Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Кино и игры: не мешать и не взбалтывать

DooM, Bloodrayne и Da Vinci Code как доказательство несовместимости видеоигр и кино

Появление на экране любого более или менее значимого шедевра массовой культуры, или, если угодно, киноблокбастера, непременно сопровождается выпуском всяческой сувенирной продукции. Обычно к моменту появления очередного голливудского шедевра на экранах интернет-магазины пестрят разнообразием маек с изображениями главных героев, мобильные (во всех смыслах этого слова) контент-провайдеры активно предлагают купить рингтоны, заставки и темы для сотовых телефонов, а книгоиздатели, сшибая углы и проламывая стены, торопятся поскорее выложить на прилавки книги по мотивам и на тему популярного кино. И в стороне от этой суеты не остаются работники игрового цеха, в умах которых моментально рождается концепция гениальной игры по мотивам не менее гениального кино.

Да вот только, к сожалению, редко когда такие вот случаи сотрудничества двух индустрий, кинематографической и игровой, дают рождение каким-либо стоящим игровым продуктам. И наоборот – из всех фильмов, снятых по мотивам популярных игр дай бог один из 10 получится более-менее приемлемым для просмотра. Лишним подтверждением этого стали два недавних случая, в одном из которых популярнейшую игру решили перенести на широкий экран (Bloodrayne), а из блокбастера Код да Винчи попытались сделать игру. Как может догадаться наш прозорливый читатель, в обоих случаях не вышло ровным счетом ничего.

Как сделать из важнейшего из искусств игрушку

За последние 10 лет было предпринято множество попыток создания компьютерных игр по мотивам кинофильмов. Но, как назло, ничего у игроделов не получалось.

Год 1997 от Рождества Христова был ознаменован крупными игровыми проектами, созданными по мотивам блокбастеров – ими стали “Звездный десант” Пола Верхувена, “Пятый элемент” Люка Бессона (соответствующая игра вышла в 1998 году) и “Люди в черном” (релиз игры по мотивам фильма Зонненфельда состоялся в конце 1997 года). И “Элемент”, и “Люди” стали одними из первых игровых проектов по мотивам кинофильмов, созданных для более-менее производительных машин (на машине мечты образца 1997 года Pentium 200 MMX с 64 мегабайтами оперативной памяти они очень шустро бегали) и использовавших трехмерную графику.

Однако на этом достижения вышеупомянутых игровых проектов заканчиваются – все они оказались на редкость неудачными

(причем это еще мягко сказано), и с шумом провалились, получив вдогонку мегабайты гневных отзывов от игроков. Сочетание слабого геймплея и откровенно убогой, даже по тем временам, графики вкупе с общей бездарностью исполнения стали замечательным предлогом для того, чтобы оставить эти игры без внимания и посожалеть о нереализованном потенциале проектов.

Ложкой меда в этой цистерне дегтя стала выпущенная спустя почти 20 лет после появления на экране фильма компьютерная игра в стиле adventure по мотивам культового триллера Blade Runner. Однако этот игровой проект попал в категорию “неплохих игр, в которые никто не стал играть”. Плюс ко всему, нельзя не отметить выпущенную в том же 1997 действительно удачную игру Jedi Knight (Star Wars), однако про звездно-галактическо-американские сериалы речь пойдет ниже.

После провалов “Людей,” “Элемента” и “Десанта” разработчики видеоигр на некоторое время поутихли, опасаясь браться за проекты, связанные с кино. Не спали лишь фанаты фильмов, действие которых происходит “В далекой-далекой галактике бог знает когда”.

Звездные Войны не пошли по Звездному Пути

С точки зрения переноса фильма с экрана в игру особенно не повезло культовому американскому сериалу Star Trek. Несмотря на то, что начиная со второй половины 1990-х годов были предприняты десятки попыток сделать сколь-либо вменяемую игру во вселенной Star Trek (и авторы перепробовали кучу жанров – начиная от FPS и заканчивая симулятором космического корабля), получавшийся на выходе продукт иначе как поделкой назвать язык не поворачивается.

Всевозможные стартрековские “академии” (Klingon Academy, Starfleet Academy) торжественно провалились,

а попытка создать трехмерный шутер и вовсе оказалась фарсом. Речь идет об игре Klingon Honor Guard, выпущенной в далеком 1998 году компанией Atari. Перенесенный во вселенную Star Trek, этот FPS отличался завышенными системными требованиями (при отвратительной графической реализации; мало кому удавалось настолько испортить великолепный движок Unreal, который и сейчас смотрится неплохо) и, по нехорошей традиции, никаким геймплеем.

Ситуация со Star Trek начала как-то исправляться только в 2000 году, когда на прилавках появилась RTS Star Trek: Armada. Вы не поверите, но в эту игру можно было даже без содрогания играть.

Вселенной Star Wars повезло значительно больше. Помимо того, что по мотивам похождений Скайвокеров, Вейдеров и прочих там ситхов было создано множество достойных произведений игрового искусства, вселенная Star Wars была достаточно успешно адаптирована во многих жанрах, начиная от леталок (X-wing vs TIE Fighter или Star Wars Racer) и заканчивая динамичными шутерами от первого лица (тут традицию заложил еще Jedi Knight, а относительно недавний BattleFront тоже не ударил в грязь шлемом).

