В начале этой недели известный производитель компьютерной техники сингапурская компания Creative Technology ("creative" по-английски - "творческий") объявила о важном маркетинговом достижении: ей удалось доказать патентному бюро США (USPTO), что именно ее инженеры на рубеже XX и XXI веков изобрели интерфейс для работы с музыкальными файлами в портативных mp3-плейерах, который к настоящему моменту стал одним из отраслевых стандартов.
Компания утверждает, и американские власти ее в этом поддержали, что именно она впервые реализовала способ навигации по загруженным в плейер файлам, который позволяет наиболее удобным способом структурировать их списки, используя небольшой экран портативного устройства. Файлы сортируются по группам - например, исполнителям и альбомам, - и для детализации выбранного пункта открывается новый экран. Creative впервые применила этот метод в своей серии плейеров Zen, в честь чего окрестила вновь выданный патент "The Zen Patent".
Пикантность ситуации заключается в том, что этот метод сегодня массово применяется другими производителями плейеров, в том числе главным и злейшим конкурентом Creative - американской компанией Apple, которая выпускает суперпопулярный портативный mp3-плейер iPod, разновидности которого к настоящему времени заняли, по приблизительным оценкам, 80 процентов мирового рынка этих устройств.
Заявка Creative на патент была подана 5 января 2001 года. Apple тоже подавала аналогичную заявку, но в октябре 2002 года. В итоге заявка Creative решением USPTO от 9 августа 2005 года была удовлетворена, заявка Apple - отклонена. СМИ сразу же вспоминли случай, когда в минувшем июле Apple уже обращалась в бюро, пытаясь запатентовать некоторые другие элементы интерфейса iPod, и получила отказ на основании того, что аналогичную заявку ранее уже подала... Microsoft. Кто во всех этих случаях прав, а кто нет - доподлинно установить возможным не представляется. В Microsoft сообщили, что вердикта по их заявке пока не было вынесено.
Как уже рассказывало наше издание, mp3 - это формат компьютерного файла, позволяющий хранить на цифровых носителях в сжатом виде звуковую информацию, которая при этом занимает разумный объем (усредненно, 1 мегабайт - 1 минута). Широкое распространение этого формата в конце 1990-х годов позволило произвести революцию в аудиотехнике, сделав ранее общепринятые устройства для проигрывания музыки - кассетные магнитофоны и виниловые "вертушки" - анахронизмом, представляющим лишь историческую и, для эстетов, эстетическую ценность. Есть не лишенное оснований мнение, что та же участь вскоре постигнет и CD-проигрыватели, а вслед за ними и торгующие музыкальными дисками магазины.
Любому мало-мальски здравомыслящему человеку понятно, что в автомобильную магнитолу оптимальнее вставить один компакт-диск объемом 700 мегабайт и получить 700 минут музыки, чем получить с диска этого же формата 74 минуты музыки, характерные для стандарта AudioCD, в котором выполнены обычные продающиеся в магазинах музыкальные диски. Если mp3-плейер работает с другим видом носителя - как правило, сегодня это флэш-память или жесткий диск малого формата, - то объемы сохраняемой информации возрастают до десятков гигабайт.
Наиболее вместительный из имеющихся сегодня на рынке карманный плейер Apple iPod со специальным миниатюрным жестким диском от Toshiba вмещает 60 гигабайт информации, а вскоре обещают и 80. В автомагнитолу стандартного размера (слово "магнитола" здесь уже теряет осмысленность, однако применено по исторической традиции, к тому же в случае с магнитным жестким диском оно даже обретает легитимность обратно) можно встроить ноутбучный или даже обычный винчестер еще большего объема. Взяв условную фигуру "мегабайт = минута", можно вычислить, что 60 гигабайт - это примерно 60 тысяч минут или 1 тысяча часов. Если использовать mp3-файлы с пониженными параметрами качества (которые рационально использовать для немузыкальной звукозаписи - например, для получающих все большее распространение аудиокниг), это время существенно увеличивается.
Таким образом, внутри портативного устройства может находиться довольно внушительная фонотека. Обычно эстеты на эти аргументы возражают, что цифровое сжатие в mp3 делает звук "мертвым", но среднестатистический пользователь обычно вполне удовлетворяется качеством mp3-звука, если файл сжат при общепринятых параметрах (128-192 kbps), а аргументы эстетов "нормальный звук исходит только от вибрирующей виолончели из определенного сорта дерева" представляются в этих условиях несколько надуманными.
По плейерам iPod сходит с ума изрядная часть населения стран Запада, недавно они начали продаваться и в России, в том числе в салонах мобильной связи. Пройдя по улице более-менее крупного западноевропейского или американского города с очень большой вероятностью можно повстречать не менее одного человека с характерными наушниками. Последний квартальный отчет Apple показал, что доходы от продажи iPod'ов ныне являются основным источником доходов компании, они перекрыли доходы от продажи компьютеров Macintosh.
Вместе с тем, iPod - далеко не единственное и не оптимальное устройство такого рода (в настоящее время Apple откупается от клиентов за 1,3-миллионную партию iPod'ов с дефектными аккумуляторами), и уж тем более не первое в мире, на чем и построена аргументация компании Creative. Сегодня на рынке существует великое множество mp3-плейеров самых разных производителей и конфигураций, а бешеная популярность iPod'а (и идеологически связанного с ним онлайнового mp3-магазина iTunes) объясняется лишь тем тем, что он считается среди молодежи США и Великобритании "стильным" и "статусным" (что характерно для всей продукции Apple вне зависимости от качества ее функциональности). О любых событиях в сфере "айподостроительства" обычно пафосно сообщают едва ли не все ведущие мировые СМИ, пишущие о высоких технологиях, хотя существует немало других аспектов mp3-рынка, достойных лучшего, чем сейчас, освещения.
