Эвакуация в никуда

В Москве начинается эвакуация автомобилей на штрафстоянки, адреса которых неизвестны

На улицах Москвы с завтрашнего дня начинается "массовая эвакуация автомобилей" - мероприятие, которое должно так или иначе отразиться на каждом автовладельце столицы. Ведь, как обещали московские чиновники, чтобы облегчить уборку улиц, зимой число "легальных" мест для парковки сократится чуть ли не в два раза. А из мест "нелегальных" машины будут убирать эвакуаторами.

Естественно, у большинства автолюбителей возникают вопросы: "Где можно будет ставить машину, а где нельзя?", "Какие автомобили будут эвакуировать, а какие нет?", "Где находятся штрафстоянки?", "Как искать свою машину после эвакуации?", "Как платить штраф за нарушение правил?" и много других. На все эти вопросы сегодня мы попытались найти ответы и пришли к выводу, что ответов либо не существует в природе, либо их несколько, и они зачастую противоречат друг другу.

Хорошую в целом идею - обеспечить беспрепятственную уборку улиц от снега - на практике может загубить российская действительность. Во-первых, парковка на проезжей части пока безальтернативна - стоянок в городе как не было, так и нет. Во-вторых, принудительная эвакуация автотранспорта до сих пор не разрешена федеральными законами. В третьих, у города нет технической возможности ни эвакуировать, ни хранить все машины нарушителей.

Теоретическая эвакуация

На Бульварном кольце сегодня, 31 октября, под одним из новых блестящих знаков "стоянка по нечетным числам запрещена" стояли 32 автомобиля.

Давайте представим, что завтра выпадет снег, и эти 32 автомобиля помешают уборке улиц. Чиновники немедленно примут решение об очистке проезжей части, пригонят эвакуатор и... надолго парализуют движение на Бульварном кольце.

В Москве есть и другие улицы с неправильно стоящими автомобилями, поэтому "массовая эвакуация" приведет лишь к одному - движение во всем городе встанет. И дороги все равно не расчистят.

Можно поверить в чудо и предположить, что автомобили, припаркованные с нарушениями, все-таки удастся убрать с улиц. Тогда возникает следующий вопрос - где их хранить? Как пишет газета "Известия", сейчас в городе для этих целей создано шесть штрафстоянок суммарной вместительностью 1200 машиномест.

Машин, которые надо эвакуировать, в ходе "пробного рейда" только коммунальщики насчитали более трех тысяч. На самом деле их число еще больше. А раз автомобили некуда вывозить, значит идею с эвакуацией реализовать не получится. И дороги от снега все равно нормально не очистить.

Выходит, что со всеми нарушителями столичным властям не справиться, и наиболее реальной в такой ситуации выглядит "выборочная" эвакуация - "перемещать" будут лишь некоторые автомобили. Но делать это будут так, чтобы все остальные тоже боялись - с громким освещением всей "эвакуационной кампании" в прессе.

Наша (редакции Lenta.Ru) гипотеза о "выборочной" эвакуации укрепилась после звонка в пресс-службу департамента ЖКХ Москвы. Там нам обещали рассказать, где и когда завтра пройдет первая "показательная" транпортировка автомобиля на штрафстоянку - специально для представителей СМИ.

Практическая эвакуация

То, что далеко не все автомобили, мешающие уборке улиц, будут увозить на штрафстоянки, в последние дни октября подтвердили два московских чиновника. Первый из них - руководитель департамента ЖКХ Москвы Артур Кексинов - пояснил "Известиям", как именно будут работать эвакуаторы. По словам Кексинова, эти машины будут ночью и утром сопровождать колонны дорожной техники и "перемещать" автомобили, мещающие уборке снега.

Куда именно их будут "перемещать", рассказал другой представитель столичных властей - префект Центрального административного округа Сергей Байдаков. "Чтобы очистить улицу, иногда достаточно переставить машину с одной стороны улицы на другую, забрать снег и вернуть авто на прежнее место. И лишь в случае, если переставить некуда, машину вывезут на специальные автостоянки," - передает слова Байдакова "Российская Газета".

Осторожное поведение московских властей можно объяснить не только отсутствием штрафстоянок. Чиновники не могут действовать с размахом, потому что эвакуация на данный момент противоречит федеральным законам. Еще до появления снега на московских улицах об этом напомнил известный "автомобильный" либерал депутат Леонид Ольшанский. Он считает, что на простое "перемещение" автомобилей с одной стороны улицы на другую автомобилисты вполне могут закрыть глаза, а вот штрафстоянка им явно придется не по вкусу.

Среди "пострадавших" автомобилистов непременно найдутся те, кто вспомнит решение Верховного суда РФ, который еще в 1997 году признал незаконным постановление правительства Москвы об эвакуации неправильно припаркованных машин. Суд тогда заключил, что понятия "эвакуация" нет ни в одном из российских кодексов.

За восемь лет этого понятия в кодексах так и не появилось. Ольшанский подчеркнул, что новый КоАП не только не разрешает эвакуировать машины, но и предусматривает наказание за это: штраф размером 20 МРОТ "с обязательной конфискацией всех этих эвакуаторов, блокираторов, цепей, заборов и прочих инструментов, с помощью которых нарушаются права граждан".

