Глава британского правительства Тони Блэр произвел кардинальную перетряску своего кабинета, испытывая острую потребность в решительных действиях после крайне неудачных для лейбористов местных выборов. В отставку были отправлены ряд ключевых министров, в том числе внутренних дел, иностранных дел и обороны, а вице-премьер Джон Прескотт был существенно поражен в правах.
Бег по кругу
Министр внутренних дел Чарльз Кларк, который удержался в своем кресле после прошлогодних терактов на лондонском транспорте, уступил место Джону Рейду, занимавшему должность министра обороны. На этот пост, в свою очередь, был назначен Дес Браун, высокопоставленный чиновник министерства финансов.
Следующая цепочка назначений и переназначений затронула Форин Офис. Впервые главой британского МИДа стала женщина. Маргарет Беккетт ранее занимала пост министра охраны окружающей среды, а теперь займется формированием внешней политики Соединенного королевства. При этом из сферы ее влияния будет исключено европейское направление, которое будет курировать Джеф Хун, возвращенный в правительство из Палаты общин, куда он был сослан с должности министра обороны. На его место в качестве лидера фракции лейбористов отправится теперь уже бывший хозяин Форин Офиса Джек Стро, заявления которого по ряду ключевых внешнеполитических проблем слишком часто в последнее время расходились с позицией Тони Блэра.
Вице-премьер Джон Прескотт сохранил свой пост, однако его лишили так называемого "суперминистерства" под названием Управление заместителя премьер-министра (Office of the Deputy Prime Minister), которое занималось вопросами жилищного строительства, местного самоуправления и вопросами госслужбы. Теперь управление преобразовано в Министерство по делам общества и местного самоуправления (Department for Communities and Local Government), которое возглавит Рут Келли.
В ходе этой масштабной кадровой перестановки также сменилось руководство в министерствах образования, транспорта, торговли и промышленности и ряде других. В большинстве этих случаев министры просто пересели из одного кресла в другое. Так, уже упомянутая Рут Келли возглавляла ранее министерство образования, которое обвиняют в том, что оно позволило заниматься преподаванием в школах лицам, осужденным за педофилию.
Поднимать британское образование пришел экс-министр торговли и промышленности Алан Джонсон, а на его место Блэр посадил Алистера Дарлинга, ранее совмещавшего посты министра транспорта и министра по делам Шотландии. На двойную позицию Дарлинга приходит Дуглас Александер, курировавший отношения с Европой. Ряд аналогичных переназначений произведен и в других министерствах и ведомствах.
Электорат устал
Поводом для решительных действий Блэра стало чувствительное поражение на выборах в местные советы. Лейбористы потеряли около 260 мандатов, которые оказались у возрождающейся Консервативной партии, набравшей свыше 40 процентов голосов. При этом по количеству голосов партию Блэра опередили даже британские либерал-демократы, получившие 27 процентов против 26 у лейбористов.
Среди причин поражения лейбористов аналитики отмечают сразу несколько факторов. Одним из них являются внутрипартийные разногласия. Партия расколота на сторонников главы кабинета и министра финансов Гордона Брауна, претендующего на лидерство. Блэр уже несколько раз говорил, в том числе и в этом году, что он готов передать бразды партуправления Брауну, но при этом так и не озвучил конкретные сроки своего ухода от дел.
Кроме того, свою роль сыграли и возросшие сомнения британцев в моральной чистоплотности правящей партии. Поводом для этого стали просочившиеся в прессу сведения о том, что лейбористы на льготных условиях брали кредиты у ряда бизнесменов для проведения предвыборной кампании. Впоследствии эти предприниматели получили места в палате лордов, которая исполняет в последнее время, главным образом, церемониальные функции. Тем не менее, иметь титул лорда по-прежнему престижно в определенных кругах британского общества.
Скандалы в правительстве также не добавили популярности лейбористам. Вице-премьер Джон Прескотт оказался замешан в любовной связи со своей секретаршей, ответственной за организацию его рабочего дня. Хотя в правительстве официально объявили, что супружеская неверность является личным делом Прескотта, все же осадок у избирателей остался.
Еще одним проколом стала забывчивость министерства внутренних дел, неудосужевшегося депортировать из страны около тысячи вышедших на свободу преступников-иностранцев, среди которых были осужденные за тяжкие преступления, в том числе за убийства и изнасилования.
И, наконец, последним по порядку, но не последним по значению фактором стала всеобщая усталость от почти десятилетнего правления лейбористов. При этом следует учитывать, что местные выборы часто используются британцами для выражения недовольства политикой центрального правительства.
Дефицит новых идей
Попытка Блэра удовлетворить избирателей лишь за счет кадровых перестановок может оказаться не слишком удачной идеей. Британцы все настойчивей требуют изменений в политике. И премьеру приходится считаться с этими настроениями. Поэтому Блэру пришлось недавно намекнуть, что Великобритания предпочла бы воздержаться от участия в военной операции в Иране, если США на нее решатся. Это связано с крайне негативным отношением британцев к войне в Ираке.
В целом аналитики сходятся в том, что Блэру пора уйти ради собственного блага и блага партии. Опрос, недавно проведенный по заказу Би-би-си, показал, что более трети британцев желают немедленной отставки премьер-министра, а вместе с теми, кто все же готов потерпеть его до конца текущего года, их число превышает 50 процентов опрошенных.
Политологи продолжают упрекать Блэра за отсутствие стратегического мышления, несмотря на то, что он демонстрирует блестящее тактическое чутье. И его попытка удержаться у власти любой ценой может стоить лейбористам поражения на следующих парламентских выборах.