Ле-Бурже 2005

13 июня в пригороде Парижа открылся международный авиасалон Paris airshow

13 июня в пригороде Парижа Ле-Бурже в 46-й раз открылся международный авиасалон Paris airshow. Эта выставка, которая проводится раз в два года, является, без сомнения, одним из самых крупных событий в мире авиации. Каждый раз на площади более 100 тысяч квадратных метров выставляются около двух тысяч различных компаний и организаций, как коммерческих, так и государственных, среди которых на равных присутствуют даже представительства обороных ведомств различных стран. Причем этот авиасалон, как, впрочем, и большинство остальных, является не только (и даже не столько) средством для продвижения продуктов на соответствующем рынке - участие в нем для авиапромышленности каждой страны является вопросом престижа.

Уровень авиасалона "Ле-Бурже" таков, что на нем регулярно выставляются действующие самолеты самых амбициозных в мире проектов. В нынешнем году главными экспонатами станут американский Boeing 777-200LR, который является самым "дальним" пассажирским самолетом, и самый большой лайнер в мире европейский Airbus A380. Для "Аэробуса", как и для "Боинга", выступление на авиасалоне станет вторым публичным полетом после первых демонстраций, которые прошли соответственно в конце апреля и начале мая. В этом году США усилили свою "гражданскую" экспозицию модернизированным "летающим толстяком" - знаменитым авиалайнером Boeing 747-400, а Европа ответила им серией "Аэробусов" различных классов.

Несмотря на то, что США традиционно являются крупнейшим участником любых технических выставок, а на нынешнем салоне для них был отведен целый павильон, самую большую экспозицию по понятным причинам представила Франция. Только компания Dassault выставила девять различных истребителей, включая новейшие Rafale. Всего французы показывают на авиашоу более 50 машин. В это число не входят "аэробусы" - в списке, опубликованном на сайте авиашоу, самолеты корпорации Airbus проходят в рубрике "международные проекты". Это предприятие, помимо двухпалубного гиганта A380, представило целую линейку самолетов различных классов - А340-600, А340-300, А330-200, А318-122 и А319, охватив практически весь сегмент пассажирского авиарынка. Среди других новинок пассажирского авиарынка, как отмечает ИТАР-ТАСС, - Falcon 7X компании Dassault, ЕМВ-195 и ЕМВ-175 бразильской корпорации Embraier, американские G450 и G550 компании Golfstream.

Что касается российской экспозиции, то она достаточно скромна. Тому есть несколько причин. Во-первых, по-настоящему масштабных и громких (не говоря уже о революционных) авиационных проектов в нашей стране в последнее время не разрабатывалось, во-вторых, участие в подобной выставке - дело довольно дорогое, а российским предприятиям предстоит еще участвовать в авиасалоне МАКС-2005.

Ударным экспонатом российской части выставки можно считать проект среднемагистрального самолета RRJ - Russian regional jet. Основным разработчиком этой машины является ОАО "Компания "Сухой", однако кроме этой компании в проекте участвует множество других, включая иностранные. В перспективе над проектом RRJ будут работать Liebherr Aerospace, B/E Aerospace и Honeywell. Двигатель для RRJ в настоящее время разрабатывается российским НПО "Сатурн" и французской корпорацией Snecma Moteurs.

Уже в первый день парижского авиашоу, на котором были представлены масштабная модель лайнера и полноразмерный макет кабины пилотов, был подписан контракт на оснащение этого самолета французской авионикой. Контракт подписали основной разработчик проекта - "Компания "Сухой" и французская корпорация THALES. Его стоимость - 125 миллионов долларов. Общая стоимость проекта оценивается в 750-810 миллионов долларов, а его финансирование осуществляет группа банков, среди которых, в частности - ОАО Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк России и Росэксимбанк.

Для России концепция среднемагистрального самолета в настоящее время является приоритетным направлением в развитии авиапрома. Свои позиции на рынке дальнемагистральных "толстяков" наша страна почти потеряла. RRJ вполне можно считать "любимчиком" правительства - этот проект на выставке активно рекламировал руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин.

По его словам, "в бюджете этого года было предусмотрено около 100 миллионов долларов на возвратной основе на поддержку этого проекта, а в следующем году эта поддержка может быть существенно увеличена". Для Франции этот проект также очень важен - в день открытия выставки стенд с RRJ посетил Жак Ширак. Этот визит был заранее оговорен с французской стороной и входил в план экскурсии президента Франции по павильонам выставки. Разумеется, такая реклама, а также активное участие французских компаний сулят проекту радужные перспективы на европейском рынке.

Еще одним важным контрактом, заключенным в первый день выставки, стал договор между "Роскосмосом" и Европейским космическим агентством. Европа примет участие в создании российского многоразового пилотируемого корабля "Клипер". По словам главы "Роскосмоса" Анатолия Перминова, "ЕК рассматривает предложение по изготовлению конкретной части для этого космического корабля". Какой именно - он не уточнил. Пименов рассказал, что ЕК и "Роскосмос" уже согласовали план совместных действий по разработке и постройке "Клипера". На стенде "Роскосмоса" в Ле-Бурже Россия представила макет этого нового космического корабля в масштабе один к пяти.

