В феврале 2006 года в стране готов разразиться давно предсказанный алкогольный кризис. Ведущие ликероводочные заводы стоят с начала января, так как до сих пор не напечатаны акцизные марки нового образца. При этом 27 января пришло сообщение о том, что на алкогольных складах уже подходят к концу запасы водки, произведенной в прошлом году. Еще немного - и водка исчезнет из магазинов.
Все это началось в июле 2005 года, когда разморенные жарой депутаты в ходе долгих дискуссий в Думе пришли к выводу, что народ спивается. Мнение депутатов поддержал и президент Владимир Владимирович Путин, который напомнил, что в России ежегодно гибнет от некачественной алкогольной продукции до 40 тысяч человек. Было решено принимать меры.
Президент поначалу высказал мечту ввести государственную монополию на производство и продажу спирта, причем как-нибудь сделать это, "не вступая в противоречие с рыночными принципами". По поводу мечты депутаты также вступили в прения, однако воплотить ее в жизнь все-таки не смогли. Вместо этого они попросту внесли некоторые поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Суть поправок вкратце сводилась к следующему: производить алкогольную продукцию имеют право только предприятия с солидным уставным капиталом (не менее 10 миллионов рублей), регионы получают право ограничивать время, в которое можно продавать алкоголь (он также запрещается к продаже в местах массового скопления граждан). А главное, с 1 января 2006 года, когда поправки вступают в силу, в стране вводятся новые акцизные марки (которые будут наклеивать сразу на заводах-производителях, а не на складе) и некая суперсовременная автоматизированная информационная система, которая по штрих-кодам на бутылках будет регистрировать оборот алкоголя в стране.
Депутаты предполагали, что таким образом нанесут опаснейший удар по производителям "паленой" водки. То есть, по предприятиям малым, которым не хватит уставного капитала для дальнейшей потравы граждан, или по "теневым" компаниям, которые уже не смогут подделать новую защищенную марку и штрих-код. При этом домашнее изготовление ликеров, наливок, а более серьезной продукции и подавно, запрещается вообще.
Таким образом, водка и прочие увеселительные напитки у нас в стране будут исключительного качества, при этом государство еще и получит дополнительный доход за счет потенциальной легализации "теневиков", которые от безысходности примутся получать лицензии и закупать новые акцизные марки.
Первыми что-то неладное в новом алкогольном законе заподозрили зарубежные поставщики спиртного в Россию. Уже на следующий месяц после принятия поправок продавцы алкоголя из Ассоциации европейского бизнеса в России выразили опасение, что до 1 января технически невозможно подготовиться к новым правилам, вводимым законом.
Они вполне резонно заметили, что до сих пор правительство России не приняло никакого документа, где прописано, как должна выглядеть новая акцизная марка или обязательный с 2006 года штрих-код. К тому же никаких распоряжений о выделении бюджетных денег на печать этих марок не поступало. Видимо, не первый год работающие в российских условиях поставщики рассудили, что едва ли в ближайшее время правительство России вернется к так благополучно разрешенному вопросу. А, скорее всего, не вернется ровно до того момента, когда бюрократический кризис парализует весь алкогольный рынок. То есть новых марок к новому году не будет. А значит, как только закончатся старые, встанет все производство спиртного для импорта в Россию, ведь без акцизных марок, которые по закону необходимо наклеивать прямо на заводе, невозможна финальная упаковка товара.
И вот в преддверии 2006 года на ликероводочных заводах европейских стран, которые серьезно зависят от российских закупок (например, в Молдавии, известной каждому русскому любителю горячительного своими винами) случился настоящий ажиотаж. Российские акцизные марки закупались в максимально возможных количествах. В итоге дошло до того, что той же Молдавии марок вообще не хватило. Гордые молдаване тогда не преминули обидеться и заявили, что Россия намеренно ограничила импорт молдавского вина, чтобы повлиять на разрешение конфликта в Приднестровье.
Российские заводы опомнились несколько позже. Однако и они перед самым Новым годом почувствовали, что новых акцизных марок в начале 2006 года, скорее всего, не дадут, и перешли на дополнительные мощности. Алкогольные склады были заполнены под завязку. Наступал новый, 2006 год.
Новогодние праздники прошли в угаре. Водка не кончалась, и это было понятно - едва ли, даже из опасения, что она кончится, люди были способны выпить больше, чем было запасено на складах на месяц вперед.
На этом фоне как-то незамеченным осталось сообщение Интерфакса от 11 января о том, что в России остановилась работа на крупнейших предприятиях - производителях алкогольной продукции. Из-за отсутствия новых акцизных марок остановились заводы "Кристалл", "Родник", "Русский алкоголь", "Веда" и "Брянскспиртпром", причем убытки бюджета от их ежедневного простоя оценивались более чем в 60 миллионов рублей в день.
Тогда же начальник управления информации и внешних связей ФГУП "Росспиртпром" Дмитрий Добров заявил, что если в ближайшую неделю ситуация не изменится, "то легальные производители начнут терять рынок и их место займут "теневики". То есть те самые негодяи, отравляющие ничего не подозревающих граждан, против которых и был направлен новый закон.
И вот прошло две недели - а заводы так и не заработали. Более того, 27 января Интерфакс сообщил, что на складах многих алкогольных предприятий России заканчиваются запасы водки. Ряд филиалов "Росспиртпрома" полностью реализовали всю произведенную в 2005 году продукцию, прекратил отгрузку сорокоградусного спиртного напитка московский завод "Кристалл".
Это сообщение означает, что очень скоро панику, которую импортеры и производители алкоголя испытывали еще в прошлом году, почувствуют и рядовые граждане. Ведь маловероятно, что опаснейшие "теневики" в свой звездный час смогут полностью удовлетворить народный спрос. Что сделает народ в случае возникновения дефицита водки по такой невразумительной причине, как принятие новых поправок в закон об алкогольной продукции, остается только гадать…
Екатерина Чекушина