Несмотря на прочно закрепившееся за Сергеем Кириенко прозвище Киндер-сюрприз, его уже можно называть долгожителем российской политики. Большие посты он - выходец из Нижнего Новгорода - начал занимать еще в ноябре 1997 года. Восемь лет спустя, в ноябре 2005-го, Сергей Владиленович получил новое назначение - руководить Федеральным агентством по атомной энергетике. Учитывая, что перемещение Кириенко с поста полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе произошло на фоне крупнейших кадровых перестановок в администрации президента и правительстве Российской Федерации, внимание СМИ поневоле вновь обратилось к человеку, с чьим именем в сознании россиян навсегда останется связано иностранное словечко "дефолт".
В понедельник, 14 ноября, президент Путин взбудоражил вялую и сонную политическую жизнь страны, которая в последние месяцы окончательно смирилась с мыслью о том, что отныне ей предстоит перебиваться скандальными новостями из жизни Бориса Березовского да экономическими манифестами от имени Михаила Ходорковского. Президент своим указом ввел две вице-премьерские должности, выдвинув на них министра обороны Сергея Иванова (сохранившего за собой и прежний пост) и руководителя своей администрации Дмитрия Медведева (которого уже второй день все СМИ дружно называют преемником Путина), переместил на бывшее место Медведева губернатора Тюменской области Сергея Собянина и произвел еще два назначения рангом поменьше. Своих постов лишились два президентских полпреда - Сергей Кириенко в Приволжском федеральном округе и Константин Пуликовский - в Дальневосточном. Их места заняли, соответственно, бывший прокурор Башкирии Александр Коновалов и глава администрации города Казань Камиль Исхаков.
Для Кириенко перемещение на пост главы Росатома - о месте его новой работы стало известно уже во вторник, 15 ноября, - выглядит как существенное понижение в должности. Человек, в апреле 1998 года ставший председателем правительства Российской Федерации, а в мае 2000 года занявший пост полпреда президента по одному из семи федеральных округов, "опустился" до главы даже не министерства, а федерального агентства. Однако, возможно, это преждевременный вывод.
Сергей Кириенко ворвался в большую политику стремительно. До 1996 года - года перевыборов первого российского президента Бориса Ельцина - он был не более чем бизнесменом средней руки и политиком регионального масштаба. Из комсомола в бизнес - таким в те годы был традиционный путь многих. В конце 80-х годов первый секретарь Горьковского обкома ВЛКСМ стал по совместительству генеральным директором молодежного концерна АМК. В марте 1990-го он был избран депутатом Горьковского областного совета народных депутатов и через год поступил учиться в Академию народного хозяйства при правительстве РФ по специальности "Финансы и банковское дело" (это было второе высшее образование Сергея Владиленовича; первое - еще до службы в армии - он получил в Горьковском институте инженеров водного транспорта, на кораблестроительном факультете). Наконец, в 1993 году Кириенко возглавил правление банка "Гарантия".
Таких бывших комсомольцев, продвинувшихся в области коммерции и финасово-банковской деятельности, в те годы по всей России было множество (самый знаменитый из них сегодня отбывает наказание в исправительной колонии под Читой). Однако для того чтобы сделать шаг вверх, к высшим государственным должностям, региональному бизнесмену требовалась могущественная поддержка из Москвы. Кто оказал такую поддержку Кириенко, точно неизвестно до сих пор (по мнению экспертов, особенно близким к ельцинской "семье" он никогда не был). В президенты нефтяной компании "НОРСИ-ойл" в ноябре 1996 года он был выдвинут по совместной рекомендации нижегородской областной администрации и правительства РФ, но это еще ни о чем не говорит. Зато 13 мая 1997 года Кириенко получил назначение в Москву, став ни много ни мало первым заместителем министра топлива и энергетики РФ Бориса Бревнова. Через полгода, в ноябре 1997-го, Кириенко занял кресло своего шефа.
