Новости партнеров

1/6 часть суши: За что боролись поклонники Саакашвили

Lenta.Ru об итогах революций. Глава 9: Грузия

Грузия уже вошла в историю как "колыбель оранжевой революции", хотя сами жители Тбилиси называли события конца 2003 года "революцией роз". С тех пор прошло почти полтора года, и пока что появление у народа надежды на лучшее будущее можно считать главным и едва ли не единственным достижением грузинских революционеров. И пусть еще ни одному президенту Грузии не удавалось уйти со сцены вовремя и без эксцессов - у Михаила Саакашвиили есть надежда спокойно дослужить хотя бы один срок. Очередная глава проекта Lenta.Ru "1/6 часть суши" посвящена Грузии.

Общая информация

Площадь Грузии - 69700 квадратных километров. Страна граничит с Турцией, Арменией, Азербайджаном, и Российской Федерацией. Административно Грузия разделена на 9 областей, 11 муниципальных образований и две автономные республики - Абхазию и Аджарию. При этом Абхазия и еще одна территория, формально входящая в состав Грузии - Южная Осетия, в настоящий момент не подчиняются грузинским властям.

В Грузии живет примерно 4 миллиона 600 тысяч человек. Из них 70 процентов - грузины, 8 процентов - армяне, 6 процентов - русские, 5 процентов - азербайджанцы, 3 процента - осетины, 1,8 процента - абхазы (по данным CIA World Factbook). 65 процентов жителей страны принадлежат к пастве Грузинской православной церкви, 11 процентов исповедуют ислам, около 10 процентов - православие в его русском варианте. Грузия область за областью входила в состав Российской империи в период с 1801 по 1864 годы. В 1918 году Грузия получила независимость, однако просуществовала как суверенная республика всего три года. В 1921 году Грузия вошла в состав СССР. Республика объявила о своей независимости от Советского Союза 9 апреля 1991 года.

Основные города: Тбилиси (столица, около 1, 2 миллиона человек), Кутаиси (183 тысячи человек), Батуми (117 тысяч человек).

Грузия входит в состав ГУУАМ, СНГ, ВТО

Политическая система: президентская республика

Грузия - президентская республика. До "революции роз" Грузию критиковали за излишнюю концентрацию полномочий в руках президента. После революции 2003 года в стране началась политическая реформа. Однако поправки к конституции, принятые в феврале 2004 года, были признаны Советом Европы недостаточными. Например, они сохранили за президентом право выступать с законодательными инициативами, что не соответствует принципу разделения властей. Срок правления президента Грузии (с января 2004 -Михаил Саакашвили) - 5 лет, он назначает премьер-министра (с февраля 2005 - Зураб Ногаидели) и судей Верховного суда.

Согласно поправкам в конституцию Грузии, количество мест в парламенте следующего созыва будет сокращено до 150, при сохранении смешанного принципа его формирования (по партийным спискам и мажоритарным округам). В нынешнем парламенте Грузии (спикер - Нино Бурджанадзе), избранном 28 марта 2004 года, большинство мест принадлежит пропрезидентскому блоку "Национальное движение-Демократы" (превратившемуся в партию осенью 2004 года), за который проголосовали 75 процентов избирателей. 7,6 процентов получил блок "Правая оппозиция" (лидер - Давид Гамкрелидзе). Другие партии не прошли в парламент. Хотя ОБСЕ и ПАСЕ сочли, что выборы соответствовали демократическим стандартам, международные эксперты в очередной раз напомнили Грузинским политикам о необходимости снизить проходной барьер на парламентских выборах до 4-5 процентов.

Критику вызывает также высокая централизация грузинской власти. В частности, президент Грузии назначает мэров грузинских городов. По мнению Human Rigths Watch, предлагаемые Грузией поправки к конституции, способные сохранить за президентом эксклюзивное право представлять судей Верховного Суда для утверждения парламентом, могут усилить зависимость судебной власти от исполнительной.

