Появление на экране любого более или менее значимого шедевра массовой культуры, или, если угодно, киноблокбастера, непременно сопровождается выпуском всяческой сувенирной продукции. Обычно к моменту появления очередного голливудского шедевра на экранах интернет-магазины пестрят разнообразием маек с изображениями главных героев, мобильные (во всех смыслах этого слова) контент-провайдеры активно предлагают купить рингтоны, заставки и темы для сотовых телефонов, а книгоиздатели, сшибая углы и проламывая стены, торопятся поскорее выложить на прилавки книги по мотивам и на тему популярного кино. И в стороне от этой суеты не остаются работники игрового цеха, в умах которых моментально рождается концепция гениальной игры по мотивам не менее гениального кино.
Да вот только, к сожалению, редко когда такие вот случаи сотрудничества двух индустрий, кинематографической и игровой, дают рождение каким-либо стоящим игровым продуктам. И наоборот – из всех фильмов, снятых по мотивам популярных игр дай бог один из 10 получится более-менее приемлемым для просмотра. Лишним подтверждением этого стали два недавних случая, в одном из которых популярнейшую игру решили перенести на широкий экран (Bloodrayne), а из блокбастера Код да Винчи попытались сделать игру. Как может догадаться наш прозорливый читатель, в обоих случаях не вышло ровным счетом ничего.
За последние 10 лет было предпринято множество попыток создания компьютерных игр по мотивам кинофильмов. Но, как назло, ничего у игроделов не получалось.
Год 1997 от Рождества Христова был ознаменован крупными игровыми проектами, созданными по мотивам блокбастеров – ими стали “Звездный десант” Пола Верхувена, “Пятый элемент” Люка Бессона (соответствующая игра вышла в 1998 году) и “Люди в черном” (релиз игры по мотивам фильма Зонненфельда состоялся в конце 1997 года). И “Элемент”, и “Люди” стали одними из первых игровых проектов по мотивам кинофильмов, созданных для более-менее производительных машин (на машине мечты образца 1997 года Pentium 200 MMX с 64 мегабайтами оперативной памяти они очень шустро бегали) и использовавших трехмерную графику.
Однако на этом достижения вышеупомянутых игровых проектов заканчиваются – все они оказались на редкость неудачными
(причем это еще мягко сказано), и с шумом провалились, получив вдогонку мегабайты гневных отзывов от игроков. Сочетание слабого геймплея и откровенно убогой, даже по тем временам, графики вкупе с общей бездарностью исполнения стали замечательным предлогом для того, чтобы оставить эти игры без внимания и посожалеть о нереализованном потенциале проектов.
Ложкой меда в этой цистерне дегтя стала выпущенная спустя почти 20 лет после появления на экране фильма компьютерная игра в стиле adventure по мотивам культового триллера Blade Runner. Однако этот игровой проект попал в категорию “неплохих игр, в которые никто не стал играть”. Плюс ко всему, нельзя не отметить выпущенную в том же 1997 действительно удачную игру Jedi Knight (Star Wars), однако про звездно-галактическо-американские сериалы речь пойдет ниже.
После провалов “Людей,” “Элемента” и “Десанта” разработчики видеоигр на некоторое время поутихли, опасаясь браться за проекты, связанные с кино. Не спали лишь фанаты фильмов, действие которых происходит “В далекой-далекой галактике бог знает когда”.
С точки зрения переноса фильма с экрана в игру особенно не повезло культовому американскому сериалу Star Trek. Несмотря на то, что начиная со второй половины 1990-х годов были предприняты десятки попыток сделать сколь-либо вменяемую игру во вселенной Star Trek (и авторы перепробовали кучу жанров – начиная от FPS и заканчивая симулятором космического корабля), получавшийся на выходе продукт иначе как поделкой назвать язык не поворачивается.
Всевозможные стартрековские “академии” (Klingon Academy, Starfleet Academy) торжественно провалились,
а попытка создать трехмерный шутер и вовсе оказалась фарсом. Речь идет об игре Klingon Honor Guard, выпущенной в далеком 1998 году компанией Atari. Перенесенный во вселенную Star Trek, этот FPS отличался завышенными системными требованиями (при отвратительной графической реализации; мало кому удавалось настолько испортить великолепный движок Unreal, который и сейчас смотрится неплохо) и, по нехорошей традиции, никаким геймплеем.
Ситуация со Star Trek начала как-то исправляться только в 2000 году, когда на прилавках появилась RTS Star Trek: Armada. Вы не поверите, но в эту игру можно было даже без содрогания играть.
Вселенной Star Wars повезло значительно больше. Помимо того, что по мотивам похождений Скайвокеров, Вейдеров и прочих там ситхов было создано множество достойных произведений игрового искусства, вселенная Star Wars была достаточно успешно адаптирована во многих жанрах, начиная от леталок (X-wing vs TIE Fighter или Star Wars Racer) и заканчивая динамичными шутерами от первого лица (тут традицию заложил еще Jedi Knight, а относительно недавний BattleFront тоже не ударил в грязь шлемом).
Интерес со стороны разработчиков игр к кино вновь проснулся в 1999 году, когда была выпущена блестящая стрелялка Alien vs Predator (не менее хорош был и сиквел, последовавший 4 годами спустя). Успех проекта был настолько велик, что игрово-программерская общественность с поистине коммунистическим энтузиазмом взялась за разработку игр по фильмам.
