Судя по некоторым данным, а именно одной сентябрьской публикации в "МК-Мобиле", начальник россйского ГИБДД (ДОБДД МВД) генерал Кирьянов смог "выбить" на "безопасность дорожного движения" 1800000000 рублей. Небывалую сумму в один миллиард восемьсот миллионов в будущем году гаишникам обещал выделить Минфин.
Прямых подтверждений этому обещанию пока нет, зато есть косвенные - массивная кампания по улучшению имиджа ГИБДД и законопроект "об увеличении штрафов", внесенный на рассмотрение в Госдуму. На фоне всего этого складывается впечатление, что государство собралось "инвестировать" немалые деньги в ГИБДД и в ближайшем будущем окупить вложения за счет провинившихся автолюбителей.
О том, куда ГИБДД хочет вложить почти два миллиарда рублей, было рассказано на Всероссийской конференции по проблемам безопасности дорожного движения в России, в которой приняли участие начальники управлений ГАИ всех областей, представители Минтранса, Госстандарта, Федеральной службы судебных приставов и Министерства образования.
Как пишет все тот же "МК-Мобиль" со ссылкой на начальника ГИБДД Кирьянова, в этом ведомстве понимают, что деньгами нужно распорядиться "грамотно". Их рапределят между заинтересованными министерствами, закупят оборудование для фиксации нарушений на дорогах и направят на "совершенствование законодательной базы".
Кстати, на этой же конференции Кирьянов заявил, что, выделяя немалые средства, чиновники из Минфина не думают, что они мгновенно окупятся за счет штрафов. А расстаться с такой суммой их побуждает лишь одна благая цель - повысить безопасность на дорогах страны.
Что касается нового оборудования то, по крайней мере в теории, оно должно свести до минимума общение нарушителя с инспектором. Примерно как в Европе - нарушение фиксирует автоматическая камера с распознаванием госномера автомобиля, а протокол и квитанция затем приходят почтой по адресу владельца машины. Чиновники с помощью такой системы собираются бороться не только с самими нарушениями, но и с оседанием денег в карманах гаишников.
Между тем камер и прочих современных приборов у ГАИ - по крайней мере в Москве и области - уже и так немало. Например, автоматическая система фиксации нарушений стоит в Лефортовском тоннеле. А на выезде из тоннеля любителей "погонять" ожидает традиционный патруль ГАИ. По рассказам очевидцев, инспекторы с прежней радостью идут на "мировую", только "откупиться" от камеры выходит значительно дороже, чем от постового с обычным радаром.
Если из этой схемы убрать гаишников и посылать протоколы с квитанциями по почте, далеко не все водители ринутся их оплачивать, и государство тоже может остаться в проигрыше. Дело в том, что судебные приставы с большой неохотой идут домой к водителям требовать задолженности по автомобильным штрафам, сумма которых редко превышает 100 долларов. Их, как правило, интересуют более крупные неплательщики.
Многие читатели, наверное, уже задали себе вопрос - как можно выделять такие огромные деньги столь коррумпированной структуре, как ГАИ? Судя по всему, гаишники тоже удивились и начали активно, но очень неуклюже работать над улучшением своего имиджа.
Руководители ведомства - по крайней мере начальники российского ГИБДД Кирьянов и главный московский инспектор Казанцев - стали регулярно появляться на страницах газет, в радио- и телеэфирах и даже участвовать в PR-акциях.
Самая интересная из таких акций произошла в прошлый четверг утром. На МКАДе разбили большой белый шатер, в котором сидели Казанцев, Кирьянов, несколько милицейских начальников рангом поменьше, журналисты и проезжавшие мимо автолюбители. Точнее, как выясняется, не проезжавшие, а остановленные инспекторами ДПС, "обслуживавшими" мероприятие.
Впрочем, несмотря на небывалую доселе близость к народу, начальники ГИБДД не рассказали водителям ничего интересного. Пожалуй, занятным было лишь то, как Кирьянов несколько раз хвастался тем, что сидел с радаром в кустах, точнее - "за сараем" - во Франции вместе с местными полицейскими. А это значит, что в России "засады" на дорогах останутся и в будущем.
Еще грустнее становится, если посмотреть на стенограммы конференций, в которых участвуют все те же начальники ГАИ. Создается впечатление, что они проходили психологический тренинг - как научиться не слышать задаваемые им вопросы. А чтобы создать видимость умной беседы, заучивают цифры - сколько поймали нетрезвых, непристегнутых или слишком быстрых водителей...
