Новости партнеров

Закон преткновения

Рынок СМИ болен, однако "пилюля" Госдумы ему едва ли поможет

Чиновники не теряют надежды переписать "Закон о СМИ". Согласно черновому варианту долгосрочного плана Министерства культуры, новая библия российских журналистов должна быть представлена на суд правительства уже в первом квартале 2007 года. В четверг, 15 сентября, программа в области культуры и массовых коммуникаций будет обсуждаться на заседании правительства. Эксперты уверяют, что документ отправят на доработку. Однако вовсе не из жалости к действующему закону о СМИ. Как заявил "ПРАЙМ-ТАСС" анонимный источник в правительстве, написанный Минкультом план не может служить программой развития отрасли, поскольку не содержит конкретных предложений со сроками исполнения позднее 2007 года. Что до нынешнего закона о СМИ, то его судьба, похоже, предрешена.

По мнению чиновников, он не соответствует новым реалиям. И действительно, Россия сегодня и пятнадцать лет назад, когда был принят этот закон, - это две разные страны. Да и рынок СМИ уже не тот, что раньше. Кардинальным образом обновился состав игроков. Только в одном сегменте - в печатной периодике - за последние пять лет число изданий удвоилось, достигнув 47 тысяч наименований.

Нынешних главных редакторов интересуют совсем другие проблемы - большинство из них решило денежный вопрос (который в середине 90-х испортил СМИ) и теперь занято развитием бизнеса. По экспертным оценкам, в 2004 году объем российского рынка рекламы достиг 1700 миллионов долларов. Это в шесть раз больше, чем в 2000 году. Неплохо обстоят дела и у печатных изданий. По данным Гильдии издателей периодической печати, в 2004 году газеты и журналы заработали на размещении коммерческий объявлений 1 миллиард 250 тысяч долларов. Это не считая "серых" схем (черный пиар, "джинса"), когда реклама оплачивается, минуя бухгалтерию.

Эксперты уверены, что дальше рекламы будет только больше. И пока статистика подтверждает их прогнозы. За первые шесть месяцев этого года российские газеты и журналы сумели заработать на рекламе 658 миллионов долларов, или на 15,5 процентов больше, чем годом ранее.

Парадокс, однако, в том, что значительный рост рекламных бюджетов не приводит к качественным сдвигам на рынке, а, наоборот, усиливает тенденции, которые обычно наблюдаются в стагнирующих отраслях. По оценкам экспертов, в прошлом году в России было продано 8,5 миллиардов экземпляров газет и 600 миллионов экземпляров журналов, что лишь немногим больше уровня 2003 года. В этом году роста может не быть вовсе, уверял президент Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон на круглом столе в информационном агентстве "Росбалт". Настораживает и то, что несмотря на рост благосостояния россиян, расходы на подписку по-прежнему не велики. В прошлом году наши соотечественники тратили на подписку в среднем по сто рублей.

Особенно сильно настораживает ситуация на рынке электронных СМИ. Несмотря на то что с момента распада СССР прошло 15 лет, российский зритель так и не узнал, какие они - новости на независимом телевидении. На "голубых экранах" продолжает торжественное шествие "инфотейнмент" (от английских слов information - информация, и entertainment - развлекательное мероприятие). С телеканалов исчезает аналитика, политические ток-шоу, становятся меньше выпуски новостей. Экономика, политика и национальная безопасность фактически остались без надзора со стороны телевидения. Зато мы стали абсолютным чемпионом по количеству сериалов. По подсчетам главного редактора журнала "Искусство кино" Даниила Дондурея, с лета прошлого года по лето этого в эфире пяти федеральных каналов и пяти сетей было показано 17500 серий. "Никто не может пробиться [на каналы]. Конкурировать с сериалами могут только другие развлекательные программы, включая ток-шоу вроде того, что ведет Малахов, - говорит Дондурей. - Это имеет серьезные последствия - люди начинают относиться к реально происходящему в стране, как к мусору".

Кроме правки закона о СМИ (за последние шесть лет Госдума 176 раз рассматривала дополнения в закон), в запасе у депутатов имеются и другие методы воздействия на проблемный рынок. В антикризисный пакет входит отмена НДС, введение фиксированных цен на бумагу, регулирование тарифов почты и, наконец, проект по созданию в России общественного телевидения.

Однако участники рынка уверены, что Госдума берется за проблему не с того конца. "На мой взгляд, закон о СМИ прекрасный. Проблема в другом, - уверен бывший главный редактор газеты "Известия", нынешний член совета директоров "Проф-Медиа-Пресс" Раф Шакиров. - Основа любого рынка - это независимые игроки и конкуренция. Давайте посмотрим на наш [телевизионный] рынок с этой точки зрения, и мы увидим, что национальные каналы так или иначе контролируются либо госструктурами, либо аффилированными с ними компаниями, либо муниципалитетами... Говорить, что на рынке есть какая-то конкуренция, не приходится". По мнению Шакирова, именно вмешательством государства объясняется падение тиражей газет и рейтингов новостных программ на телеканалах. "Сравните нынешние рейтинги новостных программ, во времена Гусинского и Березовского рейтинги были на порядок выше. Что, у нас страна поменялась?" - задается вопросом Шакиров. И отвечает: "Чего не хватает, так это антимонопольного закона".

Другую причину всех бед российских СМИ называет главный редактор интернет-сайта "Полит.Ру" Виталий Лейбин. По его словам, в стране пока нет аудитории, которой может быть интересна общественно-политическая журналистика. "Есть Россия, которая в экономике находится, а есть Россия, которая находится вне экономики. Там, где заработала экономика, заработал механизм создания независимых СМИ, появились бизнес-газеты", - уверен Лейбин. Получается, что пока учителя, врачи, инженеры продолжают бедствовать - еле сводят концы с концами и общественно-политические издания.

Но едва ли стоит надеяться на то, что народные избранники прислушаются к мнению журналистов. Взращивание среднего класса - дело сложное и нудное, а создание независимой антимонопольной службы - еще и небезопасно для карьеры. Переписать закон о СМИ - куда проще.

Андрей Ломкин