В отличие от "гражданского" отделения компании "Сухой", военные авиаконструкторы не представили на авиасалоне никаких новинок. Российская военная экспозиция "Сухого", равно как и весь российский авиапром, представлены натурным образцом многофункционального истребителя поколения "4+" Су-27СКМ. Остальные экспонаты существуют в виде макетов, моделей или фотографий и рисунков. В основном, это модернизированные машины, которые выпускаются в течение многих лет, и хорошо знакомы посетителям-специалистам. Модернизацию этих аппаратов действительно вполне можно представлять в виде списка ТТХ.

Если Россия приехала на авиасалон с относительно скромной, но все-таки включающей в свой состав "реальный" аппарат экспозицией, то Украине повезло меньше. Она не смогла привезти на выставку ни одной машины. Дело в том, что уже несколько лет украинцы находятся в ситуации, в которой ранее пребывали россияне - за их государственным имуществом (в частности - самолетами) охотятся судебные приставы, которые хотят исполнить судебное решение, вынесенное по иску кипрской компании TMR Ernergy против Фонда госимущества Украины.

По словам руководителя пресс-службы украинской экспозиции на авиасалоне Александра Ляшко, Украина планировала в этом году привезти на авиасалон в Ле-Бурже пять самолетов: Ан-225 "Мрия", Ан-124 "Руслан", Ан-148, Ан-140, Ан-70. "Мрия", "Руслан" и Ан-70 должны были принять участие в демонстрационных полетах, но их выступление пришлось отменить. Это действительно печальный факт, так как украинские самолеты, в первую очередь - "Мрия" и "Руслан", всегда украшали любой авиасалон. Полеты транспортных гигантов привлекали толпы зрителей, и такая реклама была бы украинским авиастроителям весьма кстати, учитывая, что в настоящее время АНТК им. Антонова разрабатывает множество перспективных проектов. Украина пыталась решить эту проблему, представив свой самолет "от имени" Азербайджана, однако Баку потребовал от Киева предоставить на время проведения выставки другой "Руслан", чтобы не нарушать график перевозок. Эта идея не была реализована из-за бюрократических неувязок.

Однако украинский самолет над Ле-Бурже все таки пролетел. За несколько дней до выставки Ан-140, принадлежащий авиакомпании "Аэромост-Харьков", прибыл в Ле-Бурже и в течение двух дней демонстрировался на статической стоянке аэропорта. На его борту даже побывала премьер-министр страны Юлия Тимошенко, которая находится с визитом во Франции. Непосредственно перед проведением демонстрационных полетов в первый день работы авиасалона Ан-140 вылетел на Украину.

Его взлет происходил прямо перед трибунами, и собравшиеся зрители смогли увидеть самолет во всей красе. Спустя пять с половиной часов "Ан" прибыл в Харьков. Таким образом, Украина, хоть и несколько необычно, но все-таки поучаствовала в авиасалоне. При этом, лихой "козацкий" пролет перед зрителями выглядел куда эффектней, чем то бегство, которым спаслись россияне в 2003 году, когда истребители "Сухого" в Ле-Бурже собирались арестовать по иску компании Noga.

Авиасалон в Ле-Бурже появился на свет в 1908 году как "приложение" к автомобильной выставке, но уже на следующий год стал полноценным самостоятельным мероприятием (в авиасалоне 1909 года принимали участие 380 французских аппаратов, включая воздушные шары). Поначалу он был ежегодным, но с 1924 года стал проводиться раз в два года. Именно тогда в авиасалоне стали участвовать компании из других стран. Сначала выставка проходила в Орли, но с 1951 года ее перенесли в Ле-Бурже. В начале 60-х годов она приобрела мировое значение, став центральным событием в мире авиации.

В 1969 году в Ле-Бурже были показаны первые "Конкорды" и Boeing-747, в 1973-м - первые самолеты Airbus, в 1977-м - Mirage F1, в 1983-м - американский космический челнок "Энтерпрайз", в 1987-м - новые версии Airbus A320 и Rafale, в 1989-м - Су-27, Су-25, Миг-29 и Ан-225 "Мрия", на "спине" которого был установлен космический корабль "Буран". В течение последних лет выставка постоянно ставила рекорды посещаемости для такого рода мероприятий. В нынешнем году она также намеревается принять рекордное число посетителей - 300 тысяч человек.

Авиасалон проходит по классической схеме, которая с 2005 года будет применяться и на российском МАКСе - с 13 по 16 июня экспозицию будут посещать специалисты и журналисты, а с 16 по 19 июня "Ле-Бурже" откроется для простых зрителей. Выставка проходит в шести павильонах и на открытой площадке. В первом павильоне расположены национальные западноевропейские экспозиции, во втором представлены самые крупные европейские корпорации, третий павильон отдан американцам, в четвертом представлены беспилотные летательные аппараты, а также остальные национальные павильоны, пятый посвящен экспозициям крупнейших мировых авиапредприятий, шестой - экспозициям остальных мировых компаний.

Демонстрационные полеты проходят каждый день. Их программа выкладывается на специальной странице официального сайта выставки. Они делятся на две категории - обычные демонстрационные полеты, которые проходят перед зрителями; специальные полеты для покупателей и специалистов - они проходят отдельно, без зрителей, и те, ради кого они устраиваются, обычно находятся на борту. В этом году в авиашоу впервые будут принимать участие и исторические самолеты. В частности, зрители увидят знаменитые советские истребители времен Второй мировой войны Як-3, на которых летали пилоты французской эскадрильи "Нормандия-Неман".

Павел Аксенов