Вот, например, выдержка из эфира радиостанции "Серебряный дождь", где московский генерал Казанцев отвечал на вопросы слушателей:
Вопрос: Как вы боретесь с невежеством ваших сотрудников? Остановили за нарушение линии разметки, а в протоколе пытались приписать движение по встречной полосе.
Ответ: По всем поступающим от граждан заявлениям о неправомерных действиях сотрудников ГИБДД проводятся проверки, при подтверждении информации заявителя к сотрудникам применяются меры дисциплинарного воздействия.
И все... Вы хоть раз пробовали дозвониться по широко рекламируемому "телефону доверия" ГИБДД? Это ни разу не удалось никому из сотрудников нашей редакции или их знакомых - телефон всегда занят или не отвечает. Вспоминается советское "дайте жалобную книгу!".
C "автомобильным" законодательством все тоже непросто. Об этом рассказал несколько дней назад в своем интервью Александр Харитонов - депутат Госдумы и заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.
Харитонов - генерал-лейтенант милиции - объяснил, что в парламенте есть два ярых борца за порядок на дорогах. Это депутат Виктор Похмелкин и сенатор Владимир Федоров. Первый из них поддерживает реноме либерала и не устает говорит о том, что любое усиление ответственности — это недемократично. А вот сенатор от Карелии Федоров, считает Александр Харитонов, - совсем не либерал. Напротив, он несколько лет назад лично работал на посту Кирьянова и возглавлял всю российскую ГИБДД. Не удивительно, что Федоров в парламенте нередко выступает за ужесточение наказаний для автолюбителей.
По словам Харитонова, диалог Федорова и Похмелкина обычно напоминает разговор слепого с глухонемым, и никакой конструктивной работы в парламенте у них не получается. Законопроекты, призванные упорядочить ситуацию на дорогах, разработаны не были.
Зато нашелся сенатор от Саратовской области Сергей Шувалов, который недавно внес в Госдуму свой законопроект. Ровно тот, что в описанной выше ситуации оказывается выгоден всему ГИБДД - от рядового инспектора до начальника Кирьянова. Вот несколько тезисов, которыми можно описать законодательную инициативу саратовского сенатора.
Если рассуждать дальше, вырисовывается вот такая картина: ГИБДД меняет свой имидж к лучшему и показывает правительству свежепринятый закон, который позволит казне пополняться за счет штрафов. В результате автоинспекция получает деньги на то, чтобы эти нарушения фиксировать и разрабатывать дальнейшие "усовершенствования" законодательства.
При этом гаишники в полной мере остаются "у кормушки", получая дополнительные источники нелегальных доходов за счет повышения штрафов, возвращения баллов и возможности самостоятельно проводить медицинское освидетельствование.
В законопроекте есть одно положительное "но" - водители, у которых в крови обнаружен алкоголь в концентрации менее 0,5 промилле, не могут быть признаны пьяными. Дело в том, что алкоголь как таковой есть в организме даже у грудных детей, а "совокупность клинических признаков", на основании которых водителя сейчас могут признать пьяным - очень субъективный критерий. Поэтому пока нет внятной нормы в 0,5 промилле - как на Западе - нетрезвым может быть признан любой российский водитель. Было бы желание!
Вместо заключения хочется сказать несколько хороших слов о бывшем начальнике ГИБДД Владимире Федорове. Именно он, возглавляя автоинспецию, долгое время добивался того, чтобы в законах появилась цифра максимального содержания алкоголя в крови водителей.
При Федорове появилось несколько либеральных приказов МВД. Они запрещали гаишникам устраивать засады, по своей инициативе выбирать участки патрулирования и даже останавливать автомобили без причины - для "проверки документов". Что самое интересное, эти приказы сотрудники ГИБДД какое-то время даже выполняли.
Наконец, Федоров лично вышел с "полосатой палочкой" на центральные улицы Москвы - останавливать машины со спецномерами и "мигалками", проверяя законность их установки. Его подчиненные на такой шаг не решались.
Через некоторое время генерал Федоров уступил свое место Кирьянову и ушел в сенаторы. Как говорил он тогда в интервью - по собственной воле.
Иван Александров