И с тех пор каждый год выходит с десяток игрушек “про кино” – но их названия стираются из памяти так же быстро, как растут чужие дети и кончается зарплата. И этому немало способствовал неизменный стандарт качества таких игр, который можно назвать одним емким словом “чудовищный”. “Видеоигровизации” подвергались в основном разные сериалы – стайка порой неплохих “Гарри Поттеров”, “Властелинов Колец”, и “Терминаторов” а также всякие “Халки” и “Спайдермены”.
Старались не отставать от стран загнивающего капитализма и отечественные игроделы. В честь новых русских блокбастеров “Брат 2” и “Бумер” были выпущены компьютерные игры, при попытке прохождения которых невольно вспоминался пушистый зверек песец.
Из недавних кино-игровых проектов можно отметить Constantine (могло быть и хуже), The Godfather (довольно неплохой клон Mafia и GTA от EA Games) и совершенно свежий (и столь же чудовищный) “Код да Винчи”. О последнем стоило быть написать отдельную статью, и озаглавить ее “Как не надо делать игры”.
Киноиндустрия обратила свое внимание на компьютерные игры после оглашения суммы прибыли, полученной Midway и Nintendo от продаж Mortal Kombat и Mario. Сотни миллионов долларов, которые заработали эти компании на своих играх, стали неплохим аргументом в пользу экранизации видеоигр. И понеслась.
Первым комом стал блин под названием “Super Mario Bros”, увидевший свет в 1993 году. За исключением того, что это кино стало первым фильмом по мотивам компьютерной игры, о SMB сказать особо нечего. Ну, на то он и первый блин.
Другим значимым кинопроектом стала экранизация культового мордобоя “Mortal Kombat”. За исключением хорошо известного отечественному зрителю Кристофера Ламберта и узнаваемого людьми с феноменальной фотографической памятью Кэри Хироюки-Тагава, фильм не мог похвастаться звездным актерским составом.
Лучшего оставлял желать и технический уровень фильма. Однако картину спас, во-первых, очень хороший саундтрек, в создании которого приняли участие такие группы как KMFDM и Fear Factory (за который фильм даже получил награду BMI Film Music Award). Вторым спасательным кругом MK стали хорошо поставленные драки. Ну а в-третьих, авторам удалось достаточно неплохо адаптировать компьютерных персонажей к кинофильму, и в результате MK оказался не так уж и плох.
В последовавшем несколькими годами позже продолжении MK II: Annihilation не было ни Ламберта, ни саундтрека, а одни лишь кулачно-ножные бои не сумели спасти фильм. Ну и бог с ним.
Следующим культовым сериалом, попавшим в объективы кинокамер, стала история о похождениях главной британской расхитительницы гробниц, девушки с постоянно меняющимся объемом груди (речь идет о метаморфозах 1-3 частей Tomb Raider) Лары Крофт. Успех обоих “Tomb Raider” был заранее обеспечен благодаря участию в фильме Анжелины Джоли. Согласитесь, мало кто шел на эти фильмы, ожидая увидеть чудеса режиссуры и актерского мастерства – все шли смотреть на Джоли.
Довольно неплохой попыткой экранизации видеоигры стала дилогия “Обитель зла” (Resident Evil) с Миллой Йовович в главной роли.
Но если похождения Лары Крофт и захватывающая история противостояния правильного азиата Лю Кэнга и неправильного Шан Тсунга предстали перед киноманами в более-менее пристойном виде, то участь DooM стала более чем незавидной.
Снятый польским режиссером Анджеем Бартковяком, DooM пал жертвой политкорректности и криворукости. Если вспомнить сюжет, вернее, мотивацию убийства полчищ монстров во всех играх серии DooM, главный герой борется с исчадиями ада и даже с самим сатаной. Из фильма, дабы не вызвать гнев правоверной общественности, были изъяты все намеки на сатанизм и всяческую дьявольскую подоплеку – и в итоге о самом DooM напоминали разве что Big Fucking (по другой версии – fragging) Gun, по соображениям той же политкорректности переименованный в Bio Force Gun, да пара отдаленно напоминающих монстров из игры забавного вида чертиков. Дьявола заменили на страшный вирус, дробовик – на автомат. Вкупе с “блестящей” актерской игрой и откровенно скучным развитием событий DooM оказался горьким разочарованием для всех. Прежде всего – для игроков.
Однако несмотря на все недостатки фильма, по сравнению со снятым Уве Боллом “Bloodrayne”, DooM выглядит шедевром Феллини. Фильм был настолько чудовищен, что его не спасли ни более-менее известные актеры (Майкл Мэдсен, Мэтью Дэвис и героиня третьего “Терминатора” Кристанна Локен), ни то, что фильм был снят по мотивам отличной игры.
В общем, глядя на все это, сам собой напрашивается один-единственный вывод: все-таки, игровая индустрия и кинопроизводство слишком далеки друг от друга, и что-либо стоящее от сотрудничества этих крупнейших индустрий развлечений получается редко.
В ближайшее время нам предстоит убедиться в правоте (или неправоте) подобного рода суждений, когда на прилавках появится компьютерная игра по мотивам фильма Superman Returns, а также фильмы по мотивам игр Max Payne и Metal Gear Solid.
Хочется верить, что и киношники, и игроделы смогут явить миру нечто достойное. Но что-то не верится.