Муки патентного творчества

Компания Creative получила патент на интерфейс портативных mp3-плейеров

Серия mp3-плейеров Creative Zen

В начале этой недели известный производитель компьютерной техники сингапурская компания Creative Technology ("creative" по-английски - "творческий") объявила о важном маркетинговом достижении: ей удалось доказать патентному бюро США (USPTO), что именно ее инженеры на рубеже XX и XXI веков изобрели интерфейс для работы с музыкальными файлами в портативных mp3-плейерах, который к настоящему моменту стал одним из отраслевых стандартов.

Компания утверждает, и американские власти ее в этом поддержали, что именно она впервые реализовала способ навигации по загруженным в плейер файлам, который позволяет наиболее удобным способом структурировать их списки, используя небольшой экран портативного устройства. Файлы сортируются по группам - например, исполнителям и альбомам, - и для детализации выбранного пункта открывается новый экран. Creative впервые применила этот метод в своей серии плейеров Zen, в честь чего окрестила вновь выданный патент "The Zen Patent".

Пикантность ситуации заключается в том, что этот метод сегодня массово применяется другими производителями плейеров, в том числе главным и злейшим конкурентом Creative - американской компанией Apple, которая выпускает суперпопулярный портативный mp3-плейер iPod, разновидности которого к настоящему времени заняли, по приблизительным оценкам, 80 процентов мирового рынка этих устройств.

Заявка Creative на патент была подана 5 января 2001 года. Apple тоже подавала аналогичную заявку, но в октябре 2002 года. В итоге заявка Creative решением USPTO от 9 августа 2005 года была удовлетворена, заявка Apple - отклонена. СМИ сразу же вспоминли случай, когда в минувшем июле Apple уже обращалась в бюро, пытаясь запатентовать некоторые другие элементы интерфейса iPod, и получила отказ на основании того, что аналогичную заявку ранее уже подала... Microsoft. Кто во всех этих случаях прав, а кто нет - доподлинно установить возможным не представляется. В Microsoft сообщили, что вердикта по их заявке пока не было вынесено.

Единицы измерения

Как уже рассказывало наше издание, mp3 - это формат компьютерного файла, позволяющий хранить на цифровых носителях в сжатом виде звуковую информацию, которая при этом занимает разумный объем (усредненно, 1 мегабайт - 1 минута). Широкое распространение этого формата в конце 1990-х годов позволило произвести революцию в аудиотехнике, сделав ранее общепринятые устройства для проигрывания музыки - кассетные магнитофоны и виниловые "вертушки" - анахронизмом, представляющим лишь историческую и, для эстетов, эстетическую ценность. Есть не лишенное оснований мнение, что та же участь вскоре постигнет и CD-проигрыватели, а вслед за ними и торгующие музыкальными дисками магазины.

Любому мало-мальски здравомыслящему человеку понятно, что в автомобильную магнитолу оптимальнее вставить один компакт-диск объемом 700 мегабайт и получить 700 минут музыки, чем получить с диска этого же формата 74 минуты музыки, характерные для стандарта AudioCD, в котором выполнены обычные продающиеся в магазинах музыкальные диски. Если mp3-плейер работает с другим видом носителя - как правило, сегодня это флэш-память или жесткий диск малого формата, - то объемы сохраняемой информации возрастают до десятков гигабайт.

Наиболее вместительный из имеющихся сегодня на рынке карманный плейер Apple iPod со специальным миниатюрным жестким диском от Toshiba вмещает 60 гигабайт информации, а вскоре обещают и 80. В автомагнитолу стандартного размера (слово "магнитола" здесь уже теряет осмысленность, однако применено по исторической традиции, к тому же в случае с магнитным жестким диском оно даже обретает легитимность обратно) можно встроить ноутбучный или даже обычный винчестер еще большего объема. Взяв условную фигуру "мегабайт = минута", можно вычислить, что 60 гигабайт - это примерно 60 тысяч минут или 1 тысяча часов. Если использовать mp3-файлы с пониженными параметрами качества (которые рационально использовать для немузыкальной звукозаписи - например, для получающих все большее распространение аудиокниг), это время существенно увеличивается.

