Новости партнеров

Сети ловят "кнопку"

В борьбу за новый федеральный телеканал вступили "СТС Медиа" и REN TV

Стали известны участники беспрецедентного для России конкурса на телевизионное вещание, который должен пройти 25 января будущего года. На тендер выставлены более 40 телеканалов в крупнейших регионах страны. Участники конкурса полны оптимизма - уверяют, что Федеральная конкурсная комиссия (ФКК) может принять самое неожиданное решение. Может, но, скорей всего, этого не сделает.

По данным газеты "Коммерсант", за право стать обладателем обширной региональной сети будут бороться несколько крупных игроков медиарынка – сети "СТС Медиа" и REN TV, Национальный телевизионный синдикат, а также ТРК "Петербург", ради победы которой, по некоторым данным, и задумывался этот конкурс. По мнению президента компании "СТС Медиа" Александра Роднянского, наличие сильных участников не даст возможности так легко реализоваться некоему "плану, который мог бы быть заранее задуман".

И действительно, при наличии сильных альтернативных кандидатов чиновникам будет непросто объяснить, почему из множества предложений они выбрали именно "Петербург", чей среднесуточный рейтинг за последние полгода не превышал шести процентов. Проблема, однако, в том, что реальной альтернативы ТРК "Петербург" среди участников тендера нет.

Не считать же ею телеканал для домохозяек "Домашний", который участвует в конкурсе от "СТС Медиа". Объявляя тендер, чиновники недвусмысленно дали понять, чего хотят - новое СМИ, по их мнению, должно стать "общенациональным каналом российских регионов". Любопытно, что ранее Роднянский говорил, что не считает для себя возможным участвовать в этом конкурсе. Однако позднее поменял свою точку зрения и теперь видит "прямое соответствие... концепции канала "Домашний" заявленным условиям" тендера.

Гораздо больше внимания регионам уделяют на REN TV. Во многих городах передаваемые из Москвы программы чередуются с местными новостями и передачами. Проблема, однако, в том, что они готовятся не ключевым вещателем, а его региональными партнерами, и если наделить REN TV частотами в регионах, то местные новости исчезнут из эфира. По крайней мере, на время. Как и Роднянский, гендиректор REN TV Александр Орджоникидзе изначально высказывал сомнения в целесообразности участия телеканала в январском конкурсе, однако затем поменял свое мнение. "Акционеры сказали, что надо участвовать", - заявил Орджоникидзе в интервью "Независимой газете" несколько недель назад. Закономерный вопрос: зачем?

Орджоникдзе не дает ответа, однако наблюдатели обращают внимание на сходство перечней акционеров в "Петербурге" и на REN TV. В обоих списках значится "Северсталь": на REN TV металлурги держат 35 процентов акций, а в "Петербурге", по информации газеты "Ведомости", они контролируют 18-процентный пакет. Подставляя под частоты сразу оба "кармана", "Северсталь" тем самым страхует себя от неожиданностей, да и у ФКК вроде как выбор появляется.

Едва ли понравится конкурсной комиссии предложение Национального телевизионного синдиката (НТС). Этот проект был запущен в феврале рекламным агентством "Видео Интернешнл" совместно с "Первым каналом" и позиционируется как альтернативный способ наполнения эфира для региональных вещателей. НТС предлагает независимым вещателям программный продукт в обмен на рекламное время, которое телеканалы обязуются бесплатно предоставить в распоряжение синдиката. Сейчас его партнеры ежедневно получают от 8 до 10 часов контента, за что каждый час отдают под рекламу НТС по четыре минуты. Объясняя особенности нового проекта, генеральный директор НТС Игорь Мишин не раз подчеркивал, что синдикат - это не федеральная "кнопка" и даже не сеть (как СТС, ТНТ, REN TV), а своего рода содружество независимых телеканалов. Звучит красиво, но чиновники хотят просто телеканал. Кстати сказать, один раз ФКК уже дала понять, что не в восторге от работы синдиката. В апреле в Туле, где НТС выступила в качестве партнера местной компании, комиссия отдала выставленную на тендер частоту конкурентам.

Ранее предполагалось, что в конкурсе будет участвовать и телеканал "Звезда". Пока он не подал заявки, однако, как уверяет гендиректор "Звезды" Сергей Савушкин, в ближайшем будущем определится, стоит ли это делать (прием заявок заканчивается 30 декабря). Впрочем, даже если "Звезда" окажется в числе претендентов на частоты, ее шансы не велики - Минобороны создает военно-патриотрический, а не региональный телеканал.

Что такое ТРК "Петербург"?
ОАО "ТРК "Петербург" создано в 1998 году в результате реорганизации бывшей ГТРК "Петербург-Пятый канал", лишившись при этом права на федеральное вещание. В собственности ТРК находятся 14 объектов недвижимости, включая телецентр на Чапыгина, 6 и престижный особняк Дома радио около Невского проспекта площадью 2562 квадратных метров.
Источник: "Коммерсант"

Только один участник январского конкурса полностью соответствует требованиям чиновников. ТРК "Петербург" является, во-первых, полноценным каналом, во-вторых, его региональная сущность не вызывает сомнений. А значит, у представителей ФКК не будет объективного повода для того, чтобы обнести "Петербург" частотами. На пути "Петербурга" в регионы может встать разве что субъективизм представителей комиссии, за который ФКК не раз становилась объектом критики. "При выдаче лицензий разговор идет не об интересах профессионального сообщества, а об общественных интересах", - отмечал в июне советник ЮНЕСКО, член ФКК Генрих Юшкявичюс. Он считает, что работа комиссия должна стать абсолютно открытой, поскольку "там, где не хватает прозрачности, процветают лоббизм и коррупция".

Впрочем, даже субъективизм ФКК едва ли станет серьезной преградой для проекта, который курирует лично губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и который, как говорят, одобрил президент. За последние месяцы на "пятой кнопке" произошли серьезные изменения. ТРК провела допэмиссию акций, которую выкупили лояльные Кремлю "Северсталь-групп", инвесткомпания "Аброс" и ООО "Волна". В результате эмиссии городской пакет уменьшился с 68,2 процента до 18,5 процента, зато у "Петербурга" появились деньги на развитие.

Чтобы стать федеральным каналом, сейчас питерскому вещателю не хватает только частот. Выиграв январский тендер, "Петербург" частично решит эту проблему. Для полной победы придется лишь выйти в Москву (в перечне выставленных на конкурс частот ее нет) - и вот здесь-то как нельзя кстати может оказаться московский медиаактив "Северстали" - телеканал REN TV. Переложив принадлежащую ему частоту из одного "кармана" в другой - отобрав у REN TV и отдав "Петербургу" - металлурги имеют все шансы завершить создание очередного федерального канала. Конечно, большие вопросы вызвает законность смены концепции вещания на эфирном канале, однако, как показывают события последнего года, нерешаемых проблем с законом для государства нет.

Андрей Ломкин

Интернет и СМИ00:0318 сентября

Скрытая война

Интернет помог этой стране свергнуть вождя. Он же стал причиной массовых убийств