Основными достижениями постреволюционной грузинской власти являются обретение Тбилиси контроля над территорией Аджарии, пользовавшейся при Шеварднадзе широкой автономией, а также некоторые успехи на ниве борьбы с коррупцией. Однако, как считает международная организация Transparency International, существуют опасения, что в своей антикоррупционной политике грузинские власти действуют избирательно.

Как сообщают правозащитники из Human Rights Watch, грузинские СМИ пользуются относительной свободой, однако после прихода Саакашвили к власти на его стороне оказались как бывшие оппозиционные СМИ, так и государственные, поэтому площадка для критики властей резко сузилась. В рейтинге свободы СМИ международной организации "Репортеры без границ" за год, прошедший после "революции роз", Грузия спустилась вниз на 23 рейтинговых пункта

Главными темами политической жизни Грузии являются восстановление территориальной целостности страны (то есть, возвращение Абхазии и Южной Осетии в лоно единого грузинского государства), коррупция и борьба с бедностью. Важную роль в политике Грузией играет лобби беженцев из Абхазии, что неудивительно, учитывая, что во время войны 1992-1994 года свои дома покинули около 300 тысяч человек.

Лидер: Михаил Саакашвили

Михаил Саакашвили родился 21 декабря 1967 года в Тбилиси. Окончил факультет международного права Института международных отношений Киевского государственного университета, Страсбургский институт прав человека, магистратуру Колумбийского университета в Нью-Йорке, докторантуру Университета имени Джорджа Вашингтона. Работал в норвежском Институте прав человека и в одной из нью-йоркских юридических фирм.

В 1995 году Саакашвили вернулся в Тбилиси и стал депутатом парламента от "Союза граждан Грузии" - тогдашней "партии власти". Занимал посты председателя парламентского комитета по конституционным и юридическим вопросам, главы фракции "Союз граждан Грузии", представителя Грузии в ПАСЕ. В 2000 году Шеварднадзе назначил Саакашвили министром юстиции. Достаточно быстро молодой политик стал восприниматься одной частью общества как "грузинский Жириновский", то есть - расчетливый популист, а другой его частью - как борец за справедливость. Связано это было с радикальными антикоррупционными мерами, предлагавшимися министром. В октябре 2001 года, после того, как предложения Саакашвили, настаивавшего на принятии закона о конфискации имущества коррупционеров, не были приняты, он ушел в отставку.

После ухода с министерского поста Саакашвили вместе с Зурабом Жвания стал руководить блоком "Национальное движение - Демократический фронт", в составе которого летом 2002 года прошел в Законодательное собрание города Тбилиси и стал его председателем. На посту главы ЗакСа Саакашвили запомнился избирателям борьбой за повышение пенсий и обеспечение школ учебниками. Осенью 2003 года, после того как оппозиция обвинила режим тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе в фальсификации результатов парламентских выборов, Саакашвили вместе с Зурабом Жвания и Нино Бурджанадзе возглавил "революцию роз". На выборах президента, состоявшихся 4 января (спустя несколько недель после ухода Шеварднадзе в отставку), Михаил Саакашвили считался основным (точнее, единственным серьезным) кандидатом и получил 96 процентов голосов избирателей.

Такого огромного кредита доверия молодому грузинскому президенту должно хватить надолго. Первый год правления Саакашвили ознаменовался успешным установлением контроля над Аджарией со стороны Тбилиси и уходом в отставку слишком самостоятельного главы Аджарии Аслана Абашидзе. Однако надежды грузин на то, что новому президенту удастся не менее оперативно решить абхазскую и осетинскую проблемы, не увенчались успехом - обе непризнанные республики остаются вне зоны контроля Тбилиси. С другой стороны, Грузии удалось достичь договоренности о достаточно скором (до 1 января 2008 года) сроке вывода российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки.

