Новости партнеров

Крестики-нолики гуманитарной символики

Международный Красный Крест готовится принять новую эмблему

12 и 13 сентября в столице Швейцарии проходила дискуссия по чрезвычайно важному вопросу - о принятии дополнительной эмблемы Международного движения Красного креста и Красного полумесяца. В течение двух дней дипломаты из более чем 120 стран, постоянно аккредитованные в Женеве, решали - стоит ли изменять логотип одной из самых известных гуманитарных организаций мира? Как обычно в таких случаях, неформальные переговоры завершились всего лишь декларацией о необходимости дальнейшей совместной работы. Главная же конференция, по сообщению правительства Швейцарии, пройдет в конце 2005 года. В случае положительного ее исхода к двум универсальным символам МККК прибавится третий - Красный Кристалл.

Со стороны может показаться, что тема предстоящей конференции - из разряда "делать людям нечего". Но в действительности вопрос будет обсуждаться серьезный. Символика любого социально значимого явления чрезвычайно важна, так как передает устойчивый набор связанных с ним представлений - как содержательных, так и эмоциональных. Не случайно практически всегда вновь образованные государства первым делом задумываются о разработке собственной оригинальной символики.

"Проявляя сострадание к каждому..."

Красный крест как символ существует полтора столетия. В 1859 году швейцарский бизнесмен и меценат Анри Дюнан стал свидетелем битвы между французской и австрийской армиями при Сольферино. На поле боя осталось лежать ранеными и убитыми 40 тысяч человек. Событие настолько потрясло швейцарца, что он решил сделать все возможное, чтобы помочь жертвам войны. В серии публикаций, написанных им в 1862 году, Дюнан выступил за создание международной сети добровольных гуманитарных организаций, которые помогали бы жертвам войны, заботились бы о раненых и мирных жителях, оказавшихся в зоне военных действий. Его начинание поддержало швейцарское правительство, и в 1863 году был учрежден Международный Комитет Красного Креста (МККК). Через год представители 16 стран приняли первую Женевскую конвенцию о защите раненых и военнопленных в ходе войны. В качестве символа новой организации подписанты выбрали швейцарский флаг, поменяв на нем цвета - вместо белого креста на красном поле эмблемой МККК стал красный крест на белом.

Таким образом, к Христу и его учению Красный крест непосредственного отношения не имел. Но в 1870-х годах Османская империя, как раз на основании того, что крест вызывает устойчивые ассоциации с христианством, потребовала добавить к официальным символам МККК красный полумесяц. Определенные предпосылки к этому были. Изначально крест на швейцарском флаге появился как символ воинов-христиан Средневековья - именно этот аргумент использовали мусульмане. В Турции де-факто стали использовать Красный полумесяц. В Иране вместо креста и полумесяца использовался Красный лев и Красное солнце. Наконец в 1949 году было официально закреплено использование трех эмблем - креста, полумесяца и льва с солнцем. Последняя была исключена в 1980 году, когда после победы Исламской революции в Иране страна вернулась к привычному полумесяцу.

Несколько раз предпринимались попытки предъявить претензии к цвету креста. Во время Гражданской войны в России на территориях, занятых белыми армиями, было учреждено общество Белого креста. Его учредители понимали, что Красный крест не имеет отношения к красным большевикам, но в силу выбранной белым движением символики не могли принять именно красный крест, поскольку опасались явных или неявных ассоциаций с большевизмом.

Еврейский вопрос

В середине ХХ века МККК столкнулся с другой проблемой. Созданное в 1948 году государство Израиль потребовало включить в список эмблем еще одну - красный Щит Давида. Израильтяне отказались принять в качестве эмблемы крест и, по понятным причинам, готовы были скорее умереть, нежели работать под символом Красного полумесяца. Однако Израилю было отказано по той причине, что организация больше не может расширять круг символов.

Объяснение было логичным и оправданным. В любой сфере человеческой деятельности существует своя иерархия. Есть номер первый и только потом - номера вторые, третьи и так далее. Это относится и к обществу Красного креста и красного полумесяца. В обиходной речи в европейских странах его называют "Обществом Красного креста", зачастую опуская "…и Красного полумесяца". В исламских странах в первую очередь говорят "Общество Красного полумесяца", не заботясь, чтобы добавить "…и Красного креста". Естественно, в официальных документах всегда пишется полное название организации, но обычная речь отличается от канцелярита. За таким употреблением не обязательно стоит особенная нелюбовь к символу иной стороны - просто человеку, как правило, так удобнее.

Однако вопросы символики, когда дело доходит до международных отношений, являются одними из самых болезненных. Израиль отказался принимать крест и полумесяц, и благотворительные организации этой страны, включая "Маген Давид Адом" (Magen David Adom - МДА), израильский эквивалент Красного Креста, занимались своей деятельностью под символикой Давидова щита. И, в соответствии со статутом МККК, эти организации не входили в международную федерацию обществ Красного креста и Красного полумесяца, насчитывающую 191 государство.

Красная корова и красная свастика

До поры до времени подобное положение дел тревоги не вызывало. Ситуация была патовой, но не критической - Израиль не уставал напоминать о своих требованиях, а МККК каждый раз эти требования отклонял. К тому же вскоре у МККК появилась еще одна, тщательно скрываемая причина отказывать Иерусалиму - это мнение арабских стран, которые недвусмысленно дали понять, что в случае появления красной шестиконечной звезды красный полумесяц с флага МККК незамедлительно исчезнет.

Но затем в дело вмешались американцы. В середине 1990-х годов, когда идеи политкорректности и мультикультурализма прочно прописались в различных благотворительных американских организациях, американское Общество Красного Креста (АОКК) потребовало как минимум внимательно прислушаться к просьбам Израиля. Аргументация была проста - отказ принять "магендовид" (шестиконечную звезду Давида) является ущемлением по культурному признаку, что недопустимо.

