Россия
03:42, 9 августа 2005

Подъем с глубины Российские и британские моряки успели спасти экипаж затонувшей мини-субмарины

В пятницу, 5 августа, пришла новость о том, что на Камчатке в подводном плену оказался экипаж российского батискафа АС-28. Трое суток, пока длилась спасательная операция, вся страна следила за новостями и неизбежно сравнивала происходящее с августом 2000 года, когда помощь экипажу АПЛ "Курск" оказали слишком поздно. Однако теперь, несмотря на то, что батискаф затонул рядом с секретным военным объектом, ВМФ России почти сразу обратился за помощью к зарубежным коллегам, и подводников спасли.

История со счастливым концом

Спасение батискафа АС-28 вполне могло бы стать основой для голливудского сценария.

4 августа, четверг. Утро, спокойное море, камчатский август, небольшая исследовательская подводная лодка второй день совершает штатные погружения в бухте Березовая всего в трех часах хода от крупного порта - Петропавловска-Камчатского. И вдруг на борт судна "Георгий Козьмин", которое следит за ходом работ, из-под воды приходит тревожный сигнал: батискаф потерял способность двигаться. До полудня экипаж АС-28 самостоятельно пытается выбраться, однако только еще больше запутывается в чем-то, что по предварительной версии является рыболовной сетью. К полудню становится понятно: самостоятельно морякам не всплыть. Командование объединенной группировкой войск на северо-востоке РФ создает оперативный штаб по спасению моряков. В бухту направляются спасательные суда, которые появляются на месте только к утру следующего дня.

5 августа, пятница. В этот день военные сообщают о чрезвычайной ситуации в прессу. Новость быстро облетает весь мир. Российские и зарубежные военно-морские силы начинают разрабатывать план спасения. Между тем к этому моменту экипаж батискафа уже сутки находится в замкнутом пространстве длиной 13,5, шириной 3,8 метра и высотой 4,1 метра, а над ними - еще около 200 метров воды. Давление на такой глубине слишком велико для того, чтобы моряки могли выбраться через люк и подняться на поверхность, используя подводное снаряжение. Им остается только ждать и надеяться на спасение.

Сразу после сообщения о ЧП, главной проблемой, которую обсуждают и российские, и мировые СМИ, становится запас воздуха на борту батискафа (еды, воды и заряда аккумуляторов должно хватить на 5 дней). Военно-морские чины на протяжении всей операции умело поддерживают напряжение. Сначала было объявлено о том, что кислорода внутри подлодки хватит еще на четверо суток. Однако уже к вечеру пятницы раздаются сразу несколько заявлений различных источников, согласно которым у моряков осталось от 48 до 24 часов на то, чтобы дождаться помощи.

Между тем всю пятницу бухту Березовая бороздят 10 кораблей Тихоокеанского флота России, которые безуспешно пытаются подцепить батискаф с помощью тралов и оттащить его на мелководье. В успехе такого способа спасения не уверен никто.

В пятницу же ВМФ России обращается за помощью к командованию тихоокеанского флота США. Американцы решают послать на Камчатку глубоководный аппарат "Скорпион" со своей базы в Калифорнии: с его помощью можно перекусить тросы, в которых запутался батискаф. Доставка "Скорпиона" на место катастрофы займет сутки. Одновременно помощь самостоятельно предлагают Япония и Британия. 4 японских спасательных корабля смогут прибыть к месту аварии АС-28 лишь через четверо суток. Британский автономный подводный робот, аналогичный американскому, как ожидается, прибудет к утру субботы.

Вечером в пятницу начальник пресс-службы ВМФ РФ Игорь Дыгало заявляет о том, что наши моряки не будут дожидаться американцев с британцами и самостоятельно переведут спасательную операцию в некую "активную фазу" этой же ночью. Учитывая сообщение о том, что воздуха в батискафе осталось на сутки, на тот момент кажется, что если моряков не спасут к утру, их не спасут уже никогда.

6 августа, суббота. Однако утром так ничего и не происходит. Весь день новости из Камчатки держат в напряжении: АС-28 зацепили и тащат тралом… Тащить очень тяжело, поскольку батискаф зацепился за таинственный 60-ти тонный якорь… Лично следить за ходом операции на Камчатку отправляется министр обороны РФ Сергей Иванов, однако по прилету ему не удается услышать рапорт об успехах. Передвинув мини-субмарину на 100 метров ближе к берегу (глубина ее залегания изменилась на 30 метров), спасатели признают, что дальнейшее продвижение невозможно… Якорь предлагают взорвать, но от этой идеи отказываются… А между тем запасы кислорода на борту батискафа все сокращаются, поступает сообщение, что их осталось всего на 12 часов.

К вечеру субботы в бухту доставляют сначала британский, затем американский глубоководные аппараты. Британцы действуют более оперативно - их команда готова начать погружение утром в воскресенье. Если отсчитать 12 часов с момента последнего сообщения о запасах воздуха (а это вечер субботы по камчатскому времени), то становится понятно, что спасение может придти буквально в последнюю минуту. Однако командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров снимает по-настоящему голливудское напряжение, сделав официальное заявление о том, что кислорода хватит морякам до 14:00 понедельника.

