Новости партнеров

Москва. Холодный розлив

Московский завод начинает производить вина мирового класса

Наше издание редко уделяет внимание достижениям отечественных производителей. Однако, услышав новость, способную изменить жизнь тысяч наших читателей, мы просто не можем оставаться в стороне. Поэтому, узнав о том, что в Москве запускают линию холодного розлива вина, и что благодаря этому словосочетание "произведено в Москве" на винной бутылке станет вызывать вожделение, а не обратные ему чувства, Lenta.Ru решила поделиться ценной информацией со всеми, кому небезразлична тема качественного алкоголя.

Приятно пить вино, представляя себе залитый солнцем двор где-нибудь во Франции, смуглых французских крестьянок, давящих виноград в больших чанах и разливающих забродившую смесь по бочкам и бутылкам, и прохладный подвал, где эти бочки или бутылки выдерживаются несколько лет. Чтобы позволить себе наслаждаться подобными грезами, нужно быть готовым заплатить за бутылку вина как минимум 50 евро. Вышеописанный процесс производства вина уже давно стал редкостью во всем мире, и его результаты доступны только избранным.

Большую же часть так называемых "массовых вин" производят на заводах вторичного виноделия не только в России, но и во всем мире. Такие заводы есть в каждой стране, где винный бизнес развит хоть сколько-нибудь серьезно - во Франции, в Германии, в Чили, Америке. В середине 1960-х годов такой завод появился и в СССР. Виноградников на территории Советского Союза было предостаточно, однако качество вина оставляло желать лучшего, потому что маленькие винные производства в Молдавии или Грузии были плохо оснащены, и на них не хватало специалистов. Так что в 1964 году Минсельхоз принял решение создать в столице Московский межреспубликанский винодельческий завод для вторичного производства вин.

Технология вторичного производства известна во всем мире. На большой завод, обладающий собственной лабораторией и линей розлива, привозят сырье , так называемый "первичный виноматериал" - то есть перебродивший виноградный сок. Уже на заводе из него по всем законам виноделия готовят вино и разливают по бутылкам. У такого способа производства вин есть определенные преимущества. С одной стороны, производитель имеет возможность выбирать виноград, выращенный на лучших виноградниках мира, с другой - располагает соответствующей мировым стандартам технологией, предполагающей в том числе жесточайший контроль, который можно обеспечить, только вложив очень много денег и сил.

Вторичное производство вин позволяет решить еще одну проблему. Дело в том, что качество виноматериала, изготовленного даже на самых известных виноградниках, очень сильно зависит от климата, и заводам первичного производства часто приходится вообще отказываться от работы, если год выдался плохим, и солнца было слишком мало или слишком много. Вторичный же завод может отказаться от покупки продукции, поступившей в этом году из той или иной местности и отдать предпочтение тем виноградникам, урожай которых оказался наиболее удачным.

Тем не менее, в течение долгих лет любители вина старались покупать напитки, разлитые там, где рос виноград, считая вина вторичного производства второсортным продуктом. Дело в том, что для придания вину розливной стойкости на заводах в России и Молдовы, как в "первичке" так и во "вторичке" используется сейчас, а, до какого-то момента - и в Европе, использовался метод горячего розлива. Проще говоря, напиток пастеризовался при температуре от 50 до 60 градусов. Это было необходимо для того, чтобы убить бактерии, из-за которых вино могло скиснуть. Однако при пастеризации погибали также микроорганизмы, придающие вину каждой марки особый вкус и аромат.

На Западе эту проблему удалось решить еще пару десятков лет назад. Там был придуман новый способ розлива вина, который называется "холодным" или "мембранным". При холодном розливе вместо подогрева, убивающего живую сущность вина, используется так называемая "мембранная фильтрация". Вино, проходя через мельчайшие мембраны-поры в специальном фильтрационном оборудовании, получает необходимую стабильность и прозрачность, не теряя при этом своих свойств.

Поэтому недорогое вино, продающееся в американских и европейских супермаркетах, остается вином. В нашей стране холодный розлив до сих пор не использовался, так как эта технология была для отечественных винопроизводителей слишком сложной и затратной. Чтобы мембранный розлив позволил придти к желаемому результату, должны быть соблюдены мельчайшие условия, касающиеся не только самого вина, но и стерильности воды, помещений, пробок, и даже создания особой атмосферы в цехах, где вино попадает в бутылки. Процесс производства должен быть стабильным, персонал высококвалифицированным, о объемы соответствующими.

Поэтому первая линия холодного розлива вина в Российской Федерации появилась только в 2005 году. Средств на приобретение технологии у немецкой фирмы "Кронос" (а линия стоит около 5 миллионов долларов) хватило у того самого Московского межреспубликанского винного завода, который когда-то был создан для развития советского виноделия. В принципе, в наше время завод занимается тем же, чем занимался до распада СССР - он закупает виноматериалы в Молдавии, Узбекистане и других бывших союзных республиках, а также в Чили и Аргентине, обрабатывает их и разливает по бутылкам.

С открытием линии холодного розлива в Москве начато производство качественного белого вина сортов Совиньон, Шардоне и Рислинг и красного - Каберне, Мерло, Саперави. И если до сих самым популярным вином ММВЗ являлось "Арбатское" по 70 рублей за бутылку, то теперь завод собирается продвигать напитки более высокой ценовой категории. В ближайшее время ММВЗ выпустит на рынок линейку вин стоимостью до 150 рублей за бутылку, разлитых холодным способом. Под зонтиком нового брэнда окажется шесть марок - четыре марки сухого вина (две - красного, и две - белого), а также две марки полусладкого вина.

Открытие холодной линии также вдохновило владельцев завода на другие шаги по модернизации своего бизнеса. В данный момент проходит процесс ребрендинга вина "Арбатское" и коньяка "Кутузов", который должен придать напиткам более изысканный и современный вид. А над созданием нового бренда работает известное британское брендинговое агентство "Айдентика".

С ценами на продукцию ММВЗ, как, впрочем, и других отечественных виноделов, все обстоит непросто. До 1 января 2005 года с каждой бутылки вина производители должны были уплачивать два акцизных сбора - федеральный и региональный. Новый Налоговый кодекс, вступивший в силу 1 января 2005 года, освободил натуральные вина от региональных акцизных сборов. При этом в закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" соответствующую поправку внести забыли. Согласно этому закону, продажа вина допускается только при наличии двух марок. Сейчас виноделы пытаются разобраться с тем, какой налог со своей продукции они должны платить.

Экономика00:01 3 сентября

На автомате

Смогут ли будущие российские пенсионеры победить роботов