Требование американцев могло остаться без последствий, если бы не одно "но" - АОКК являлась основным донором бюджета МККК. Свое требование американцы подкрепили делом, прекратив перечислять взносы. За пять лет МККК потерял на этом 29 миллионов долларов и в конце концов, скрепя сердце, вынужден был согласиться рассмотреть вопрос о добавочном полноправном символе. В октябре 2000 года состоялась конференция, на повестке дня которой стоял вопрос о новом "нейтральном символе". Но вопрос рассмотрен не был - после визита Ариэля Шарона на Храмовую гору в Израиле началась интифада, и, воспользовавшись этим предлогом, МККК перенес рассмотрение вопроса о символике на 2005 год (конференции МККК проходят раз в пять лет).

Следует заметить, что другие страны также предлагали свои символы. В частности, однажды в качестве третьего символа была предложена Красная корова - как символ мирного животного, дающего молоко, то есть жизнь. Данному предложению воспротивились индусы, для которых корова - животное священное. Их поддержали представители других стран, заявив, что изображение коровы будет выглядеть не только оскорбительным для других народов, но и может вызывать ненужные ассоциации со скотобойней. Альтернативное предложение включить в эмблему Красную свастику (в индуизме, буддизме и джайнизме - символ удачи, солнца и вечного движения) вызвало резкую критику со стороны европейских стран, в которых после 1933 года свастика прочно ассоциируется с нацизмом. Также поступали предложения и от африканских стран, настаивавших на том, что ни крест, ни полумесяц не воспринимаются на Черном континенте как универсальные символы.

Свет Красного Кристалла

В итоге после длительных переговоров и консультаций в качестве третьего полноправного символа был выбран ромб. Как говорится в описании, "новая эмблема представляет собой красный контур в форме квадрата, стоящего на одной из вершин, на белом фоне". Подразумевается, что этот символ будет обладать тем же статусом, что и Красный крест и Красный полумесяц, и именоваться Красным кристаллом.

Изначально предполагалось сделать его состоящим из двух разделенных шевронов, поставленных противоположно (в геральдике шеврон - угольный символ), но это предложение было отвергнуто. Ромб был выбран потому, что он отвечал важнейшим условиям: является простой фигурой, легко распознается и не несет никаких явных и неявных культурных и религиозных ассоциаций. Следовательно, ни одна страна или нация не будет оскорблена присутствием в эмблеме МККК этого символа. Вялые протесты некоторых африканских стран, что, дескать, ромб ассоциируется с алмазом, а следовательно, напоминает о рабском труде на африканских алмазных шахтах и о том, что колонизаторы, грабя колонии, эти алмазы вывозили, носили дежурный характер и всерьез не рассматривались.

14 сентября Международный Комитет Красного Креста и Международная Федерация Красного Креста и Красного Полумесяца выступили с совместным заявлением о том, что они приветствуют намерение правительства Швейцарии о созыве не позднее конца 2005 года дипломатической конференции для решения вопроса о введении дополнительной эмблемы наряду с красным крестом и красным полумесяцем.

Как говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте МККК, "введение дополнительного знака позволит найти всеобъемлющее и долгосрочное решение вопроса об эмблеме". На дипломатическую конференцию соберутся представители правительств 192 стран - участниц Женевских конвенций. Если все пройдет удачно, то к Женевским конвенциям будет принят Третий дополнительный протокол, обуславливающий введение дополнительной защитной эмблемы.

После одобрения протокола его должны будут ратифицировать все организации, входящие в состав Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Председатель правления МДА доктор Ноам Ифрах считает, что новую эмблему утвердят без каких-либо трудностей. По его мнению, у МДА "есть практически единогласная поддержка среди стран-участниц, включая Египет, Иорданию и палестинскую организацию Красного Полумесяца".

Правда, другие арабские страны относятся к предложению о нововведении со скепсисом. Как написала газета Washington Times, около 30 государств поддержали предложения о введении нового символа, но 23 арабских и исламских страны заявили, что этот шаг является исключительно политическим и что время для подобных мер еще не пришло.

Больше символов, хороших и разных

Для Израиля введение новой эмблемы крайне выгодно. Во-первых, Израиль станет полноправным членом МККК и будет получать ежегодное финансирование. Во-вторых, представители МДА смогут отправляться в любые страны, где нуждаются в их помощи. В третьих, звезда Давида в качестве символа все же будет сохранена. Согласно статусу, организация - член МККК вправе использовать на территории своей страны свой местный символ совместно с одним из международных, так что вскоре израильтяне смогут увидеть "магендовид", вписанный в ромб на флагах МДА.

Выиграет от введения нового символа не только Израиль. Так, в Казахстане, где примерно половина населения исповедует ислам, а другая половина - христианство, правительство решило использовать обе эмблемы вместе, что противоречит положениям МККК. Согласно документам организации, символы не могут быть изображены одновременно - то есть либо крест, либо полумесяц. То же самое относится и к Эритрее - в случае принятия и одобрения новой эмблемы, эта страна сможет стать членом МККК.

По мнению МККК, введение новой эмблемы окончательно закроет вопрос о символах. Но так ли это - покажет будущее. Ведь не все еще "доросли" до понимания принципов политкорректности. Так, африканские страны в обозримом будущем вполне способны потребовать введения своей символики, отражающей реалии Черного континента, например, Красного посоха, которым шаман исцелял больных. За ними, глядишь, подтянутся и другие. И тогда перед Федерацией снова встанет этот больной вопрос.

Сергей Карамаев