Столичные власти определили задачи строительного сектора на ближайшие пять лет. По мнению руководства города, количество нового жилья необходимо увеличивать, ветхие здания сносить, жителей "пятиэтажек" переселять, а очередникам своевременно предоставлять необходимые квартиры. Все эти пункты содержатся в масштабной программе жилищного строительства до 2010 года, одобренной на заседании правительства Москвы.
Новая программа была разработана для того, чтобы столичные строители смогли выполнить свои обязательства в рамках общефедерального национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В общей сложности за три года в Москве предполагается построить 14,8 миллиона квадратных метров жилья. Каждый год темпы ввода жилья планируется увеличивать: в 2006 году строители возведут 4,7 миллиона квадратных метров, в 2007 году - 4,8 миллиона, а в 2008 году - 5,3 миллиона. В дальнейшем этот показатель будет и того больше: с 2009 по 2010 год планируется построить 12,5 миллиона квадратных метров.
Финансирование новой программы будет осуществляться из двух источников: городского бюджета и за счет инвесторов. До 2008 года в общей сложности на эти цели предполагается потратить 338,4 миллиарда рублей, из которых бюджетные средства составят 104,7 миллиарда, а деньги инвесторов - 233,7 миллиарда. Таким образом, внебюджетные затраты превысят городские более чем в два раза. Кроме того, столичные власти планируют освоить механизм арифметической прогрессии и каждый год увеличивать затраты на собственные жилищные программы на 5 миллиардов рублей. При этом все эти расходы не включают в себя расходы на инженерию.
Как говорят в городской администрации, эта программа является одной из самых капиталоемких за последние годы, а совокупные расходы на ее реализацию составляют треть адресной инвестиционной программы. Несмотря на это, авторы программы отмечают, что проблему доступности жилья новый документ решить не сможет, так как согласно Жилищному кодексу бесплатно новое жилье будет предоставляться только малоимущим, все же остальные должны будут платить за улучшение своих жилищных условий по рыночным ценам. Стоит отметить, что за пять лет действия программы из общих 27,3 миллиона квадратных метров жилья только 11,3 миллиона квадратных метров будет возведено по городским программам, остальные 16 миллионов построят за счет инвесторов с выделением доли города.
По данным департамента экономической политики и развития, из этих 11,3 миллиона квадратных метров 5,4 миллиона будет построено по программе переселения из "пятиэтажек", 3,5 миллиона будет предназначено для очередников, а 2,4 миллиона квадратных метров жилья пойдут на улучшение жилищных условий молодым семьям. В результате квартиры должны получить 95 тысяч семей, живущих в "хрущобах", 77 тысяч семей очередников и 41 тысяча молодых семей. Как подсчитали столичные чиновники, благодаря этому, число очередников будет сокращаться каждый год на 5 процентов, а обеспеченность жильем по Москве в целом вырастет с 19,1 до 21,1 квадратного метра на каждого человека.
Новая программа не станет панацеей. К примеру, в очереди на улучшение жилищных условий в настоящий момент стоят почти 200 тысяч семей, следовательно даже после полной реализации программы большинство из них не получит новых квартир. Поэтому руководитель департамента экономической политики и развития Марина Оглоблина считает, что сокращать долю нуждающихся в жилье необходимо за счет коммерческих 16 миллионов квадратных метров. Так как большинство семей не может позволить себе покупку жилья по рыночным ценам, необходимо разработать механизмы эффективного субсидирования покупки. "В годовых инвестиционных программах на 2006-2010 годы необходимо предусмотреть увеличение объемов площадей, направляемых на реализацию очередникам по себестоимости с рассрочкой платежа, с использованием безвозмездных субсидий и механизма социальной ипотеки", - считает руководитель департамента. Проще говоря, нужно придумать рычаги, позволяющие средства очередников направить на рынок, а потом - помочь им купить квартиры.
Даже при том что новая программа не покрывает всех потребностей города, чего ожидать от нового документа было бы странно, существует еще одно препятствие для активного наделения нуждающегося населения жильем - это недостаток энергомощностей в столице и изношенность старых коммуникаций: водопроводных труб и канализации. Стоит отметить, что в новой программе предусмотрены затраты на создание инженерной инфраструктуры, и эта статья расходов нисколько не меньше основных вложений города в строительство самого жилья. Так, в 2006 году городские инвестиции в инженерную инфраструктуру составят 96 миллиардов рублей, а в 2010 году этот показатель планируется увеличить до 116,2 миллиарда.
