Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Между моралью и пасторалью

Круг претендентов на "Оскара" в номинации "Фильм года" сузился

31 января 2006 года станут известны претенденты во всех номинациях Американской академии киноискусства. Главной интригой являются, конечно, кандидаты на звание "лучшего фильма года". Нередко итоговый выбор академиков оказывается полной неожиданностью для критиков и зрителей, поэтому первые делают прогнозы и награждают своих фаворитов, а последние наблюдают за этим процессом и ломают голову в поисках логики.

Больше частной жизни и меньше политики: таков, похоже, основной принцип кинокритиков, объявивших о своих симпатиях за три недели до появления короткого списка лауреатов на "Оскара" за лучший фильм года. Обилие небольших, но значимых наград у фильма о ковбоях-гомосексуалистах и молчание по поводу картины о войне в Ираке могут считаться показательными.

О начале оскаровской гонки критики заговорили, когда летом 2005 года на экраны вышел фильм "Морпехи" ("Jarhead") англичанина Сэма Мендеса. Эта жесткая военная драма о войне в Ираке, основанная на документальной книге, показала хорошие сборы в первые недели проката и собрала достойную прессу. Однако пока этот фильм не претендует ни на одну из возможных наград - ни в большой оскаровской гонке, ни в профессиональных номинациях, как будто о нем забыли. А ведь Мендес, несмотря на молодость, весьма титулован и любим в США: достаточно вспомнить хотя бы триумф его "Красоты по-американски" в 1999 году, собравшей четыре ключевых "Оскара" и десятки других премий за пределами США, или успех "Проклятого пути" в 2003 году.

Новое детище Стивена Спилберга, фильм "Мюнхен" ("Munich") об операции израильских спецслужб против палестинцев из террористической группы "Черный сентябрь", готовился практически в тайне. Снятый менее чем за полгода, он целенаправленно не рекламировался и вышел в ограниченный прокат накануне Рождества 2005 года. Спилберг справедливо полагал, что его картина - не для массового рынка, а критики все равно ее посмотрят. Критики посмотрели, и им, в основном, картина понравилась. Они обратили внимание на то, что режиссер показал обе стороны медали: и желание не оставить кровавое преступление без наказания, и душевную смуту агента, посланного мстить. Но, похоже, что режиссер или переиграл сам себя, отказавшись раскручивать свой фильм, или критики не хотят связываться с болезненными темами. Казалось бы, абсолютная победа Спилберга в 1993 году, когда его фильм "Список Шиндлера" собрал семь "Оскаров", или успех его телевизионного проекта "Band of Brothers" ("Братья по оружию"), получившего в 2002 году десятки премий, свидетельствуют о том, что профессиональные зрители уделяют военным темам много внимания. Но в 2005 году этого не произошло. Но это все же еще не значит, что Спилберг проиграл в полуфинале. Пока он просто остается "темной лошадкой".

Нехитрая нравоучительная картина Энга Ли "Горбатая гора" (или "Гора Сломанный Хребет", "Brokeback Mountain") неожиданно для своих создателей стала фаворитом американских критиков: к 10 января 2006 года фильм числится претендентом на семь "Золотых глобусов", пять наград Американской ассоциации кинокритиков, четыре премии независимого кино "Independent Spirit" и на множество прочих. Ли рассказал историю двух молодых людей, работавших пастухами на ранчо в горах Вайоминга и влюбившихся друг в друга. Один из героев пытается создать общий быт, а второй опасается осуждения и насилия со стороны гомофобского общества. В коротких встречах и открытках персонажи "Горы" проводят свою жизнь. Фильм, следовательно, учит зрителя терпимости, а заодно и любви к природе и физическому труду. Такая лента была бы отличным кандидатом на премии независимого, но влиятельного кинофестиваля, вроде "Сандэнса". Но в конкурсной программе "Сандэнса-2006" "Горбатая гора" не значится. Может быть, жюри этот фильм показался или слишком коммерческим, или до приторности политкорректным.