Прошло еще полгода, и 24 апреля 1998 года президент РФ Борис Ельцин своим указом назначил его председателем правительства РФ. О нелогичности и неслыханности такого шага в то время говорили многие. Времена экономических революций и смелых экспериментов в духе Егора Гайдара, казалось, уже прошли, и зачем Ельцину нужен был 36-летний премьер, который в силу своей молодости, провинциальности и неопытности в аппаратных играх не мог быть иначе чем номинальной фигурой, не понимал никто. Возможно, для многих ситуация прояснилась 17 августа 1998 года, когда Россия отказалась от своих обязательств по ГКО - государственным краткосрочным обязательствам. Дефолт государственной финансовой системы самым болезненным образом ударил по престижу страны и карману простых граждан. 28 августа Ельцин отправил все правительство во главе с Кириенко в отставку. Будущее молодого человека - то ли взвалившего на себя непомерно тяжелую ношу премьерства, то ли ставшего жертвой своеобразного заговора властных кругов, нажившихся на дефолте, - выглядело довольно мрачно.
Но Кириенко унывать не собирался. Как показали дальнейшие события, он сумел сохранить хорошие отношения и с правыми либералами (Гайдаром, Чубайсом, Немцовым), чей курс формально поддерживал, будучи премьером, и с преемником Ельцина президентом Путиным, выбравшим в качестве ориентира отнюдь не либеральную модель развития страны. Некая двойственность убеждений Сергея Владиленовича проявилась уже в декабре 1998 года, когда Минюст зарегистрировал его политическое консервативное движение "Новая сила", которое, несмотря на свою консервативность (в России - черту скорее левого политического фланга), вскоре влилось в "Союз правых сил". В 1999 году Кириенко, чья фамилия стояла в предвыборном списке СПС под номером один, прошел в Госдуму и был избран лидером фракции "Союза правых сил".
Однако проработал депутатом Кириенко недолго. Через пять месяцев, в мае 2000 года, Владимир Путин назначил его своим полномочным представителем в недавно созданном - наряду с шестью другими - Приволжском федеральном округе. На этой должности Кириенко и оставался в течение последних пяти лет.
В 2000-м году, рекомендуя своего нового полпреда представителям округа, Владимир Путин доверительно поведал, что предлагал этот пост главе Татарстана Минтимеру Шаймиеву, но тот отказался, потому что, мол, слишком "прикипел к своей родине". Но и про Кириенко президент отозвался с похвалой: заметив, что это "известный и понятный" политик, Путин особенно подчеркнул, что Кириенко занимает "внятную позицию". Судя по всему, Владимир Путин уже тогда под внятностью подразумевал главное качество, наиболее ценимое им в людях: лояльность.
Действительно, куда бы ни бросала Кириенко жизнь, он всюду демонстрировал свою покладистость и готовность выполнять принятые на себя обязательства. Для политика - если, конечно, он не рвется в лидеры партии, правительства или страны немедленно и любой ценой, это очень положительная черта. Умение ждать, квалифицированно исполняя свои обязанности - сильная сторона Кириенко, который, как показала практика, может быть востребован и на публичной должности, и в тени.
С одной стороны, Кириенко, как самый молодой из первой когорты полпредов, зарекомендовал себя несколькими новаторскими инициативами. Так, он первым завел у себя окружную газету "Вместе", которая стала выходить в Нижнем Новгороде тиражом 15 тысяч экземпляров. Далее, он выступил с такими экзотическими для России инициативами, как набор на замещение вакантных государственных должностей по конкурсу, да еще с приемом заявок от всех желающих через Интернет. Но с другой стороны, эти либеральные шаги молодого полпреда оказались едва ли не единственными, которые привлекли к себе внимание общероссийской прессы. Видимо, он настолько сработался с региональными администрациями вверенного ему и почти родного округа (Сергей Кириенко родился все же не в Горьковской области, а в Сухуми), что поводов для критики не давал и сам никого публично не критиковал. Гораздо чаще, например, Кириенко появлялся в печати в связи с другой своей должностью - с 2001 года он стал председателем государственной комиссии РФ по химическому разоружению.