Так что, если московские власти действительно возьмутся за "массовую эвакуацию" машин на штрафстоянки, им грозят многочисленные судебные процессы, которые мгновенно загубят хорошую идею - облегчить уборку улиц.

Самое интересное, что многие автомобилисты готовы убрать машины с улиц без помощи эвакуаторов и штрафстоянок. Только куда? Парковок, особенно в центральной части столицы, как не было, так и нет.

Столичные власти, конечно, возлагают надежды на недавно принятое постановление за номером 767-ПП, согласно которому за несколько лет в городе должны появиться 64 новых стоянки.

Если это произойдет, можно будет всерьез говорить о повышении штрафов за парковку в неположенном месте или эвакуации автомобилей нарушителей. Сейчас же заявления чиновников о том, что надо "зарабатывать на платные парковки или ездить на метро", выглядят по меньшей мере странно.

Если вы стали жертвой

Даже если эвакуация будет не "массовой", а "демонстративной", не исключено, что участником шоу - избранным - станет именно ваш автомобиль.

Что будет с машиной после эвакуации, журналистам успели рассказать несколько московских чиновников. Интересно, что их слова разошлись во всем кроме одного - расходы по перемещению автомобиля на штрафстоянку берет на себя городской бюджет. Первые сутки пребывания машины на стоянке тоже будут для автовладельцев бесплатными. За следующие два дня хранения придется платить по тарифу 40 рублей в час, а в дальнейшем - по 80 рублей в час. Через полгода, если автомобиль не будет "выкуплен", московские власти оставляют за собой право его утилизировать.

Где можно оставлять машину, а где нельзя - пока не ясно. Скажем, Юрий Лужков две недели назад говорил, что "по четным датам четная сторона улиц должна свободной. По нечетным дням должна быть свободна нечетная сторона улицы". А руководитель департамента ЖКХ Артур Кексинов заявил обратное: "Парковаться можно по четным дням около домов с четными номерами, а по нечетным - около нечетных". Причем речь шла обо всех московских улицах без исключения.

Прояснить ситуацию попытался начальник московского ГАИ Казанцев. По его словам, парковка будет ограничена не на всех улицах города, а только там, где установят знаки 3.27-3.30 - "Остановка запрещена", "Стоянка запрещена", "Стоянка запрещена по нечетным числам месяца", "Стоянка запрещена по четным числам месяца".

Последние два знака особенно интересны - они устанавливаются на разных сторонах одной улицы, и, согласно правилам дорожного движения, не действуют с 19 до 21 часов. В это время парковка разрешается на обеих сторонах дороги. То есть "сутки" по этим знакам начинаются в 21 час и заканчиваются в 19 часов. Никто из московских чиновников о таком несоответствии с обычным календарем автолюбителям не напомнил. По каким "суткам" будут работать эвакуаторы, также не сообщалось.

Про то, как искать свою машину, если она стала жертвой эвакуатора, чиновники говорят совершенно разные вещи. Сначала "Интерфакс" со ссылкой на источники в ГИБДД Москвы сообщил, что всем, кто вышел на улицу и не обнаружил там оставленной накануне машины, следует связаться с департаментом ЖКХ по круглосуточной телефонной линии (095) 924-0124. Затем информагентства передали, что искать машину нужно не мудрствуя лукаво - по телефону "02". Газета "Известия" в помощь автолюбителям привела также телефоны дежурных частей ГИБДД.

Осознав, что с телефонами все непросто, мы решили выяснить, где именно в Москве оборудованы шесть стоянок для хранения "перемещенных" машин, которые начнут работу с 1 ноября. Ведь, если не удается "вызвонить" автомобиль, логичнее всего искать его на штрафстоянках, оборудованных в округе.

Однако в пресс-службе департамента ЖКХ давать нам такую информацию отказались, а по вышеуказанному телефону "горячей линии" 924-0124 весь день никто не брал трубку. Узнавать адреса стоянок по номеру "02" мы не решились.

Поэтому автовладельцам остается лишь надеяться, что днем 1 ноября "горячая линия" заработает, а московские власти наконец "обнародуют" координаты штрафстоянок. Иначе вероятность найти эвакуированную машину в течение "бесплатных" первых суток будет сведена к нулю. А когда через какое-то время автомобиль все-таки будет найден, за его вызволение потребуют сумму в десятки тысяч рублей - такая цифра получается, если пересчитать "безобидные" 40 или 80 рублей в час на несколько дней "хранения".

Эти тарифы, как, впрочем, и утилизация машины через полгода пребывания на штрафстоянке - незаконны. Напомнить об этом московским автолюбителям не преминул вышеупомянутый депутат Ольшанский.

Заключение

Пока рано говорить о том, что возвращение эвакуаторов на московские улицы - однозначное зло. С одной стороны эвакуция не соответствует федеральному законодательству. С другой - эта "драконовская" мера успешно применяется во многих городах Западной Европы и не воспринимается местными жителями как повод для вымогательства.

Между тем, все желающие уже сейчас могут начать борьбу с московскими эвакуаторами - надо подать иск в суд. Делать это стоит только при условии, что снег на улицах столицы вам нравится.

Иван Александров