Таким образом, внутри портативного устройства может находиться довольно внушительная фонотека. Обычно эстеты на эти аргументы возражают, что цифровое сжатие в mp3 делает звук "мертвым", но среднестатистический пользователь обычно вполне удовлетворяется качеством mp3-звука, если файл сжат при общепринятых параметрах (128-192 kbps), а аргументы эстетов "нормальный звук исходит только от вибрирующей виолончели из определенного сорта дерева" представляются в этих условиях несколько надуманными.

Многообразие видов

По плейерам iPod сходит с ума изрядная часть населения стран Запада, недавно они начали продаваться и в России, в том числе в салонах мобильной связи. Пройдя по улице более-менее крупного западноевропейского или американского города с очень большой вероятностью можно повстречать не менее одного человека с характерными наушниками. Последний квартальный отчет Apple показал, что доходы от продажи iPod'ов ныне являются основным источником доходов компании, они перекрыли доходы от продажи компьютеров Macintosh.

Вместе с тем, iPod - далеко не единственное и не оптимальное устройство такого рода (в настоящее время Apple откупается от клиентов за 1,3-миллионную партию iPod'ов с дефектными аккумуляторами), и уж тем более не первое в мире, на чем и построена аргументация компании Creative. Сегодня на рынке существует великое множество mp3-плейеров самых разных производителей и конфигураций, а бешеная популярность iPod'а (и идеологически связанного с ним онлайнового mp3-магазина iTunes) объясняется лишь тем тем, что он считается среди молодежи США и Великобритании "стильным" и "статусным" (что характерно для всей продукции Apple вне зависимости от качества ее функциональности). О любых событиях в сфере "айподостроительства" обычно пафосно сообщают едва ли не все ведущие мировые СМИ, пишущие о высоких технологиях, хотя существует немало других аспектов mp3-рынка, достойных лучшего, чем сейчас, освещения.

Другим крупным игроком рынка mp3-плейеров является Sony, долгое время принципиально отрицавшая формат mp3 как "пиратский" (покупателям iPod'ов знакома надпись на упаковке "Don't steal music" ("не воруйте музыку")), но в итоге сдавшаяся под напором его популярности. Sony сейчас со своей новой линейкой моделей плейеров медленно отвоевывает у Apple японский рынок. Всяческих похвал заслуживает ранее никому не известная южнокорейская фирма iRiver, которая в свое время стала первым крупным мировым производителем этого вида техники, выступив со смелым маркетинговым лозунгом "Sorry Sony".

Та самая Creative Technology, производитель легендарной звуковой карты SoundBlaster, тоже с самого начала - раньше, чем Apple и Sony - пыталась завоевать симпатии потребителей, но к настоящему моменту ее доля на рынке очень скромна. Что, собственно, и является поводом для ее нынешнего патентного демарша, к которому она готовилась давно - еще в минувшем ноябре глава Creative Сим Вон Ху (Sim Wong Hoo) пообещал конкурентам "mp3-войну".

Всё уже придумано до нас

Патентные разбирательства очень хорошо знакомы участникам высокотехнологичного рынка. Та или иная технология, которую потребитель воспринимает как данность и неотъемлемую часть того или иного устройства, была в свое время кем-то изобретена, и это далеко не всегда (даже, как правило, не всегда) фирма-производитель этого устройства. Классический пример - компьютерная мышь и оконный графический интерфейс операционной системы Windows. Во времена первоначального развития массовой компьютерной техники эти технологии поочередно заимствовали друг у друга Microsoft, Apple, IBM и Xerox, выпускавшая тогда компьютеры, а в конечном итоге они восходят к разработкам начала 1960-х американского ученого норвежского происхождения Дугласа Энгельбарта (Douglas Engelbart), работавшего в Стэнфордском исследовательском институте в Калифорнии.

