Истерия вокруг шестой, предпоследней книги о мальчике-волшебнике, в англоязычном мире достигла своего апогея. Самые быстрые читатели осилят 672 страницы "Гарри Поттера и принца-полукровки" в ближайшие сутки, а самые нетерпеливые уже через несколько часов, отстояв очередь в книжный магазин, заглянут на последнюю страницу, чтобы узнать, кто все-таки умер и чем все закончилось.
Все романы о Гарри Поттере строятся по одной и той же сюжетной схеме: долгожданный отъезд в школу из мира магглов (обычных людей) - очень важный спортивный матч (по квиддичу) - нехорошие происшествия (происки зла) - столкновение и битва Гарри со злом - спасение - отъезд на каникулы в мир магглов. Подготовка к матчу и неприятности, как правило, происходят одновременно, а большая битва следует за большим спортивным событием.
В каждой следующей книге матчи оказываются все представительней, а зло все разрушительней. Конечно, все серьезнее становятся и школьные конфликты, а заодно усложняется структура волшебного мира, но это принципиально ничего не меняет в схеме. Можно сказать, что такая романная структура оправдана, поскольку история Гарри Поттера развивается хронологически, в соответствии с переходом героев в следующий класс.
Конечно, такая сюжетная конструкция не только логична, но и скучна. Именно поэтому автор заранее разбрасывает увлекательные приманки, например, давая понять читателю, что вскоре в романе произойдет нечто ужасное и кто-то из героев погибнет. Одного этого достаточно, чтобы держать в напряжении львиную долю преданных поклонников.
Каждая из пяти уже опубликованных книг Джоан Роулинг вызвала немало критики, но трудно спорить с тем, что сделаны они добротно (если вынести схематичность фабулы за скобки). Сама идея серии работает безотказно: всякому, кто однажды увяз в перипетиях школьно-магического быта, хочется узнать, чем все закончится.
Отлично придумано и то, что любая книга о Гарри и его школе содержит полноценный и, так сказать, рациональный детектив, который автор исправно разрабатывает и доводит до конца. К этому Роулинг подбрасывает несколько интригующих загадок, разгадки которых находятся в следующей части вместе с порцией новых вопросов. Это - безупречный жанровый прием, при котором каждый роман в серии, тем не менее, является вполне самостоятельным произведением.
Львиная доля обаяния романов Роулинг проистекает из гиперлитературного английского быта, в котором удачно перемешаны и викторианская, и эдвардианская, и современная - елизаветинская - действительность. Англичане, вероятно, получают особое удовольствие, читая очень язвительные страницы об отношениях Министерства магии со школой Хогвартс, столь похожие на реальные перипетии в британской системе образования.
Вообще Роулинг берет деталями, что, кстати, объясняет внушительный объем последних романов. Заклинания, учебная программа, содержание газет и их редакционные проблемы, витрины магазинов, подробное описание матчей с правилами игры и техническими характеристиками метел - всем этим она отнюдь не пренебрегает. Тем самым писатель компенсирует сюжетную скудость своих романов - этот прием хорошо известен, например, дизайнерам: маленькая, но продуманно декорированная комната требует столько времени на осмотр, что в итоге кажется огромной.
Сами по себе детали не влияют на развитие сюжета, зато мир Хогвартса становится выпуклым и осязаемым. Очень может быть, что Роулинг могла бы покорить сердца чутких к мелочам детей одним только описанием формы очков Гарри и пояснением, какого цвета шарфы носят на каждом из факультетов волшебной школы. Но она пошла дальше и ввела в текст ручных сов, призраков почти без головы, вредных эльфов и тысячу других запоминающихся находок.
Развитие сюжета "Гарри Поттера" напоминает превращение праздничного "Хоббита, или Туда и обратно" в мрачного "Властелина колец". Из детского детектива с привкусом волшебства вырастает невеселая история противостояния добра и зла.
Герои первых книг о Гарри Поттере не наделены сложными характерами. Но, взявшись их растить год за годом, Роулинг заметно усложняет обстоятельства, в которые они попадают, вслед за этим становятся менее однозначными моральные стороны многих поступков. В результате персонажи заметно взрослеют: например, становятся терпимее и великодушнее. Очень похоже, что Джоан Роулинг наблюдает за собственными детьми, своим отношением к ним и их проблемам, и волей-неволей переносит "правду жизни" на страницы романа.
Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона Уизли приближается по психологизму (и гротеску) к Диккенсу. А безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример - перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В "Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется, добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не патологической злобности.
Джоан Роулинг, конечно, не ставит перед собой задачу написать психологический роман. Ей не нужно усложнять мотивировки поступков героев за счет углубления их характеров. Она сочиняет развлекательную книгу и поэтому придумывает сложные коллизии.
В принципе, Роулинг могла бы никого не убивать в своих книгах: достаточно было бы хорошенько попугать читателя. Но смерть персонажей, во-первых, усиливает интригу, во-вторых, дает новые возможности для развития характеров оставшихся героев. Поэтому в четвертом романе погибает школьник Седрик Диггори, а в пятом - крестный отец Гарри, Сириус Блэк.
Если Седрик был конкурентом Гарри за кубок по квиддичу, то есть персонажем относительно далеким от основного действия, то Сириус - уже действительно важная фигура с существенно растущим от третьего к пятому роману влиянием на развитие сюжета. По законам жанра следующей жертвой (а известно, что в шестом романе она будет) должен стать кто-то из еще более близкого окружения главного героя. Кто же?
С большой долей уверенности из списка потенциальных жертв можно исключить Рона и Гермиону.
Рон - комический персонаж, с которым читатель отдыхает от нарастающей напряженности и готической обстановки. К тому же, при всем своем обаянии, он не играет ключевую роль ни в одном из "роковых" эпизодов. Да, без Рона и Гермионы Гарри пришлось бы туго, но все равно с главным злом он встречается один на один.
Также маловероятно, что Роулинг пожертвует Гермионой. Этот персонаж - единственная женская героиня первого плана и в известном смысле альтер-эго автора. Есть только один сюжетный ход, который годится для Гермионы: это случай спящей красавицы: если усыпить (или похитить) Гермиону в шестом томе, то ее можно будет разбудить (вернуть) в седьмом. Но такая жесткая сюжетная связка раньше не использовалась Роулинг, это стало бы существенным и немотивированным изменением романной стратегии. В принципе, такой ход можно было бы применить в седьмом романе, подарив читателям надежду на новую серию приключений.
Кто из важных персонажей остается серьезным кандидатом на роль жертвы в шестом романе? Великан Хагрид и профессор Дамблдор. Но Хагрид, простодушный и довольно одномерный персонаж, меньше связан с Гарри, чем Дамблдор. Старый волшебник, долго оберегавший Гарри и прямо связанный с его судьбой - все же наиболее вероятный кандидат на гибель в шестой книге. Это не противоречит логике романа: читатели могли сами убедиться, что чем дальше, тем больше знаний Гарри получает сам, и тем меньше ему могут помочь и что-то подсказать взрослые. Также, чем старше он становится, тем больше решений он принимает самостоятельно. Очень может быть, что Дамблдор погибнет не в ходе непосредственной защиты Гарри, а от полученных в решающей схватке с Вольдемортом ран.
Дэниел Радклифф, исполнивший главную роль в экранизациях первых романов (четвертый выйдет на экраны в этом году), в одном из интервью сказал, что, по его мнению, в последнем романе погибнет сам Гарри. Это было бы очень сильным поступком со стороны Джоан Роулинг, но весьма маловероятным.
Стержень романа - противоборство добра в лице Гарри со злом в лице Того-Чье-Имя-Нельзя-Называть, лорда Волан-де-Морта, темного волшебника и выпускника школы Хогвартс. В последнем романе должна произойти их решающая битва. Какие же варианты есть у Гарри Поттера?
В общем, ошеломительных откровений и совершенно неожиданных ходов от "Принца-полукровки" ждать не приходится. Мы узнаем об очередном, еще более тревожном учебном году в школе Хогвартс. Всех героев ждут новые потрясения и приключения. Очень вероятно, что среди них будут не только магические, но и романтические, благо герои вступили в опасный возраст.
Как Джоан Роулинг будет решать отношения добра со злом в седьмой книге о Гарри Поттере, мы узнаем через год-полтора, едва ли раньше. Скорее всего, мы получим рецепт, напоминающий финал "Властелина колец": концентрированное зло повержено, но его семена прорастут повсюду, и выпалыванию этих плевелов герои посвятят всю оставшуюся жизнь. Впрочем, нас, магглов, этим не удивишь: мы только этим и занимаемся. В свободное от воспитания детей и чтения занятных книжек время.
Юлия Штутина