Как неоднократно отмечали и городские власти, и эксперты рынка, одним из серьезных препятствий увеличения строительных объемов в Москве является недостаток энергомощностей. Строго говоря, энергетики просто не успевают за строителями, следовательно город работает на пределе возможностей, а каждый резкий перепад температуры приводит к отключению от электричества всех московских строек. В связи с этим столичное правительство давно ищет дополнительные финансовые ресурсы для исправления ситуации. Например, 8 января 2006 года, московские власти обратились к российскому правительству с просьбой выделить из инвестиционного фонда 45 миллиардов рублей на строительство энергогенерирующих мощностей - несмотря на то, что Минэкономразвития заявки на выделение средств из инвестфонда еще не принимает.
Кроме того, город разработал и собственную программу строительства электроподстанций. Так, в 2006 году для ликвидации дефицита электроэнергии московские власти введут в эксплуатацию три электроподстанции: "Герцево", "Ново-Внуково", "Давыдковская". "Город впервые пошел на создание за счет своих средств питающих центров", - объяснила 26 января 2006 года Марина Оглоблина.
Всего согласно программе "О мерах по обеспечению электроснабжением объектов жилищного строительства на 2006-2007 годы и задачах на 2008-2010 годы", подписанной Юрием Лужковым, к 2010 году в Москве будет построено или реконструировано 38 электроподстанций. Но все эти меры столичные власти и девелоперы крупных проектов считают недостаточными. В связи с этим последние все чаще берутся создавать для масштабных проектов энергомощности за свой счет.
В такой ситуации, накануне подписания масштабной программы по жилищному строительству, Юрий Лужков неожиданно нашел союзника в лице Анатолия Чубайса. На том же заседании столичного правительства, на котором была принята строительная программа, московские власти обсудили возможности реконструкции столичной энергосистемы. И пришли к соглашению с РАО ЕЭС, сообщает "Коммерсант".
На совещании технический директор РАО ЕЭС Борис Вайнзихер предложил инвестировать до конца 2006 года в московскую энергосистему около 34 миллиардов рублей, еще 7 миллиардов рублей должны добавить московские власти. Всего до 2008 года на эти нужды планируется направить 180 миллиардов рублей. При чем часть этих средств будет добыта за счет повышения тарифов. "В этом году мы знаем, где взять эти деньги, у кого и какие кредиты мы будем привлекать, но в следующем году эти средства просто необходимо учесть в тарифном регулировании", - заявил представитель РАО.
Юрий Лужков предложение Бориса Вайнзихера принял. "Слаженная работа Москвы, Московской области и РАО ЕЭС, наше дружеское взаимодействие - требование времени", - постарался забыть о прошлых разногласиях столичный градоначальник. По его словам, теперь ради энергоснабжения он готов "пол-Москвы, то есть всю муниципальную сферу - школы, больницы, учреждения, перевести на энергосберегающие лампочки и электросчетчики с ночным и дневным тарифом".
В результате получается, что реализация программы жилищного строительства будет проходить в том числе и за счет тех, для кого она была разработана - потребителей, многие из которых нуждаются в улучшении жилищных условий. Иными словами, не только правительство Москвы, но и все москвичи смогут поучаствовать в выполнении национального проекта по обеспечению доступным жильем граждан России. Это позволит с одной стороны обеспечить стройки энергоресурсами, а с другой - усложнить жизнь и потребителям, и муниципальным предприятиям. Остальные возможные источники финансирования, в том числе инвестиционный фонд, никак о своем согласии участвовать в строительных программах не заявили.
Кроме того, новая программа не сможет решить всех жилищных проблем россиян, даже если будет выполнена на все 100 процентов. Однако число нуждающихся в жилье она все же позволяет существенно сократить. Хотя, как цинично заявляют некоторые чиновники, очередь на улучшение жилищных условий уже давно сокращается и большей частью за счет естественной убыли населения.
Основным препятствием для реализации новой программы, если получится урегулировать вопрос энергомощностей, станут снижающиеся темпы роста строительства. Так, по данным Росстата, за январь 2006 года российские строители возвели 1,8 миллиона квадратных метров жилья, тогда как в январе 2005 года этот показатель составил 2,1 миллиона. Получается, что за первый месяц текущего года строители выполнили всего 85,7 процента работ прошлого января. И главной задачей столичных властей станет преодоление этой пагубной для масштабной программы тенденции.
Алексей Лоссан