Правда, совсем без скандалов не обошлось, но они всякий раз заканчивались без вреда для бывшего премьер-министра, а порой и приводили к публичному поражению его противников. Причем самые громкие из них были инициированы в Москве. Так, в феврале 2002 года на одном из заседаний Госдумы заместители председателя думского комитета по экологии Вячеслав Олейнев и Сергей Шашурин предложили расследовать деятельность Сергея Кириенко, связанную... с созданием преступной группы. При этом Олейнев и Шашурин не привели ни одного конкретного факта, который подтверждал бы обоснованность подобного рода подозрений, но депутаты поддержали их инициативу и поручили думскому комитету по безопасности и думской комиссии по борьбе с коррупцией направить соответствующие материалы для проверки в Генеральную прокуратуру. Видимо, там эти материалы до сих пор и лежат...
Другой, более громкий, скандал разразился прошлым летом. В июне 2004 года российская "Новая газета" опубликовала письмо, якобы подписанное пятью американскими сенаторами. Авторы этого письма, обращенного к тогдашнему госсекретарю США, обращали внимание Колина Пауэлла на незаконную деятельность российских "силовиков" и в качестве примера разгула коррупции в России приводили Сергея Кириенко, который, по их словам, в бытность свою премьером присвоил транш МВФ на несколько миллиардов долларов, а теперь пытается эмигрировать из России в США. Вздорность этих утверждений бросалась в глаза, к тому же все фигуранты этого дела - начиная от самого Кириенко до упомянутых в публикации американских сенаторов - объявили письмо фальшивкой. В результате состоялся суд, и "Новой газете" пришлось отвечать по иску полпреда. В декабре 2004 года "Новая газета" опубликовала соответствующие опровержения своих высказываний.
Остается спросить, за что же сняли Кириенко? Возможно, его отставка связана с летним кризисом в Нижегородской области, политическая элита которой долго - дольше положенного по закону срока - не могла прийти к согласию по поводу кандидатуры на пост главы областной администрации. Действующий на тот момент губернатор Геннадий Ходырев искал способов остаться на своем посту, областной парламент и примкнувший к нему Кириенко пытались этого не допустить. Кириенко в такой ситуации, по идее, должен был взять на себя роль арбитра и от лица Кремля "развести" спорщиков, предложив какой-нибудь компромиссный выход. Но это ему не удалось, и когда стало ясно, что если тянуть и дальше, то дело кончится крупным сканадалом, в ход пошла тяжелая артиллерия. На должность губернатора (как говорят, Дмитрием Медведевым) был предложен вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, и на этом спорщики примирились.
С другой стороны, тот факт, что Москва напрямую, без помощи своего представителя, уладила региональные разногласия по столь щекотливому вопросу, само по себе свидетельствует об ослаблении роли полпредов в целом. Напомним, что в 2000 году этот институт был введен как противовес институту губернаторства. За прошедшие пять лет в этой области произошли кардинальные перемены - не в пользу последнего.
А значит, Кириенко успешно справился со своей ролью, в чем бы она ни заключалась. И смену места его работы после пятилетнего срока полпредства может расцениваться не только как понижение в должности, но и как начало нового витка успешной карьеры. Росатом - не рядовое агентство. Направление это перспективное, особенно учитывая последние тенденции российской политической жизни, согласно которым государство у нас все теснее смыкается с бизнесом. Да и времена предстоят смутные - впереди 2008 год, и политикам второго ряда в такой ситуации лучше отсидеться на запасных аэродромах. Потому что какой бы административный опыт ни накопил Кириенко за прошедшие восемь лет, он по-прежнему еще слишком молод - ему всего 43 года.
А значит, у него еще все впереди, и, возможно, мы еще дождемся от него новых сюрпризов.
Дмитрий Иванов