Влиятельная Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса (LAFCA) сделала свой выбор. Для большинства жителей планеты, добывающих хлеб насущный на пространствах от островов Тубуаи до залива Креста, это утверждение значит гораздо меньше, чем прогноз приплода у северных оленей или перспективы урожая кофе. Однако для кинематографической братии, особенно со штампом "made in USA", этот сигнал сродни горну перед кавалерийской атакой. Поход за Оскарами начался.
О том насколько значимо мнение критиков, обитающих в непосредственной близости от Голливуда, свидетельствует простое сравнение списков обладателей премии LAFCA и "оскараносцев":
1992
LAFCA - Клинт Иствуд ("Непрощенный") - лучший режиссер, лучшая картина года; Киноакадемия - Клинт Иствуд ("Непрощенный") - лучший режиссер, лучшая картина года1993
LAFCA - "Список Шиндлера" - лучшая картина года; Киноакадемия - "Список Шиндлера" - лучшая картина года1994
LAFCA - Квентин Тарантино ("Криминальное чтиво") - лучший оригинальный сценарий; Киноакадемия - Квентин Тарантино ("Криминальное чтиво") - лучший оригинальный сценарий.1995
LAFCA - Николас Кейдж ("Покидая Лас-Вегас") - лучшая главная мужская роль; Киноакадемия - Николас Кейдж ("Покидая Лас-Вегас") - лучшая главная мужская роль.1996
LAFCA - Джоэл Коэн, Итан Коэн ("Фарго") - лучший оригинальный сценарий; Киноакадемия - Джоэл Коэн, Итан Коэн ("Фарго") - лучший оригинальный сценарий.1997
LAFCA - Кертис Хэнсон, Брайан Хелджеленд ("Секреты Лос-Анджелеса") - лучший адаптированный сценарий; Киноакадемия - Кертис Хэнсон, Брайан Хелджеленд ("Секреты Лос-Анджелеса") - лучший адаптированный сценарий.1998
LAFCA - Стивен Спилберг ("Спасение рядового Райана") - лучший режиссер; Киноакадемия - Стивен Спилберг ("Спасение рядового Райана") - лучший режиссер.2001
LAFCA - Дензел Вашингтон ("Тренировочный день") - лучшая главная мужская роль; Киноакадемия - Дензел Вашингтон ("Тренировочный день") - лучшая главная мужская роль.Этот сравнение можно было бы продолжать и далее, однако даже в таком "усеченном" виде список внушает искреннее уважение к провидческому дару кинокритиков из Лос-Анджелеса. И это даже без упоминания бесчисленного количества менее известных персонажей, в которых члены ассоциации безошибочно угадали будущих номинантов или обладателей Оскаров.
Однако далеко не всегда LAFCA держится в так называемом "мэйнстриме". Иногда она вступает в открытое пререкание с заведующей Оскарами американской Киноакадемией. Так было в 1982 году, когда академики аплодировали "Ганди", а критики "Инопланетянину" Спилберга. С точки зрения неискушенного зрителя выбор критиков выглядит куда предпочтительнее: на Земле, практически, нет человека, который бы не знал историю маленького пришельца, а суровые будни главного борца за независимость Индии по-настоящему интересны только специалистам-востоковедам.
Похожая ситуация сложилась и в прошлом году, LAFCA также решила продемонстрировать свою независимость, однако на это раз с прямо противоположным результатом. Лучшим фильмом 2003 года была названа картина "Американское великолепие", она же победила в категории "лучший сценарий". И вот тут стоит сделать паузу и попросить тех, кто смотрел или хотя бы слышал о таком фильме, поднять руку. А после того, как такие эксперты все же сыщутся отправить их всех в одном вагоне на просмотр третьей части "Властелина Колец", который безраздельно и заслуженно правил последней церемонией "Оскар". И это при всем уважении к несомненно талантливому актеру Полу Джиаматти, сыгравшему в "Американском великолепии" главную роль.
В этом году Ассоциация, видимо, решила занять более умеренную позицию. Так, лучшей, по мнению лос-анджелесских критиков является картина Александра Пэйна "На обочине" (Sideways), она же победила в номинациях - "лучшая мужская роль второго плана" (Томас Черч), "лучшая женская роль второго плана" (Вирджиния Мэдсен) и лучший адаптированный сценарий (Александр Пэйн и Джим Тэйлор). Судить об "оскаровских" перспективах этой дорожной комедии, главную роль в которой играет все тот же Пол Джиаматти, пока сложно. Обласканная критиками, она прошла практически незамеченной по экранам США и вряд ли будет выпущена в широкий мировой прокат.
На первый взгляд на ее фоне гораздо внушительнее выглядят другие претенденты, например, "Авиатор" Мартина Скорсезе, или "Девушка на миллион" Клинта Иствуда. Однако, как уже было сказано выше, уж в чем-чем, а в умении прозревать грядущее лос-анджелесским кинокритикам отказать нельзя. Вполне возможно, киноакадемики, которые также иногда способны на большой человеческий поступок, предпочтут именно творение Пейна, успевшего уже зарекомендовать себя сценарием к посредственному "Парку Юрского периода III" и прекрасной режиссерской работой над фильмом "О Шмидте". Хотя, с другой стороны, довольно сложно представить, что будет в очередной раз отказано во внимании такому монстру, как Мартин Скорсезе, фильм которого "Банды Нью-Йорка" при десяти номинациях был откровенно проигнорирован Академией в 2002 году. Более или менее судьба фильма "На обочине" прояснится уже сегодня, когда будут объявлены номинанты на "малый Оскар" - премию "Золотой глобус".
Единственным обладателем награды Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса образца 2004 года, имя которого наверняка попадет в списки номинантов на Оскар, является Лайэм Ниссон, сыгравший в биографическом фильме "Кинси". Критики безоговорочно объявили его лучшим актером уходящего года, и многие титулованные академики склонны поддержать их в этом. Что касается лучшей актрисы года, то ею была названа мало кому известная Имелда Стонтон, сыгравшая в драме "Вера Дрейк". Вероятнее всего, дополнительной популярности выбор кинокритиков ей не принесет, и самым известным фильмом с ее участием по-прежнему будет "Влюбленный Шекспир".
Насколько эти прогнозы будут оправданы, станет известно 27 февраля 2005 года. Пока же большинство жителей планеты, проживающих на пространствах от островов Тубуаи до залива Креста, могут лишь завести на манжетах, костяных пластинах, глиняных табличках, в файлах персональных компьютеров графу "Что посмотреть" и смело заносить туда первых потенциальных претендентов на Оскар. Поход начался.
Андрей Воронцов