Еще до своего прихода к власти Михаил Саакашвили считался фаворитом США и международных организаций. Первая леди Грузии - Сандра Рулофс, - родилась в Голландии. Как показали события июня 2004 года, когда Сандра демонстративно отправилась в Южную Осетию без приглашения Цхинвали, супруга Саакашвили не остается в стороне от политических забот мужа.

За время своего пребывания на посту президента Миахил Саакашвили проявил себя как человек, амбиции которого выходят за пределы внутригрузинской политики. В частности, он, вместе с президентом Украины Виктором Ющенко, является неформальным лидером "оранжевого движения" в СНГ, направленного на свержение постсоветских режимов и ослабление влияния РФ.

Оппозиция

В принятой в январе 2005 года резолюции ПАСЕ по Грузии отдельно подчеркивается отсутствие в постреволюционной республике активной и влиятельной оппозиции. Если в прошлом году в этом не было ничего удивительного, так как новая грузинская власть по привычке называла "оппозицией" саму себя и пользовалась безоговорочной поддержкой населения, то сейчас рейтинг действующего президента падает. Согласно данным центра исследования общественного мнения "Горби", в марте 2005 года он составил 38,2 процента, то есть на 25 процентов ниже рейтинга полугодичной давности.

Однако по-настоящему популярной оппозиции в республике действительно пока нет. В том же рейтинге "Горби" лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили получил всего 5,4% голосов респондентов, а сама его партия - 7,2 процента. Давид Гамкрелидзе - лидер единственной оппозиционной партии, прошедшей в парламент - "Новые правые", заслужил симпатии всего 1,6 процента опрошенных.

Тем не менее, противники Саакашвили не опускают руки. И при этом ведет себя в полном соответствии со стереотипом, согласно которому мирная передача власти от одного президента к другому в Грузии невозможна. Михаил Саакашвили проработал на посту главы государства чуть больше года, а Лейбористская партия уже требует завести против него уголовное дело (обвиняя президента в неоправданном расходовании 10 миллионов долларов на заграничные поездки). В это время Консервативная партия (лидер - Коба Датилашвили) обещает инициировать процедуру импичмента на том основании, что президент так и не организовал выборы мэров, продолжая практику их назначения из центра, а лидер партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе пока ограничивается заявлениями, призывающими Саакашвили "выйти из революционной эйфории".

Претензии оппозиции к действующей власти во многом связаны с тем, что Саакашвили, по мнению его оппонентов, гораздо чаще проводит шумные пиар-кампании, чем достигает реальных результатов в своей работе. Кроме этого, правительство обвиняют в неспособности решить экономические проблемы страны или вернуть отколовшиеся от нее территории. Сейчас различные представители грузинской оппозиция (ставшей в большинстве своем внепарламентской) пытаются объединить свои усилия. В Тбилиси создан координационный совет оппозиции, в который вошли Лейбористская партия, а также движения "Правительство будущего" (лидер - Георгий Маисашвили) и "Вперед, Грузия!" (лидер - Ираклий Батиашвили).

Силовые структуры

Министр обороны Грузии, Ираклий Окруашвили, считается "ястребом" (применительно к Грузии это значит - сторонником силового решения абхазского и осетинского вопросов) и одним из самых сильных игроков в правительстве. Некоторые представители оппозиции даже подозревают его в причастности к смерти премьер-министра Зураба Жвания, подчеркивая, что в отсутствии Жвания у жесткого Окруашвили фактически нет серьезных противников, что дает ему возможность влиять на Михаила Саакашвили. Однако стоит надеятся, что военный переворот Грузии не грозит. Пока что подчиненные Окруашвили заняты в основном приведением ВС республики в соответствие с международными стандартами в рамках программ сотрудничества с НАТО.

