Новости партнеров

Кодификация старого в новое

Премьеры 18 мая

18 мая в прокат выходят картины "Код да Винчи", "Лесси", "Любовь и сигареты", "Динозавр Ми-Ши" и мультфильм "Восточный парк". Обозреватели журнала Time Out Москва убедились, что на этой неделе никому не удастся избежать вечных ценностей - детективов, собак породы колли, фарсов и околонаучной фантастики.

Код да Винчи / The Da Vinci Code

Режиссер Рон Говард. В ролях: Том Хэнкс, Одри Тоту, Жан Рено, Пол Беттани. США - Франция, 2006. 150 мин.

В большой галерее Лувра убит куратор музея. Все улики указывают на туриста (Том Хэнкс) - видного американского историка и специалиста по религиозной символике, прилетевшего с лекциями в Париж. Наручники уже щелкают на запястьях ученого, но на выручку приходит внучка убитого, полицейский криптолог, нахальнейший культурный вандал (Одри Тоту) - надо видеть, с какой ловкостью она потрошит работы Леонардо да Винчи в поисках ключей к раскрытию дела. Ученый с шифровальщицей вместе спасаются бегством и походя выполняют две миссии: расследуют преступление и опровергают основные догматы христианства.

В хорошем фильме об ограблении герои должны совершить ряд вроде как бессмысленных действий, которые, однако, приведут к ошеломительному результату - откроют путь к тонне золота или ценным бумагам на миллиард.

В "Коде да Винчи" Дэна Брауна - романе о похищении веры - все ровно наоборот. Парочка всю дорогу ломает голову над древними шифрами, кого-то допрашивает, с успехом роет информацию и на каждом шагу спотыкается о сенсационные исторические находки. Браун усиленно намекает на то, что мир устроен иначе, чем многие привыкли считать. Что Христос был женат и оставил потомство, что Библия переврана, что Святой Грааль (что бы он собой ни представлял) символизирует женское начало. Да и вообще "почти все, чему учили нас отцы о Христе, есть ложь и фальшивка". Но намеки намеками, а так, чтобы пальцем указать на врунов - на это Брауну не хватает смелости или, вероятнее, фактов.

Удивительно, что на книгу, а затем и на буквальную ее экранизацию столь бурно отреагировал Ватикан - в принципе это говорит о низкой квалификации ватиканских пиарщиков. На лай такой литературной моськи проще было не отвечать, чем привлекать к нему лишнее внимание. Ведь несмотря на тиражи (более 50 миллионов экземпляров по миру) и бюджеты (125 млн долларов - бешеные деньги для искусствоведческого разговорного триллера!), ограбление провалится. Ключи найдутся - да сейф пуст!

Кирилл Алехин, Time Out Москва

Лэсси / Lassie

Режиссер: Чарльз Стерридж. В ролях: Саманта Мортон, Питер О'Тул, Питер Динклэйдж. Франция - Великобритания - США - Ирландия, 2005. 100 мин.

По количеству ремейков "Лэсси" может посоперничать с самим "Кинг Конгом". Впервые историю собачьей верности по роману Эрика Найта экранизировали в 1943-м. Затем смышленую колли заносило и на просторы Америки, и в классический телесериал, после которого тысячи растроганных зрителей заводили дома шотландскую овчарку. Нынешнюю версию поручили Чарльзу Стерриджу, британцу до мозга костей, - именно он делал телеэкранизацию "Возвращения в Брайдсхед" Ивлина Во. И, кажется, новая "Лэсси" снята в тех же самых декорациях.

Итак, канун Второй мировой, английские аристократы по-прежнему тешат себя псовой охотой, а внучке местного графа (Питер О'Тул), девочке с лицом маленькой Дуни Смирновой, приглянулась красавица-колли Лэсси. Хозяева собаки быстро расстаются с любимицей, продав ее графу за 15 фунтов. Колли увозят в Шотландию, но она жить не хочет без своего хозяина. И Лэсси несется по азимуту - а система навигации у нее что у почтового голубя.

