Вот уже третий год в декабре столичное правительство пытается запретить распространение и даже несанкционированный запуск фейерверков. Однако каждый раз закон по какой-то причине не проходит, и в новогоднюю ночь, кажется, что вся Москва выходит на улицу, чтобы бабахнуть погромче, повыше и поярче.
Если в Новый год оказаться где-нибудь на Воробьевых горах или на Крылатских холмах, то становится понятен масштаб происходящего. Взрывают по всему городу. Причем если года три назад настоящий высотный салют было видно, пожалуй, только на Красной площади, в прошлом году вполне профессиональные фейерверки запускали буквально во всех концах столицы.
По данным МВД РФ, которое каждый год ведет борьбу с нелегальной продажей фейерверков, в 2004 году общий оборот пиротехники в нашей стране составил более 100 миллионов долларов. На 2005 год данных пока нет, однако известно, что цифра будет гораздо больше - ежегодно объемы "огненного рынка" впечатляюще возрастают. Основной пик продаж приходится на декабрь, перед Новым годом выручка одной точки, торгующей шутихами, ежедневно составляет не менее 2000 долларов.
По утверждению экспертов, российскому рынку пиротехники еще далеко до насыщения. В подавляющем большинстве европейских стран фейерверков продается на порядок больше, чем у нас (хотя во многих из них продажа салютов разрешена только в течение нескольких недель перед Новым годом). По статистике, западная семья тратит на новогоднюю пиротехнику около $120. В России это всего 10 рублей на человека (впрочем, если не учитывать глубинку, по Москве данные наверняка будут более сопоставимы с европейским уровнем).
В последние годы все чаще москвичи покупают эксклюзивные, дорогие салюты. Стоимость одного залпа может достигать 150 долларов. Впрочем, еще более престижным считается заказать у профессионалов целое феерическое шоу. В специализированных конторах проведение стандартного фейерверка стоит от 1 до 5 тысяч долларов, при этом по желанию клиента роскошность зрелища (и, соответственно, его стоимость) можно увеличить в несколько раз. Известен случай, когда бизнесмен из Ростова заплатил 30 тысяч долларов за проведение огненного шоу, и это далеко не предел.
Впрочем, точных данных о количестве продаваемых в Москве салютов не существует. Дело в том, что более 50% московского "феерического" рынка - это контрабандно ввезенные в страну китайские подделки, именно с ними ежегодно и сражается милиция. В прошлом году во время операции "Пиротехника" стражи порядка изъяли у нелегальных торговцев более 5 миллионов несертифицированных пиротехнических изделий, которые в общей сложности стоили около 40 миллионов рублей.
Огненная потеха имеет и свою оборотную сторону. Те самые китайские подделки - главная головная боль медиков в новогоднюю ночь. В больницы везут людей с серьезными ожогами, покалеченными руками и даже ранениями в голову. Конечно, большую роль тут играет собственно состояние запускающих салют граждан - не все из них в этот момент способны контролировать даже свое собственное положение в пространстве, не говоря уже о положении петарды. Впрочем, медицинская статистика за два года вселяет некоторый оптимизм. Если в 2003 году на салютах подорвались 47 москвичей, в 2004 - только 36. Но и эта цифра выглядит достаточно устрашающе.
Неудивительно, что московские власти уже который год пытаются защитить столичных жителей от огненной напасти самыми радикальными способами. В 2003 году Московская городская дума издала закон, который запрещал продажу пиротехнических изделий с рук и устанавливал специальные места, где был разрешен запуск фейерверков. Москвичам разрешалось "бабахнуть" на Воробьевых горах, в парке Победы на Поклонной горе, в Сокольниках и в Краснопресненском парке. В том же году можно было убедиться, насколько желающие что-нибудь подорвать в новогоднюю ночь игнорируют любые запреты и ограничения. Именно в 2003 году запуск салютов в Москве принял по настоящему массовый характер.
Городская администрация не сдавалась. В 2004 году был издан закон, определяющий 5 категорий фейерверков, причем 5-я категория категорически и навсегда исключалась из свободной продажи.
Детям до 14 лет запретили продавать, дарить и даже давать в руки пиротехнику. Молодым людям до 18 лет разрешили прикасаться только к хлопушкам 1-й категории. Для приобретения пиротехники класса 3 человек должен достичь 21 года и при покупке предъявить удостоверение личности, при этом продавцы обязаны вести учет таких сделок. С изделиями 4-го класса могут иметь дело только лица, внесенные в регистр тех, кто работает с пиротехникой. Вдобавок, для использования изделий 3-4-го классов законодательство требует получить разрешение местного самоуправления, а на ходатайстве о таком разрешении должно быть отмечено, что о предстоящем фейерверке извещена местная милиция. Кстати, следует отметить, что закон действует до сих пор, а самые красивые высотные фейерверки, которые вспыхивают в Новый год во всех концах Москвы, относятся к 4-ой категории.
Вдобавок к закону, перед самым Новым годом-2004 в Московской городской думе был внесен на рассмотрение вопрос о полном запрещении несанкционированных фейерверков во время празднования. Однако принимать его так и не стали - достаточно посчитать, сколько милиционеров потребуется вывести на дежурство в праздничную ночь, чтобы поймать хотя бы часть нарушителей. В этом году, презрев расчеты, о законе вспомнили опять, но вновь безуспешно. Уже спустя неделю после того, как СМИ сообщили о том, что праздники в Москве пройдут без фейерверков, Юрий Лужков заявил: "запрещать петарды мы не будем".
Да и как их возможно запретить, если в момент запуска салюта любой человек ощущает себя немного подрывником и поджигателем, которому наплевать на общепринятые нормы и законы?
Екатерина Чекушина