Пост министра внутренних дел Грузии занимает Вано Мерабишвили. После прихода Саакашвили к власти в республике была проведена реформа дорожной полиции, которая, по непроверенным данным, позволила снизить количество взяток, взимаемых с водителей на дорогах. Чтобы добиться этого, властям пришлось уволить всех сотрудников ГАИ и взять на работу новых, назначив им зарплату в 200 долларов. Что касается обычной полиции, то ее сотрудникам кроме борьбы с правонарушителями приходится решать нестандартные задачи, связанные с пресечением "незаконной контрабанды" из Южной Осетии в РФ и прочими проблемами, характерными для государства, две области которого давно живут независимой от центра жизнью. За свои труды полицейские в ближайшее время также начнут получать невиданную для Грузии зарплату: рядовые сотрудники - по 200 долларов, руководители районных отделений - около 400 долларов.

По информации Human Rights Watch, грузинские полицейские до сих пор не отказались от применения пыток и часто отказываются предоставить задержанным доступ квалифицированной юридической помощи.

Экономика

Каха Бендукидзе, некогда российский олигарх, а ныне - госминистр Грузии, обещал закрыть Минэкономразвития Грузии к 2007 году. Он считает, что в нормальных условиях экономика любой страны развивается сама собой и помощь государства ей в этом не нужна. Бендукидзе уже закрыл департамент промышленной политики, собирается закрыть национальное агентство по инновациям, а вместо антимонопольной службы предлагает предпринимателям, недовольным какими-либо слияниями и поглощениями, обращаться в суд. Короче говоря, Бендукидзе - либерал до мозга костей.

Такая позиция является достаточно смелой для страны, где 54 процента населения находятся за чертой бедности и живут максимум на два доллара в день. С другой стороны, у грузинских властей просто не остается другого выхода. По данным Центра изучения демократии, в 2000-2001 годах более 60 процентов экономики страны находилось в тени. А это значило, что у властей не было никакой возможности собирать налоги и финансировать хотя бы минимальные социальные выплаты. За время же правления Саакашвили доходная часть бюджета Грузии выросла в 2,5 раза. Это было достигнуто благодаря снижению налогов, жестким мерам борьбы с налоговыми неплатежами, а также появившейся у злостных неплательщиков и коррупционеров возможности "откупиться" от преследования, вернув награбленное в бюджет.

Однако даже успехи налоговой службы не помогли бы Грузии выжить, если бы не международная финансовая помощь. Согласно отчету Еврокомиссии, в списке основных доноров Грузии на первом месте находятся США (31% от общего объема помощи), на втором месте - Всемирный Банк (17%), на третьем - Евросоюз (15%), на четвертом - МВФ (12%). В 2004 году только объем иностранного финансирования надбавок к зарплатам грузинских госчиновников чиновников достиг 15 миллионов долларов. А в проекте бюджета США на 2006 год Грузия является одним из главных получателей помощи - ей "светит" 80 миллионов долларов, не считая финансирования в рамках программы военного сотрудничества.

Конечно, грузинские власти мечтают об экономической самостоятельности. Недавно они заявили, что уже сейчас поступления в бюджет выросли настолько, что республика может взять на себя финансирование 35 процентов зарплат чиновников. Кроме этого, Каха Бендукидзе рассчитывает на то, что либеральные законы привлекут в Грузию инвесторов, которые поучаствуют в приватизации. Тем не менее, ожидаемые доходы от приватизации в 2005-2006 годах не превысят 550 миллионов долларов, а желающих рискнуть и вложить деньги в грузинские предприятия еще необходимо поискать.

Пока же рост реального ВВП Грузии составляет 6 процентов (по данным МВФ за 2004 год, ВВП Грузии достиг 14 с половиной миллиардов долларов), инфляция достигает 10 процентов в год, а доходы бюджета составили всего 670 миллионов долларов при внешнем долге в 1,7 миллиардов долларов. Безработица в городах достигает 20 процентов, главной статьей экспорта остается сельхозпродукция, а источником энергоносителей - богатая нефтью и газом РФ.