Эта умильная одиссея чем-то напоминает Диккенса: путешествие-приключение проходит не только через горы и долины, но и через социальные слои, национальные комплексы и общественные институты. Тут и строгий пансион для девочек, и всеобщее предчувствие войны, и судебный фарс… Ради легендарной собаки англичане готовы затеять нешуточную костюмную драму. Сама же Лэсси тут - чистый вектор, направленный из Шотландии на юг, домой, в Йоркшир. А походя она устраивает судьбы, вершит правосудие и учит добру - просто как живой мохнатый идеал, один взгляд на который делает людей чуть лучше.

Глеб Борисов, Time Out Москва

Любовь и сигареты / Romance & Cigarettes

Режиссер: Джон Туртурро. В ролях: Джеймс Гэндольфини, Сьюзан Сэрэндон, Кейт Уинслет. США, 2005. 115 мин.

Монтажник Ник (Джеймс Гэндольфини) имеет скучную одноэтажную избушку в пригороде Нью-Йорка, сухонькую жену-рукодельницу (Сьюзан Сэрэндон) и трех перезрелых дочерей, воющих что-то на заднем дворе в подражание группе The Shaggs. К тому же, у него невыносимая фамилия - Мёрдер (представьте себе лирического героя, у которого в метрике написано "Неживой"). Но не все печально в жизни Ника - у него есть интрижка на стороне. Вернее, настоящие постельные скачки с крупной огненно-рыжей англичанкой из магазина Agent Provocateur (Кейт Уинслет). Случайно страшная правда выходит наружу, домашние побивают Ника скалками, обзывают повелителем шлюх и объявляют ему бойкот. Жена с помощью отсидевшего родственника находит разлучницу и вцепляется ей в волосы. В довершение несчастий Ник по совету коллеги ложится под нож уролога в надежде улучшить свои сексуальные ощущения обрезанием - и после кульком валяется на кушетке с ледяным компрессом между ног.

И это только начало самой возмутительной, дикой, безалаберной, посконной и сентиментальной поп-оперы, которую можно себе представить. Ну не безобразие ли - герои с лицами и фигурами опытных игроков в домино, приложив руки к груди, разыгрывают драму, одинаково годящуюся и для кэмповой оперетки, и для фильма Ларса фон Триера?! При этом они, как настоящие обитатели окраин, вовсе не стесняются в выражениях. Например, телефонные сюсюканья изменника и разлучницы: содержат подробнейшее перечисление того, кто, куда и что кому засовывал. А воспоминания престарелой мамы Мёрдера и вовсе напоминают записи на стенах мужского туалета. В перерывах между "взрослыми" разговорами герои исполняют, если это можно так назвать, музыкальные номера: дурными голосами перепевают самые расхожие эстрадные хиты вроде "Дилайлы" Тома Джонса, одновременно устраивая буффонаду по мотивам песенок. Все звучит настолько дико, что вообще неплохо поющая Сэрэндон здесь, видимо, не смогла переступить через себя, и за нее напевает неизвестная мастерица диссонансов.

Заподозрить автора этого безобразия Джона Туртурро хоть в какой-то серьезности может только зритель, начисто свободный от физиогномических предрассудков. Вечная ухмылочка одного из любимых актеров братьев Коэн бросает отсвет и на его собственные режиссерские опусы. Даже два предыдущих фильма Туртурро, занудноватые драмы "Мак" и "Иллюмината", казались какой-то особо изощренной формой сарказма. Но тут все уже без обиняков, без задней мысли, да и вообще без рассуждений - фарс в чистом виде. В финале, правда, герой, в точном соответствии с логикой жестокого романса, умирает. Но только для того, чтобы не померли со смеху мы с вами.

Василий Корецкий, Time Out Москва

Динозавр Ми-Ши, водный гигант / Mee-Shee: The Water Giant

Режиссер: Джон Хендерсон. В ролях: Брюс Гринвуд, Дэниэл Мэджер, Рина Оуэн. Великобритания - Канада, 2005. 94 мин.

