Утром 4 августа на берегу Истринского водохранилища штурмом был взят коттеджный (а по сути - дачный) поселок Екатерининские валы, расположенный рядом с деревней Пятница. Судебные приставы и ОМОНовцы приехали сюда в третий раз за год, чтобы снова попытаться исполнить судебное решение о сносе 13 коттеджей. По мнению Росприроднадзора, они были построены в обход закона, так как не прошли необходимой экологической экспертизы. На этот раз усилия представителей власти увенчались успехом - выведя жильцов из домов, они приступили к сносу поселка.
Все СМИ в один голос сообщают, что в операции участвовали тридцать сотрудников Федеральной службы судебных приставов. Сколько было бойцов ОМОНа, сказать трудно - по разным оценкам, от пятидесяти до трехсот человек. Как бы то ни было, около десяти часов утра они не то проникли, не то ворвались на территорию поселка, огороженную деревянным забором. Пока шла сама операция, журналистов внутрь не пускали. Некоторым из них все же удалось подсмотреть за развитием событий через щели в заборе и даже проникнуть в поселок, но ненадолго. То, что происходило за забором, приходится воссоздавать в основном по свидетельствам местных жителей и по заявлениям официальных сторон.
Сообщения информационных агентств о неготовности жителей поселка к приезду приставов верится с трудом. За день до этого замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что "работы по ликвидации дачного поселка" начнутся в четверг и что "поддержку сноса зданий будут осуществлять 300 милиционеров". Тем не менее спланированной акцией сопротивления действия дачников тоже не назовешь - судя по всему, каждый из них делал что мог: кто-то вывесил в окно плакат "Остановите произвол!", кто-то поливал приставов водой из окон второго этажа, а кто-то просто выкрикивал "Воры!", "Позор!" и тому подобные слова.
В дома приставов не пускали. Однако те каким-то непостижимым образом все же выводили сопротивляющихся жильцов на улицу. Между представителями власти, которые убедительно просили им не мешать, и хозяевами коттеджей постоянно возникали стычки. Примерно через 20 минут после начала штурма некоторые информагентства со ссылкой на судебных приставов сообщили, что один из их коллег даже пострадал в ходе операции. Однако представитель бригады "скорой помощи", дежурившей у поселка, сообщил, что никто из приставов за медпомощью к ним не обращался. Зато обратился один из местных жителей, у которого подскочило давление. Позже в эфире телеканала НТВ показали интервью с одним из хозяев домов, у которого была перебинтована голова, но, судя по его бодрому виду, серьезным это ранение не являлось. Тем не менее, согласно прозвучавшему ближе к концу дня заявлению Федеральной службы судебных приставов (ФССП), "случаев причинения вреда здоровью жителям поселка при осуществлении исполнительных действий не установлено".
Постепенно милиционерам и представителям Минюста удалось выдворить из домов всех жителей поселка. Выходя за ворота, те рассказывали журналистам страшные вещи. Дачники утверждали, что милиция и судебные приставы избивали их и даже заковывали в наручники. Последнее, судя по кадрам НТВ, действительно имело место. Помощник уполномоченного по правам человека в РФ Валерий Бакунин расписывал в красках, как ОМОНовцы и судебные исполнители "выбивают стекла в коттеджах, ломают двери, бьют женщин, швыряют детей, бьют ногами мужчин, пытающихся оказать сопротивление". Однако руководитель пресс-службы Главного управления ФССП по Московской области Анатолий Гара категорически отверг подобные обвинения в адрес приставов и милиционеров, подчеркнув, что все их действия "находятся в рамках закона об исполнительном производстве".
Вся эта катавасия продолжалась около двух часов. К полудню стало понятно, что власти добились своего и приступили к сносу коттеджей. Это выразилось в том, что на крышу одного из них взобрались двое рабочих и принялись ее разбирать. Менее чем через час Олег Митволь заявил, что дом уже разобран. Не то рабочие попались невероятно быстрые, не то чиновник из Росприроднадзора просто выдавал желаемое за действительное. Следует отметить, что позже к работам подключились еще несколько десятков человек. Правда, как уточнил впоследствии Анатолий Гара, дом был демонтирован владельцем добровольно. Он нанял рабочих и тем самым "сэкономил время и деньги", пояснил пресс-секретарь.
Дело в том, что работы по сносу должна была вести компания, выигравшая тендер службы судебных приставов. Что действительно смешно - заплатить за нее, в соответствии с федеральным законом об исполнительном производстве, должны хозяева разрушаемых коттеджей. Причем в троекратном размере. Другими словами, человек не только останется без дома, в который, вне всякого сомнения, вложил достаточно труда и средств, но еще и отдаст за эту сомнительную радость несколько сотен тысяч рублей.
Решение суда, как заявил Митволь, будет выполнено в полном объеме в самое ближайшее время, и "все незаконно построенные дома будут снесены". В службе судебных приставов высказались не намного конкретнее - по словам Гара, работы по сносу коттеджей, которые проводятся без применения тяжелой техники, могут продолжаться несколько дней и, вероятно, будут завершены до конца недели.
Пока же дачники отказались покидать свои участки. В удовольствии понаблюдать за процессом разрушения своих домиков, которые чиновники почему-то упорно называют коттеджами, им не отказывают. Как отметил Гара, "они могут присутствовать при демонтаже, они могут находиться рядом со своим имуществом, но коттеджи будут демонтированы в соответствии с решениями судов".
К концу дня стало известно, что большинство владельцев коттеджей, очевидно, смирившись с неизбежной участью и подсчитав возможные затраты, согласились снести свои дома добровольно. Приставы отнеслись к ним с пониманием и приняли соответствующие заявления, отметив, что на вывоз имущества и демонтаж дачникам будет дано от одного до трех месяцев.
"Мы будем смотреть, чтобы процесс не затягивался", - пообещал Гара, отметив, что ни один из владельцев дач не прописан в поселке (все они москвичи) и не владеет землей, являясь номинально владельцами строений. Он заявил, что в пятницу будет произведена калькуляция и оплата уже выполненных строительной организацией-подрядчиком работ, а затем владельцы коттеджей должны будут в троекратном размере возместить расходы федерального бюджета.
Машины судебных приставов, отряды милиции и пожарные, которые дежурили неподалеку, покинули поселок около четырех часов дня.
Однако на этом история не закончилась. В четверг вечером пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов подтвердил, что в высший судебный орган РФ на днях поступила надзорная жалоба от жителей дачного поселка на решение суда низшей инстанции о сносе их дач. "Сейчас Верховный суд принимает решение о принятии ее к рассмотрению", - отметил он, подчеркнув, что сам факт подачи жалобы никак не влияет на процесс исполнения решения о сносе коттеджей, так как "кассационная инстанция уже приняла решение, оно вступило в законную силу, и приставы обязаны его исполнить".
Рассуждая логически, можно предположить, что жители Екатерининских валов не будут спешить со сносом своих домов, а станут дожидаться принятия жалобы к рассмотрению Верховным судом. В этом случае исполнительное производство будет приостановлено, а какой вердикт вынесет суд, еще неизвестно.
Алексей Гапеев