буша. Опрос, проведенный телеканалом ABC, также указывает на преимущество кандидата от демократов: 42 процента выборщиков назвали победителем Керри, 41 процент - Буша. В партийной аудитории мнения разделились. Среди демократов 81 процент считает, что победил Керри, и 5 процентов отдают победу Бушу. В стане республиканцев раскол еще больше: 73 процента считают победителем действующего президента, а 12 присудили пальму первенства сенатору Керри.
Стоит также отметить, что Джону Керри за первые два раунда дебатов удалось преодолеть разрыв в рейтингах со своим конкурентом. Более того, согласно данным опроса газеты The Washington Post, сенатору впервые с начала августа удалось опередить Джорджа Буша на один процент. Уровень поддержки обоих кандидатов после последней схватки будет определен в ближайшие дни, однако уже сейчас аналитики сходятся во мнение, что существенных изменений он не претерпит - рейтинги Керри и Буша будут примерно равны. А значит, главная часть американского шоу под названием "Выборы президента страны" не оправдала возложенных на нее ожиданий. Явного лидера нет.
В оставшиеся три недели Буш и Керри отправятся покорять оставшиеся еще неохваченными могучим предвыборным ураганом штаты, и именно от успеха этих поездок и будут, скорее всего, зависеть результаты выборов. При одном "если". Если президент Буш не прячет в рукаве или Овальном кабинете какой-нибудь абсолютно "не убиваемый" козырь в виде пойманного уже бин Ладена. Кто знает, быть может, именно поэтому Джордж Буш так спокоен после телевизионного хет-трика его конкурента.
Андрей Воронцов