В глубоком канадском озере живет динозавр. Живет тихо, кушает рыбку и не собирается, по примеру какой-нибудь Годзиллы, идти громить улицы - хотя бы потому, что ног у него нет, а есть только ласты и зубы, да и те травоядные. Тем не менее соседи-американцы, будучи народом любопытным и предприимчивым, снаряжают экспедицию: понырять, разобраться, что это за динозавр, и вообще узнать - не он ли сожрал в прошлом году дорогостоящий нефтяной насос?

В фильме есть все, что положено настоящей Драме Живой Природы. И ученые из Большого Города (разумеется, порочного), и эмансипированная гринписовка, и нечистые на руку и неприятные с виду охотники за динозаврами. Найдется и местная дурочка, питающая к живому ископаемому нежные чувства, и, конечно же, любопытный сын главного инженера, которому удается наладить контакт с симпатичным озерным монстром (из-за папиной командировки пришлось пропустить поездку в Диснейленд, но парень, конечно, уже ни о чем не жалеет). Единственное, чего тут нет, - так это сколько-нибудь веских причин на то, чтобы потратить полтора часа личного времени на наблюдения за растительной жизнью помеси поролонового жирафа с резиновым тюленем.

Игорь Гулин, Time Out Москва

Восточный парк / Nyocker!

Режиссер: Арон Гаудер. Венгрия, 2004. 87 мин.

Венгерский вариант "Случая с пацаном" - похвальная попытка переписать своим почерком общие места канала МTV. Дело, разумеется, происходит "в людях", "на районе", сюжет вызывает острый приступ дежавю: отпрыск древнего цыганского рода наперсточников и дочь видной румынской фамилии налетчиков учатся в одном классе, накуриваются на одной лавочке и по уши влюблены. А их родители на дух друг друга не переносят, хоть и пьют в одном кабаке.

Единственный способ решить эту, да и все прочие проблемы - "поднять бабла". Как? По-модному - на нефти. С подсказки классного умника Морички друзья влюбленных отправляются в далекое прошлое, голыми руками валят поголовье мамонтов и хоронят их на месте своего будущего двора ("Нефть - это останки ископаемых животных", - цитирует по памяти доходяга-отличник). Дальше - скважина, трубопровод и нефтедоллары. В деле оказываются и Папа Римский, и Джордж Буш-мл. (интересная деталь - половичок в президентском кабинете имеет расцветку российского триколора), и местные венгерские функционеры с замазанными квадратиками физиономиями. Даже русская резидентка с циклопическим бюстом и скрипучим финно-угорским акцентом и сам В. В. Путин, здорово похожий на оживший календарь "12 настроений президента", участвуют в дележе.

Кстати, главные герои выглядят не в пример экспрессивнее президента Путина - "Парк" изготовлен в некоей "новаторской технике анимации", где лица живых актеров сфотографированы аж в 350 настроениях, потом обрисованы карандашом, приклеены к плоским телам и анимированы в 3D. Все вместе похоже на книжку-раскладушку, состряпанную из последних страниц школьных тетрадей. Это может показаться дерзкой халтурой (рисовать бы лучше поучились!), но в профессиональной среде венгерское ноу-хау, похоже, оценивают совсем по-другому - "Парк" получил Гран-при на украинском "Кроке" и в Оттаве. Нам, конечно, сложно разделить такой восторг жюри - легче представить себе каннский триумф фильма "Мечтать не вредно", но понять аниматоров можно. С одной стороны, протагонистами тут оказываются не какие-то дикие кенни, картманы или бивисы, а вполне конвенциональные мульгерои. С другой - они ведут себя довольно живенько. Сквернословят (совсем не венгерские вроде бы слова "suka" и "kurva" звучат тут подозрительно часто), совершают мелкие правонарушения, показывают дулю сильным мира сего, выводят формулу успеха ("money, money, pussy"), танцуют брейк-данс…Ах, да! Они ведь еще и поют!

Василий Корецкий, Time Out Москва