Утомительные споры о том, когда именно и каким образом Кремль начнет готовить страну к пришествию нового строителя вертикалей, похоже, потеряли свою актуальность. 14 ноября Владимир Путин произвел радикальные кадровые перестановки одновременно во всем высшем эшелоне власти, которые иначе как симптоматичными назвать невозможно. Удивительное сходство с аналогичными перестановками, произведенными в свое время Борисом Ельциным, лишь усиливает предчувствие скорой развязки. Однако в отличие от первого президента России, действовавшего в последние два года своего правления несколько хаотично, второй президент готовится к марафонской гонке, призом в которой станет его собственное кресло, спокойно и методично.
Официально все предельно просто: президент ввел должности двух вице-премьеров вдобавок к существующей ныне и занимаемой Александром Жуковым. Первым вице-премьером назначен глава президентской администрации Дмитрий Медведев, пост второго зама главы правительства достался Сергею Иванову, который продолжит исполнять обязанности министра обороны. Кроме этого, уволены с занимаемых должностей в связи с переходом на новую работу полпреды президента Кириенко и Пуликовский. Какие именно записи появятся в их трудовых книжках, пока не сообщается. Вероятнее всего, президент найдет для вполне лояльных чиновников не особенно обременительную и довольно удаленную от Кремля работу. Главой администрации президента вместо уходящего Медведева назначен бывший губернатор Тюменской области Сергей Собянин, о котором пока можно сказать лишь то, что он занимает 15-е место в рейтинге упоминаемости глав регионов в СМИ.
Обретение новых вице-премьеров хоть и вступает в явное противоречие с общей направленностью объявленной в прошлом году реформы федеральных органов исполнительной власти, объясняется вполне логично. Дмитрий Медведев, как первый заместитель председателя президентского Совета по реализации национальных проектов, должен постоянно находиться в тесном контакте с главой правительства, дабы вышеозначенные проекты реализовывались с максимальной эффективностью. Сергею Иванову, пожаловавшемуся на недавнем совещании руководящего состава вооруженных сил на несогласованность в действиях ведомств, ответственных за проведение армейских реформ, предстоит заняться непосредственной координацией всего процесса.
Однако в российской политической реальности никто не ориентируется на очевидное. И последняя кремлевская рокировка, несомненно, станет одним из эталонных примеров представления "того, что должно быть скрыто, так чтобы было понятно всем". Никому из здравомыслящих созерцателей не придет в голову оценивать перспективы новой работы министра обороны или задумываться о будущем национальных проектов, находящихся под патронажем бывшего главы администрации. Всех будет занимать лишь один вопрос - КОТОРЫЙ ИЗ НИХ?!
Если предположить, что Владимир Путин сделал ставку на Сергея Иванова, то выбор этот нельзя назвать удачным. Министру обороны предстоит в ближайшее время принимать важнейшие и в большинстве своем непопулярные решения не просто по реформе, а по нормализации обстановки в армии, теряющей почти полк своих солдат в год в результате преступлений и происшествий. Его образ старого солдата, "который не знает слов любви", но хорошо знает свое дело, станет, скорее, отрицательным фактором на грядущих выборах. К тому же президентские перспективы министра обороны столь подробно и многократно обсуждались в СМИ, что банальность подобного решения нейтрализовала бы все плюсы его потенциального выдвижения. В целом, можно сказать, что кандидатура Иванова сильно "перегрета" и вряд ли вызовет особый энтузиазм у электората.
Иное дело Дмитрий Медведев. Одно лишь сравнение этапов жизненного пути этого ничем не примечательного чиновника и ныне действующего президента достаточно примечательно.
Следует учесть, что именно Медведеву предстоит курировать реализацию национальных проектов в области образования, здравоохранения, увеличения количества доступного жилья и сельского хозяйства. В руках первого вице-премьера сосредоточены полномочия по распределению средств для решения, пусть и сиюминутного, наиболее болезненных вопросов российского общества. Такой популистский ресурс может быть в полной мере использован в качестве наглядного пособия для потенциальных избирателей образца 2008 года.
С учетом произведенной Владимиром Путиным маленькой, но чрезвычайно важной своими последствиями кадровой революции не кажутся такими уж наивными прогнозы известной консалтинговой компании Control Risk Group, опубликовавшей 14 ноября доклад о политических рисках для иностранных инвесторов. Британские эксперты полагают, что главным российским политическим событием следующего года станет отставка премьер-министра Михаила Фрадкова, которого сменит на этом посту преемник Владимира Путина. Если предположить, что президент уже сделал свой выбор, то в ближайшие два года мы станем свидетелями еще одного увлекательного эпоса о похождениях малоизвестного, но очень деятельного чиновника. И то, что полеты на боевых истребителях в горячие точки будут заменены на стремительные выезды на посевные, а обещания "мочить в сортире" - на выделение средств молодоженам на приобретение вожделенных квадратных метров, это даже хорошо. И не беда, что в биографии потенциального кандидата отсутствует столь востребованная современным политическим истеблишментом глава о службе "в органах". Время президента - собирателя и воина - уходит, наступает время президента-строителя.