Помимо борьбы за гендерное самоопределение Америку мучают вопросы расовой и социальной идентификации. Видимо, это и стало причиной успеха в нескольких номинациях профессиональных гильдий фильма Пола Хаггиса "Столкновение" ("Crash"). Полтора десятка персонажей картины (всех цветов кожи и статусов) оказываются связаны между собой страхами, предрассудками и преступлениями. Фильм появился в Америке в год новоорлеанской катастрофы, которая обнаружила с новой силой все глубокие межрасовые противоречия. Картина, при всей ее суровости, получилась не совсем пессимистичной и угождает "и вашим, и нашим" - и защитникам этики в искусстве, и поклонникам современных драматургических и кинематографических приемов.

Третий самый упорно номинируемый фильм - "Walk the Line" Джеймса Мэнголда ("Переступить черту" в российском прокате"). Этот биографический фильм (жанр весьма уважаемый в Голливуде) повествует о молодости знаменитого кантри-певца Джонни Кэша. Главные роли в нем сыграли обаятельные Хоакин Феникс и Риз Уизерспун (именно их, а не режиссера или сценариста, больше всего хвалили рецензенты). Фильмы о героях массовой культуры пользуются неизменным, хотя и не оглушительным успехом, и критики почти неизменно благоволят им. Так было с лентой "Рэй" ("Ray") в 2005 году: Джейми Фокс, сыгравший главную роль - певца Рэя Чарльза, получил "Оскара" за лучшую мужскую роль, обогнав таких "тяжеловесов", как Леонардо ДиКаприо, Джонни Депп и Клинт Иствуд.

Строгая черно-белая картина Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи" ("Good Night and Good Luck") также считается одним из фаворитов короткого списка претендентов на лучший фильм года: лента претендует на "Золотой глобус", приз Ассоциации иностранной прессы. Клуни сделал картину о противостоянии телевидения и власти, что, как и в случае со "Столкновением" Хаггиса, очень актуально для современной Америки. Но эта тема настолько скользкая и опасная, что едва ли любящие "великие иллюзии" академики станут всерьез поощрять эту картину.

Хорошим кандидатом на попадание в шорт-лист в категории "Лучший фильм" могла бы стать картина Дэвида Кроненберга "Оправданная жестокость" ("A History of Violence"), но киноакадемики систематически не жалуют этого режиссера, так что шансы этой "провокационной", как любят говорить англоязычные критики, ленты невысоки. Впрочем, Кроненберга отметила Федерация иностранной прессы, а она нередко предугадывает развитие оскаровских финалов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "A History of Violence" с официального сайта фильма

Другими финалистами в категории "Лучший фильм" по версии Американской киноакадемии вполне могут быть "Кинг Конг" ("King Kong") Питера Джексона, "Нокдаун" ("Cinderella Man") Рона Хоуарда или "Преданный садовник" ("Constant Gardener") Фернанду Мейреллиша. Однако новозеландца Джексона уже награждали "оскарами", а поощрять чистое развлечение в Голливуде теперь немодно. Фильм Хоуарда тематически перекликается с прошлогодней "Малышкой на миллион долларов", а "Садовник", снятый по роману Джона Ле Карре, - слишком конспирологический, слишком антиглобалистский и, к тому же, английский, что сильно уменьшает его шансы на попадание в финал.

Лучшим фильмом года по версии американских киноакадемиков редко становится новаторская картина. Выбор 2006 года, вероятнее всего, отразит представления жюри о том, чем должно быть кино для зрителя - агитатором, пропагандистом, организатором или воспитателем. Все эти четыре варианта - довольно скучны (или двусмысленны, как в случае с "Горбатой горой"). Так что нам, зрителям, остается только надеяться на сюрпризы.

Юлия Штутина

Культура00:0114 октября

Галактика в опасности

Этот российский фильм 6 лет снимают на бюджетные деньги. Он стоит миллиард и не окупится