Дважды оправданный подозреваемый в убийстве журналиста "Московского комсомольца" Дмитрия Холодова экс-начальник разведки ВДВ Павел Поповских не получит ни копейки за те 52 месяца, которые провел в тюрьме. Накануне военная коллегия Верховного суда отменила решение о выплате 2,1 миллиона рублей в качестве компенсации материального вреда. А несколькими днями ранее Поповских отказался от причитавшейся ему компенсации морального вреда.
Корреспондент газеты "Московский комсомолец" Дмитрий Холодов был убит 17 октября 1994 года. По подозрению в причастности к преступлению были задержаны шесть человек, в том числе и Поповских, который, по версии Генпрокуратуры, был организатором убийства. С февраля 1998 по июнь 2002 года Поповских провел в СИЗО. В июне 2004 года Московский окружной военный суд полностью оправдал всех обвиняемых, а в марте 2005 года военная коллегия Верховного Суда подтвердила законность оправдательного приговора, и он вступил в силу.
С тех пор Поповских пытается отсудить у российского правительства компенсацию, а также добиться полной реабилитации. Против этого выступает Генпрокуратура. Она считает доказанной вину полковника в превышении служебных полномочий и изготовлении поддельных документов. В ходе суда над Поповских было установлено, что под давлением начальника разведки ВДВ Павла Поповских командир части №46188 изготовил российские паспорта на другие фамилии для двух сотрудников МВД, а также для самого Павла Поповских и офицеров 45-го полка спецназа ВДВ Александра Капунцова, Владимира Морозова и Павла Барковского, также проходивших по делу об убийстве журналиста.
Во вторник судьи Верховного суда Лев Захаров признал, что незаконный арест и содержание под стражей позволяют полковнику Поповских рассчитывать на реабилитацию, однако компенсация в размере 2,1 миллиона не соответствует букве закона. Ошибочным является и решение, согласно которому заместитель генпрокурора Ирина Алешина обязана принести официальные извинения, уверены в Верховном суде. Возвращая дело в столичный окружной военный суд, Захаров упрекнул низшую инстанцию в "поверхностном изучении обстоятельств дела".
В середине декабря 2005 года Московский окружной военный суд (МОВС) встал на сторону Поповских и обязал Минфин выплатить десантнику более 2 миллионов рублей в качестве компенсации материального вреда. Эти деньги, по мнению суда, должны компенсировать издержки, которые Поповских нес, будучи не в состоянии устроиться на работу. МОВС также пришел к выводу, что Алешина, которая называла Поповский "убийцей" в различных интервью, нанесла серьезный урон репутации истца. Представители Генеральной прокуратуры и Минфина незамедлительно обжаловали решение первой инстанции.
Пока Верховный суд готовился к рассмотрению кассации, в Тверском суде Москвы шел процесс по другому иску Поповских. Полковник требовал от Минфина возместить ему моральный ущерб, который оценил в 52 миллиона рублей - по миллиону за каждый месяц в СИЗО. Инстанция признала требование обоснованным, однако постановила выплатить только 150 тысяч рублей. Адвокат Игорь Яртых заявил, что "это мизерная сумма, которая не может покрыть вреда, нанесенного необоснованным содержанием под стражей". В середине марта Поповских пожаловался на решение первой инстации в Мосгорсуд.
Несмотря на то что теперь Поповских придется заново доказывать свое право на компенсацию, он не отчаивается. Поповских говорит, что уверен в своей полной победе. И даже решил увеличить сумму претензий по делу, которое рассматривает МОВС, до 4 миллионов рублей. Тем временем его адвокат Игорь Яртых готовит к подаче в суд еще два иска: к редакции газеты "МК" о защите чести и достоинства, а также к правительству России, которое, как считает Поповских, незаконно исключило его из списков лауреатов Государственной премии (выдвигался как один из разработчиков беспилотного самолета-разведчика "Пчела-1Т"). Кроме того, иски в МОВС собираются подать другие подозреваемые в убийстве Холодова.
И только этими тяжбами дело, похоже, не ограничится. В сентябре прошлого года к рассмотрению судом в Страсбурге была принята жалоба родителей Холодова. Семья Холодовых утверждает, что следствие и судебные власти оказались неспособны адекватно расследовать дело об убийстве журналиста "Московского комсомольца" и вынести справедливый приговор в отношении обвинявшихся. Масла в огонь может подлить и Генпрокуратура - в январе она пообещала возобновить расследование убийства журналиста. Учитывая ее прошлые успехи, следует ожидать, что уже в скором времени нагрузка на российские суды может существенно возрасти. А вот на то, что власти, наконец, ответят на вопрос, кто убил Дмитрия Холодова, надеяться едва ли стоит.
Андрей Ломкин