Время от времени индустрию сотрясают патентные скандалы, когда у той или иной технологии находится законный или выдающий себя за такового владелец, который подает на использующую его изобретение крупную компанию в суд и часто выигрывает его, что теоретически позволяет добиться запрещения продаж спорного устройства, однако обычно заканчивается крупной суммой откупа. Например, в июне американский суд взыскал с Microsoft 8,9 миллионов в пользу программиста из Гватемалы, предъявившего права на технологию, примененную в ранних версиях Microsoft Office, в марте по требованию калифорнийской фирмы Immersion суд пытался запретить продажи в США приставок Sony PlayStation (цена вопроса составляла 90 миллионов). Год назад Google разрешила патентный спор с Yahoo!, передав ей безвозмездно 2,7 миллиона своих акций на сумму 328 миллионов долларов; широко известно тянущееся уже несколько лет дело фирмы SCO Group, предъявившей права на операционную систему Unix, а британский концерн British Telecom в свое время пытался доказать, что лежащая в основе Интернета концепция гипертекстовых ссылок является развитием запатентованной им в 1976 технологии. Список можно очень долго продолжать.

Теперь почву для выступления на этом поприще получила Creative, которая теоретически может добиться отчислений от каждого проданного iPod'а. О том, как конкретно сингапурская компания намеревается применить свой Zen Patent, интересующимся журналистам компания не сообщает. Зато буквально в течение суток после получения патента она была вынуждена признаться в том, что в минувшем июле выпустила на рынок 3700 плейеров с Windows-вирусом Wullik образца 2003 года внутри, который туда попал, по всей видимости, случайно, особой опасности не представляет, но "осадок остался".

Патентные разбирательства не чужды и российскому обществу. Свежий пример - недавнее решение Октябрьского районного суда Петербурга, который удовлетворил иск жителя города Гатчина Виктора Петрова к российскому филиалу немецкой фирмы Siemens. Фирма, согласно решению суда, нарушила авторские права бывшего военного психолога на запатентованную им в 2000 году в российсих патентных органах технологию "Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека". Эта технология, описанная в выданном российскими властями патенте, состоит в том, что при работе с электронной техникой пользователь может выражать свое психоэмоциональное состояние комбинациями стандартных символов - например, ":-)" для позитивных эмоций, ":-(" для негативных, и так далее. Siemens недальновидно применила эти комбинации в своих сотовых телефонах, думая, что это - распространенные уже не первое десятилетие "смайлики", придуманные еще в доинтернетные времена.

Это, кстати, не первая в мире история с патентованием смайликов. Будет не особо удивительно, если обнаружится, что кто-то пытался получить патент на патентование смайликов. А что касается принятого в Питере судебного решения, то это не идеологическая победа российского "Кулибина" над недобросовестными западными капиталистами, а безусловный позор мирового масштаба для росийской патентной системы и непосредственно Октябрьского районного суда Петербурга.

Сергей Рублёв

Обсудить
«Я панически боялся лесбиянок»
Почему транссексуалам в России лучше не высовываться
Разборки на костях
В деле «пьяного мальчика» появились неожиданные подробности, но они все усложняют
Милые кости
В попытках похудеть девушки истязают себя и сходят с ума
Талончик в ад
В российских больницах пациентов заражают смертельными вирусами
Ислам? Не моя тема!
Сербия громит мечети и держит мусульман в страхе
Кровавая ривьера
Франция отстреливает врагов по всему миру, пока никто не видит
Роберт и Грейс МугабеДедушка старый, ему все равно
Военные не дали старейшему диктатору мира править после смерти
Желтая Чечня
Мусульманам Китая дают миллионы, но они хотят размножаться и строить халифат
Эмилио Эстевес в роли Билли КидаМалыш на миллион
Легендарный головорез Дикого Запада передал привет из прошлого
«Я уехал от российских дорог, рутины и темноты»
История жителя Челябинска, переехавшего в Калифорнию
Во всем виноват буй
Она мечтала о круизе с секс-рабынями, но потерялась в море с боевой подругой
Audi Q5 против SQ5
Пять причин купить Audi SQ5 вместо обычной Q5 (и одна против)
5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы
Объясняем в картинках, почему самые популярные машины в мире никуда не годятся
Далеко. Дорого. Офигенно
Как поехать в Исландию и обомлеть не только от природы
Кто делает самые эпатажные британские машины
«Рэйнджи», «Астоны» и «Роллс-Ройсы»: лучшие творения ателье Kahn Design
Ловушка для планктона
Тест: Какой офис идеально вам подходит
«Моя бывшая живет на помойке»
Москвич сделал из жены бомжа, и ему не стыдно
Берите две
Пять стран, где ипотеку дают под смешной процент
Это Англия, детка!
Идеальный дом можно выиграть за две тысячи рублей