Позиции США, ЕС и РФ

Не так давно американские сенаторы Джон Маккейн и Хилари Клинтон призвали вручить Михаилу Саакашвили Нобелевскую премию мира за вклад в дело развития демократии. Для американских и европейских политиков Грузия - колыбель революции, чей пример должен вдохновить население других республик бывшего СССР на свержение недемократических режимов. 10 мая республику собирается посетить Джордж Буш. США стараются оказать Грузии помощь в решении проблем сепаратизма, и не исключено, что во время высокого визита будет организована встреча Саакашвили и лидеров Абхазии и Южной Осетии. На фоне обсуждения вопроса о выводе российских войск из Грузии в РФ активно обсуждались перспективы появления на территории республики американских военных баз, но в настоящий момент грузинские власти отрицают вероятность подобного поворота событий.

.title ДОСЬЕ Lenta.Ru
Политическая жизнь несуществующей республики Усмирение грузиснких окраин Мирная грузинская революция

Хотя отношения РФ с Эдуардом Шеварднадзе никогда не были безоблачными, после "революции роз" окончательно создалось впечатление, что Россия для Грузии - "враг номер 1". В первую очередь это было связано с тем, что Грузия активизировала деятельность, направленную на своей воссоединение с Абхазией и Южной Осетией. Учитывая, что обе непризнанные республики существуют благодаря патронажу РФ, неудивительно, что любое обострение на линии Тбилиси-Цхинвали или Тбилиси-Сухуми сопровождается обменом резкими заявлениями между Грузией и Москвой. До недавнего времени еще одним камнем преткновения в российско-грузинских отношениях являлся статус российских военных баз, однако в настоящий момент договоренность о сроках их вывода достигнута.

При этом Россия остается крупнейшим торговым партнером Грузии, внешнеторговый оборот двух стран только за январь-сентябрь 2004 года вырос на 37,9% по сравнению с показателем первых девяти месяцев 2003 года. Российским инвесторам уже принадлежит немало грузинских активов и, скорее всего, если кто-нибудь решиться приобретать грузинские предприятия, то это будут россияне. Кроме этого, к настоящему моменту Грузия не нашла возможности избавиться от энергетической зависимости от РФ. Все это говорит о том, что резкий тон грузино-российской политической дискуссии не совсем адекватно отражает реальное состояние отношений двух стран.

До и после революции

Согласно общепринятому мнению, революция в Грузии стала возможной потому, что предыдущий режим в республике окончательно дискредитировал себя в глазах населения, жители страны устали от бедности, фальсификация результатов выборов дала оппозиции возможность вывести это население на улицы, а наличие харизматического лидера и поддержка США позволили "революции роз" увенчаться успехом. С ноября 2003 года прошло почти полтора года, и пока что появление у народа надежды на лучшее будущее можно считать главным и едва ли не единственным достижением революционеров.

Хотя Михаил Саакашвили и поднял пенсии в два раза, они все равно составляют всего 12 долларов в месяц, на которые невозможно прожить даже в Грузии. Хотя власти республики и борются с коррупцией, в рейтинге прозрачности экономик, ежегодно публикуемом Transparency International, Грузия в 2005 году оказалась на 128 месте из 133 стран. Хотя Михаил Саакашвили и казался изобретателем методики успешного присоединения отделившихся от Грузии территорий, пока что ни его кнут, ни его пряник не заставили абхазов и осетин повернуться в сторону Тбилиси. Самое же главное, что, хотя революция и должна была привести Грузию к демократии, пока что в структуре управления республикой сохраняется значительный перекос в сторону исполнительной власти, а реальная оппозиция в ней просто отсутствует. Правда, в оправдание Саакашивили и его соратников нужно отметить, что проблемы, с которыми они столкнулись, придя к власти, было просто невозможно решить за 17 месяцев.

Другие материалы