Последняя съемка известного фотографа Спесера Тьюника, для которой разделись более полутора тысяч венесуэльцев, показала, что его искусство больше не является богемной инсталляцией. Тьюник снимал сотни и тысячи обнаженных людей в десятках городов мира, причем никогда не платил своим моделям, которые подписываются на акцию через интернет. То, что он делает, напоминает организацию флэш-моба обнаженных людей в масштабах всего мира.
Идея появилась просто. В начале 1990-х годов Спенсер Тьюник работал в Нью-Йорке ассистентом гламурного фотографа и иногда снимал для себя. О его работах того времени даже его поклонники говорят не слишком восторженно - "маленькие и темные, в принципе, они не представляют из себя ничего интересного". Однако в 1992 году Тьюник решил добавить в рутинную жизнь немного шока и вывел одну из своих моделей на улицу Нью-Йорка сниматься голышом. Результатом фотограф остался доволен.
До 1994 года Спенсер периодически появлялся на улицах Нью-Йорка с фотокамерой в сопровождении одного, двух или даже десятков голых людей. Нельзя сказать, чтобы это особенно нравилось нью-йоркской полиции. Пять раз фотографа и его моделей арестовывали, скандал следовал за скандалом.
Тем не менее, это не останавливало экспериментов художника. Спенсер Тьюник принялся организовывать то, что впоследствии назовут флэш-мобом. Началось все с приглашения поучаствовать в художественной инсталляции, напечатанного на маленьких флаере, которые фотограф раздавал на улицах. На флаерах значилось, что участники акции должны будут позировать обнаженными. "Раздача флаеров тоже была своего рода художественной акцией", - рассказывал Тьюник впоследствии. Об инсталляции знал только сам фотограф и те, кто соглашался взять флаер. Они собирались в заранее условленном месте на рассвете, преимущественно в воскресенье, когда на улицах нет пешеходов и даже большинство полицейских спят. Тьюник просил собравшихся раздеться, укладывал их в разнообразных позах на мостовую и снимал - дрожащими руками, как он признался в одном из интервью. Полиция все время была где-то рядом, первоначальные инсталляции Тьюника не занимали больше 15-20 минут. Впрочем, зачастую и этого оказывалось достаточно, чтобы подоспели блюстители порядка.
И вот в 1994 году, после пятого ареста - тогда Спенсера увели с крыши Рокфеллер-центра, где он снимал очередную голую девушку - терпение фотографа-экспериментатора лопнуло, и он подал иск против полиции родного города. Тем более что в планах у него уже было кое-что помасштабнее, чем съемка нескольких десятков человек.
Танику удалось привлечь к своему делу адвоката Вильяма Канстлера, который в свое время защищал таких известных в Америке правонарушителей, как Мартин Лютер Кинг и Анджела Дэвис. Вместе с адвокатом он привлек и внимание общественности. Канстлеру легко удалось выиграть дело о съемках ню на улицах Нью-Йорка - отныне Тьюнику, в соответствии с первой поправкой к конституции США, разрешалось фотографировать голых людей в городе. И он воспользовался этим разрешением в полном объеме.
Оставалось найти нужное количество добровольцев. Фотограф хотел снимать сотни, даже тысячи людей - он просто физически не мог раздать столько флаеров. И вот Спенсер решил распространять приглашения на свои съемки через интернет. К тому времени он уже был известен не только в Нью-Йорке, но и по всей Америке.
Ему довольно легко удалось собрать сотни участников для того, чтобы уложить их на набережной штата Мэн. Но это было только началом. Тьюник решил попробовать собрать натурщиков в другой стране, тем более, что на его сайте охотно подписывались на съемку люди со всего мира.
С 2000 года начинается его странный флэш-моб тур по разным государствам. По-прежнему на рассвете, пока улицы городов пусты, Таник фотографирует 4500 обнаженных в Мельбурне, 4000 в Чили, 2500 в Монреале. Своеобразный рекорд фотограф установил в Барселоне, где на съемку пришли 7000 участников, которых он в течение почти двух часов укладывал и устанавливал на различных улицах и площадях города.
На сегодняшний день его инсталляции давно не вызывают протеста властей. Более того, в 2005 году в Великобритании, к примеру, его специально пригласили местный музей искусств и телеканал BBC3 для съемки 1700 обнаженных статистов на мосту в городе Ньюкасл.
Тогда в процессе работы Тьюника был снят документальный фильм. Кстати, именно во время этой, санкционированной властями, акции не обошлось без скандала. В настоящий момент полиция Ньюкасла ведет разбирательство по поводу порно-этюдов, которые снимали камерой наблюдения, укрепленной на мосту, дежурившие в тот день полицейские. Впоследствии эти фотографии, на которых крупном планом были изображены участники акции, полицейские пытались продавать в пабах города, где и были пойманы с поличным.
Несмотря на то, что большинство его акций в настоящий момент носят вполне законный характер, Тьюник продолжает пользоваться все тем же принципом флэш-моба для набора статистов: участвовать может кто угодно, вне зависимости от цвета кожи или веса, главное - это зарегистрироваться на сайте фотографа. После регистрации участнику сообщают место и время следующей акции. В качестве награды волонтеры по-прежнему получают лишь отпечаток получившейся фотографии с подписью Тьюника.
Сам фотограф говорит, что для него обнаженные тела подобны материалу - глине или маслу, и из этого материала, используя разные оттенки кожи, он может формировать любые абстрактные формы в урбанистическом или природном пейзаже.
Интересно, что большая часть тех, кто записывается на съемку к Тьюнику, не являются нудистами по своим убеждениям. Впоследствии они организуют фан-сайты и конференции в интеренете, где делятся "незабываемыми впечатлениями о моменте единения с сотнями других, таких же обнаженных людей, которые совершенно не чувствовали стыда, а наслаждались атмосферой общего праздника, странного карнавала". Причем многие из участвовавших в инсталляции при этом впервые обнажались на людях и обнаженными позировали для фото.
Эти люди на несколько утренних часов в своей жизни становятся артистами перфоманса, который позволяет им разом бросить вызов обществу, приобрести множество друзей и "незабываемые впечатления", приобщиться к славе всемирно известного фотографа и просто на некоторое время почувствать себя частью организованного сообщества (то, что обычно дает флэш-моб). Спенсеру Тьюнику удалось найти идею, которая не только (по его собственному признанию) может быть истолкована в духе совершенно разных модных в обществе увлечений, но и способна объединить тысячи людей по всему миру.
Следующий перфоманс Спенсера Тьюника состоится 22 апреля 2006 года в Испании, в стране Басков.