Модели mp3-плейеров на рынкеПодборка предложений российских магазинов на Яндекс.Маркет
Другим крупным игроком рынка mp3-плейеров является Sony, долгое время принципиально отрицавшая формат mp3 как "пиратский" (покупателям iPod'ов знакома надпись на упаковке "Don't steal music" ("не воруйте музыку")), но в итоге сдавшаяся под напором его популярности. Sony сейчас со своей новой линейкой моделей плейеров медленно отвоевывает у Apple японский рынок. Всяческих похвал заслуживает ранее никому не известная южнокорейская фирма iRiver, которая в свое время стала первым крупным мировым производителем этого вида техники, выступив со смелым маркетинговым лозунгом "Sorry Sony".
Та самая Creative Technology, производитель легендарной звуковой карты SoundBlaster, тоже с самого начала - раньше, чем Apple и Sony - пыталась завоевать симпатии потребителей, но к настоящему моменту ее доля на рынке очень скромна. Что, собственно, и является поводом для ее нынешнего патентного демарша, к которому она готовилась давно - еще в минувшем ноябре глава Creative Сим Вон Ху (Sim Wong Hoo) пообещал конкурентам "mp3-войну".
Патентные разбирательства очень хорошо знакомы участникам высокотехнологичного рынка. Та или иная технология, которую потребитель воспринимает как данность и неотъемлемую часть того или иного устройства, была в свое время кем-то изобретена, и это далеко не всегда (даже, как правило, не всегда) фирма-производитель этого устройства. Классический пример - компьютерная мышь и оконный графический интерфейс операционной системы Windows. Во времена первоначального развития массовой компьютерной техники эти технологии поочередно заимствовали друг у друга Microsoft, Apple, IBM и Xerox, выпускавшая тогда компьютеры, а в конечном итоге они восходят к разработкам начала 1960-х американского ученого норвежского происхождения Дугласа Энгельбарта (Douglas Engelbart), работавшего в Стэнфордском исследовательском институте в Калифорнии.
Время от времени индустрию сотрясают патентные скандалы, когда у той или иной технологии находится законный или выдающий себя за такового владелец, который подает на использующую его изобретение крупную компанию в суд и часто выигрывает его, что теоретически позволяет добиться запрещения продаж спорного устройства, однако обычно заканчивается крупной суммой откупа. Например, в июне американский суд взыскал с Microsoft 8,9 миллионов в пользу программиста из Гватемалы, предъявившего права на технологию, примененную в ранних версиях Microsoft Office, в марте по требованию калифорнийской фирмы Immersion суд пытался запретить продажи в США приставок Sony PlayStation (цена вопроса составляла 90 миллионов). Год назад Google разрешила патентный спор с Yahoo!, передав ей безвозмездно 2,7 миллиона своих акций на сумму 328 миллионов долларов; широко известно тянущееся уже несколько лет дело фирмы SCO Group, предъявившей права на операционную систему Unix, а британский концерн British Telecom в свое время пытался доказать, что лежащая в основе Интернета концепция гипертекстовых ссылок является развитием запатентованной им в 1976 технологии. Список можно очень долго продолжать.
Теперь почву для выступления на этом поприще получила Creative, которая теоретически может добиться отчислений от каждого проданного iPod'а. О том, как конкретно сингапурская компания намеревается применить свой Zen Patent, интересующимся журналистам компания не сообщает. Зато буквально в течение суток после получения патента она была вынуждена признаться в том, что в минувшем июле выпустила на рынок 3700 плейеров с Windows-вирусом Wullik образца 2003 года внутри, который туда попал, по всей видимости, случайно, особой опасности не представляет, но "осадок остался".
История смайликовВерсия английской "Википедии" Версия русской "Википедии"
Патентные разбирательства не чужды и российскому обществу. Свежий пример - недавнее решение Октябрьского районного суда Петербурга, который удовлетворил иск жителя города Гатчина Виктора Петрова к российскому филиалу немецкой фирмы Siemens. Фирма, согласно решению суда, нарушила авторские права бывшего военного психолога на запатентованную им в 2000 году в российсих патентных органах технологию "Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека". Эта технология, описанная в выданном российскими властями патенте, состоит в том, что при работе с электронной техникой пользователь может выражать свое психоэмоциональное состояние комбинациями стандартных символов - например, ":-)" для позитивных эмоций, ":-(" для негативных, и так далее. Siemens недальновидно применила эти комбинации в своих сотовых телефонах, думая, что это - распространенные уже не первое десятилетие "смайлики", придуманные еще в доинтернетные времена.
Это, кстати, не первая в мире история с патентованием смайликов. Будет не особо удивительно, если обнаружится, что кто-то пытался получить патент на патентование смайликов. А что касается принятого в Питере судебного решения, то это не идеологическая победа российского "Кулибина" над недобросовестными западными капиталистами, а безусловный позор мирового масштаба для росийской патентной системы и непосредственно Октябрьского районного суда Петербурга.
Сергей Рублёв