Затянувшаяся эпопея с путешествием Михаила Ходорковского по этапу, покрытая мраком неизвестно кому нужной тайны, завершилась 20 октября 2005 года. В этот день, более чем через десять суток после исчезновения экс-главы "ЮКОСа" из московского СИЗО "Матросская тишина", начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сибирскому федеральному округу Александр Плешков заявил, что Ходорковский находится в одной из колоний Читинской области.
Почти одновременно с этим Инна Ходорковская, супруга осужденного, наконец получила уведомление об этапировании мужа с аналогичным содержанием. Однако ни в письменном уведомлении, ни в устном заявлении сотрудника ФСИН не уточнялось, в какой именно из колоний области находится экс-глава "ЮКОСа". Плешков просто-напросто сказал, что не знает об этом и что такая информация ему не нужна. Но в отличие от чиновника, такого рода сведения представляют интерес как для сторонних наблюдателей, так и, в первую очередь, для родственников и адвокатов Ходорковского. И такие данные, правда, пока неофициальные, существуют.
О том, что Ходорковский в начале недели доставлен для отбывания наказания в "одну из колоний Читинской области", сообщил еще в среду вечером анонимный источник в правоохранительных органах Читы. В четверг утром местное информационное агентство "Забинфо" уточнило, что речь идет об исправительно-трудовой колонии общего режима номер 10, расположенной в двух километрах от Краснокаменска, второго по величине города области.
По сведениям "Забинфо", Ходорковский прибыл этапом в Краснокаменск еще в субботу, совершив таким образом за неделю путешествие длиной почти в семь тысяч километров. Утром 19 октября экс-глава "ЮКОСа" был направлен в восьмой отряд ИК-10, утверждает информационное агентство, подчеркивая, что "заключенного такого ранга, после декабристов, Забайкалье еще не видело".
В настоящее время Ходорковский, по словам Плешкова, находится на карантине, который продлится до двух недель. После этого он "будет размещен и трудоустроен", заверил глава местного УФСИН.
Колония ИК-10 (старое название ЯГ-14/10) была образована в декабре 1967 года, вскоре после того, как рядом было открыто Стрельцовское урановое месторождение. Заключенные участвовали в строительстве Приаргунского горно-химического комбината по добыче и переработке ураносодержащей руды. Силами осужденных возводилась в основном инфраструктура этого предприятия. После завершения строительства "объект" был объявлен закрытым, и сегодня, несмотря на циркулирующие среди местного населения слухи, заключенные в урановых шахтах и карьерах не работают. По крайней мере, по официальным данным.
В настоящее время контингент колонии занят на нескольких заводах по изготовлению железобетонных изделий для шахтового и жилищного строительства, в центральных авторемонтных мастерских и на ремонтно-строительном участке местного ремонтно-механического завода. В колонии имеются также и швейные цеха, где осужденные выпускают спецодежду (форменное обмундирование для сотрудников УИН, МВД, одежда для спецконтингента), столярный и сувенирный цеха. В подсобном хозяйстве выращивают свиней и коров.
Так что переквалифицироваться Ходорковский может в кого угодно - хоть в автомеханика, хоть в швею, хоть в разнорабочего.
Говоря об условиях содержания заключенных в читинских исправительных учреждениях, глава УФСИН сообщил следующее: "Колонии там нормальные, коммунально-бытовые условия соответствуют всем требованиям". Не подвергая слова чиновника сомнениям, для полноты картины следует привести и опубликованные пресс-центром Ходорковского данные, по которым "заключенные обычно не выдерживают более 5 лет отбывания наказания в колонии ИК-10" (при том, что средняя продолжительность жизни в Краснокаменске составляет 42 года).
Страдать от жары в Читинской области экс-глава "ЮКОСа" не будет. Климат тут резко континентальный, зима сухая и морозная, а лето, хотя и очень теплое, но короткое. Средняя температура января колеблется от -26 до -33 градусов, июля - от +17 до +21.
Что еще известно о месте, где Ходорковскому, судя по всему, предстоит провести ближайшие годы своей жизни? У него будет много соседей: в 2002 году в колонии находилось 1389 заключенных, в настоящее время - около тысячи. Экс-главе "ЮКОСа" придется следить за своим имуществом - четверо из десяти "постояльцев" исправительного учреждения осуждены за кражи на срок от трех до пяти лет. Их средний возраст - 24 года, Ходорковскому исполнилось 42. Приумножить свое состояние за счет трудовой деятельности ему едва ли удастся - среднедневной заработок трудоустроенного осужденного по Читинской области составляет 23 рубля 23 копейки.
Согласно установленному в колониях распорядку дня, Ходорковский после "непрерывного 8-часового сна" будет вставать не позднее 5-6 часов утра, заниматься зарядкой и заправлять койку. После утреннего осмотра и завтрака он будет направляться на работу и работать "в соответствии с трудовым законодательством", прерываясь на получасовой обед. Перед сном у него будет час личного времени. Еще один час с ним будут вести воспитательную работу. Распорядок дня исправительных учреждений даже предусматривает занятия с осужденными в школах или ПТУ "по отдельному графику", хотя едва ли они что-либо дадут выпускнику Московского химико-технологического института.
Что касается родственников, то по закону Ходорковский имеет право на четыре длительных свидания (до трех суток) с супругой, родителями или детьми в течение года и на шесть краткосрочных свиданий (продолжительностью четыре часа) с ними "или иными лицами" за тот же период времени. Любое из этих свиданий осужденный может заменить телефонным разговором.
С адвокатами экс-глава "ЮКОСа" может видеться столько раз, сколько пожелает, но эти встречи ограничены по продолжительности четырьмя часами. И защитники Ходорковского не преминули воспользоваться этим правом: уже через часа после заявления Плешкова они сообщили, что решают вопрос о посещении своего подзащитного и выясняют расписание авиарейсов в регион.
Правда, добираться в Краснокаменск им будет нелегко: шесть часов полета на самолете и семь часов на машине. Быть может, власти специально отправили Ходорковского "куда подальше", чтобы затруднить ему свидания с адвокатами и тем самым свести на "нет" его общественно-политическую деятельность? Если не принимать во внимание общение через почту, которая на зоне подвергается цензуре, то делать какие-либо заявления Ходорковский может только через своих адвокатов, а чем реже он будет это делать - тем быстрее о нем забудут…
Кроме свиданий, закон регламентирует и получение осужденными передач - так, Ходорковский имеет право получить шесть посылок и шесть бандеролей в течение года. Судя по всему, присылать ему будут книги и еду - ведь осужденные имеют право ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства в размере не более трех МРОТ в месяц.
С чисто человеческой точки зрения бывшему владельцу некогда крупнейшей российской нефтяной империи хочется пожелать, чтобы его пребывание за колючей проволокой прошло без каких-либо последствий для здоровья. Ведь, если не сменится власть, ему предстоит провести там долгих шесть лет. А условно-досрочное освобождение после отбытия половины срока наказания (то есть, с учетом пребывания в СИЗО - в 2007 году) ему не грозит - ведь, согласно Уголовно-исполнительному кодексу, претендент на УДО должен раскаяться в совершенном преступлении. Ходорковский же, как известно, своей вины не признает.
Алексей Гапеев