7 августа, воскресенье. С утра британский аппарат начинает погружение - на большей части России в этот момент ночь, страна заснула в тревожном ожидании. К 7:25 по московскому времени с Камчатки приходит долгожданная новость: освобожденный британским спасательным аппаратом "Скорпион" от рыболовной сети военный батискаф АС-28 всплыл на поверхность, его экипаж жив и здоров.

В какие "сети" попал батискаф

Первой и единственной официальной причиной случившейся с батискафом аварии была названа "рыболовная сеть". Так с самого начала утверждала пресс-служба ВМФ, так заявил командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров, наконец, "рыболовецкий трал" обвинил министр обороны РФ Иванов, когда комментировал итоги спасательной операции.

Впрочем, журналисты засомневались сразу, как только появилось это сообщение. Во-первых, моряки из Петропавловска-Камчатского тут же заявили, что никакой ловли рыбы в районе бухты Березовая никогда не происходило. Официальные источники тут же списали злополучную снасть на браконьеров, и это на первых порах закрыло вопрос. Но очень скоро появилось "во-вторых": газета "Коммерсант", ссылаясь на свои источники в ВМФ, сообщила, что винты батискафов АС-28 защищены от подобных инцидентов специальными металлическими кожухами. Кроме того, газета уточнила характер работ, которые осуществляла в бухте мини-субмарина. Она должна была заменить один из блоков установленной на дне залива системы гидроакустической аппаратуры, предназначенной для слежения за атомными подлодками США. Таинственный "60-ти тонный якорь" являлся частью этой аппаратуры, равно как и огромное количество всевозможных тросов и кабелей. В этом свете становится понятно, почему военные категорически отказались взрывать объект, за который "зацепился" батискаф.

Этим же объясняются и громкие заявления бывшего командующего Черноморским флотом адмирала Эдуарда Балтина, который в самый разгар спасательной операции выступил категорически против привлечения какой-либо иностранной помощи в этот район.

Впрочем, действующий командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров не послушал своего бывшего коллегу. Он заявил о том, что "самое главное - спасти людей". К тому же адмирал пояснил, что на сегодняшний момент действуют договоры СНВ-1 и СНВ-2, российские подводные объекты аналогичны иностранным, а в России, как и в США, работают международные инспекторы. Кроме того, батискаф находится за пределами территориальных вод России, и поэтому в соответствии с международным морским правом наша страна не может ограничивать судоходство в этом районе.

В итоге Россия, несмотря на секретность подводных объектов в бухте Березовая, приняла помощь военных сил Великобритании, и батискаф был спасен. А вот смог бы наш ВМФ справиться собственными силами - это, по признанию Сергея Иванова, "вопрос гипотетический".

Почему ВМФ не мог справиться сам

Действительно, смог бы? Если попытаться ответить на этот "гипотетический вопрос", то картина вырисовывается весьма плачевная. Согласно инструкции на борту судна, с которого производилось погружение АС-28, должен был быть второй аналогичный аппарат, который теоретически мог бы спасти первый, попавший в аварийную ситуацию. Однако второй батискаф с "Георгия Козьмина" списали из-за его аварийного состояния. В итоге единственное, что мог сделать базовый корабль для спасения терпящей бедствие мини-субмарины, это послать сигнал о помощи в штаб. Кстати, как раз в этот момент главком ВМФ Владимир Куроедов находился в госпитале, поэтому руководство спасательной операцией принял на себя его заместитель, адмирал Владимир Масорин.

На следующий день в район аварийных работ было направлено сразу 10 судов ВМФ, в числе которых находилось судно-спасатель "Алагез", также согласно инструкции укомплектованное двумя глубоководными батискафами… Но на самом деле оно не имело на своем борту ни одного - оба аппарата задолго до 4 августа также были сданы в ремонт. А главный специалист по глубоководным погружениям "Алагеза", под началом которого находилась такелажная служба и водолазы, способные работать на глубине свыше 100 метров, в этот день находился в отпуске… Таким образом, даже оборудованный для глубоководной работы корабль ничем не мог помочь затонувшему батискафу, кроме траления вместе с остальными 9-ю судами (кстати, "Алагез" еще 5 лет назад хотели продать на металлолом в Южную Корею, однако после гибели АПЛ "Курск" решено было оставить судно на балансе ВМФ на случай экстренных спасательных подводных работ).

В пятницу же из Владивостока было вызвано судно-спасатель "Саяны", батискафы которого находятся в исправном состоянии. Однако придти на место работ этот корабль мог только через три дня…

Вот и получилось, что ближайшим к бухте Березовая исправным глубоководным спасательным аппаратом оказался британский "Скорпион-45", который и осуществил большую часть работ. Российскому министру обороны оставалось только превозносить "морское братство", а МИДу РФ - выражать глубокую признательность Великобритании, США и Японии за их действительно неоценимую помощь в спасении моряков батискафа АС-28.

Екатерина Чекушина

< Назад в рубрику