Тенденция, однако

Интерес со стороны разработчиков игр к кино вновь проснулся в 1999 году, когда была выпущена блестящая стрелялка Alien vs Predator (не менее хорош был и сиквел, последовавший 4 годами спустя). Успех проекта был настолько велик, что игрово-программерская общественность с поистине коммунистическим энтузиазмом взялась за разработку игр по фильмам.

И с тех пор каждый год выходит с десяток игрушек “про кино” – но их названия стираются из памяти так же быстро, как растут чужие дети и кончается зарплата. И этому немало способствовал неизменный стандарт качества таких игр, который можно назвать одним емким словом “чудовищный”. “Видеоигровизации” подвергались в основном разные сериалы – стайка порой неплохих “Гарри Поттеров”, “Властелинов Колец”, и “Терминаторов” а также всякие “Халки” и “Спайдермены”.

Старались не отставать от стран загнивающего капитализма и отечественные игроделы. В честь новых русских блокбастеров “Брат 2” и “Бумер” были выпущены компьютерные игры, при попытке прохождения которых невольно вспоминался пушистый зверек песец.

Из недавних кино-игровых проектов можно отметить Constantine (могло быть и хуже), The Godfather (довольно неплохой клон Mafia и GTA от EA Games) и совершенно свежий (и столь же чудовищный) “Код да Винчи”. О последнем стоило быть написать отдельную статью, и озаглавить ее “Как не надо делать игры”.

Vice versa (про фильмы по мотивам игр)

Киноиндустрия обратила свое внимание на компьютерные игры после оглашения суммы прибыли, полученной Midway и Nintendo от продаж Mortal Kombat и Mario. Сотни миллионов долларов, которые заработали эти компании на своих играх, стали неплохим аргументом в пользу экранизации видеоигр. И понеслась.

Первым комом стал блин под названием “Super Mario Bros”, увидевший свет в 1993 году. За исключением того, что это кино стало первым фильмом по мотивам компьютерной игры, о SMB сказать особо нечего. Ну, на то он и первый блин.

Другим значимым кинопроектом стала экранизация культового мордобоя “Mortal Kombat”. За исключением хорошо известного отечественному зрителю Кристофера Ламберта и узнаваемого людьми с феноменальной фотографической памятью Кэри Хироюки-Тагава, фильм не мог похвастаться звездным актерским составом.

Фрагмент фильма Mortal Kombat
Фрагмент фильма Mortal Kombat

Лучшего оставлял желать и технический уровень фильма. Однако картину спас, во-первых, очень хороший саундтрек, в создании которого приняли участие такие группы как KMFDM и Fear Factory (за который фильм даже получил награду BMI Film Music Award). Вторым спасательным кругом MK стали хорошо поставленные драки. Ну а в-третьих, авторам удалось достаточно неплохо адаптировать компьютерных персонажей к кинофильму, и в результате MK оказался не так уж и плох.

В последовавшем несколькими годами позже продолжении MK II: Annihilation не было ни Ламберта, ни саундтрека, а одни лишь кулачно-ножные бои не сумели спасти фильм. Ну и бог с ним.

Следующим культовым сериалом, попавшим в объективы кинокамер, стала история о похождениях главной британской расхитительницы гробниц, девушки с постоянно меняющимся объемом груди (речь идет о метаморфозах 1-3 частей Tomb Raider) Лары Крофт. Успех обоих “Tomb Raider” был заранее обеспечен благодаря участию в фильме Анжелины Джоли. Согласитесь, мало кто шел на эти фильмы, ожидая увидеть чудеса режиссуры и актерского мастерствавсе шли смотреть на Джоли.

Довольно неплохой попыткой экранизации видеоигры стала дилогия “Обитель зла” (Resident Evil) с Миллой Йовович в главной роли.

Но если похождения Лары Крофт и захватывающая история противостояния правильного азиата Лю Кэнга и неправильного Шан Тсунга предстали перед киноманами в более-менее пристойном виде, то участь DooM стала более чем незавидной.

Снятый польским режиссером Анджеем Бартковяком, DooM пал жертвой политкорректности и криворукости. Если вспомнить сюжет, вернее, мотивацию убийства полчищ монстров во всех играх серии DooM, главный герой борется с исчадиями ада и даже с самим сатаной. Из фильма, дабы не вызвать гнев правоверной общественности, были изъяты все намеки на сатанизм и всяческую дьявольскую подоплеку – и в итоге о самом DooM напоминали разве что Big Fucking (по другой версии – fragging) Gun, по соображениям той же политкорректности переименованный в Bio Force Gun, да пара отдаленно напоминающих монстров из игры забавного вида чертиков. Дьявола заменили на страшный вирус, дробовик – на автомат. Вкупе с “блестящей” актерской игрой и откровенно скучным развитием событий DooM оказался горьким разочарованием для всех. Прежде всего – для игроков.

Однако несмотря на все недостатки фильма, по сравнению со снятым Уве Боллом “Bloodrayne”, DooM выглядит шедевром Феллини. Фильм был настолько чудовищен, что его не спасли ни более-менее известные актеры (Майкл Мэдсен, Мэтью Дэвис и героиня третьего “Терминатора” Кристанна Локен), ни то, что фильм был снят по мотивам отличной игры.

Кесарю - кесарево

В общем, глядя на все это, сам собой напрашивается один-единственный вывод: все-таки, игровая индустрия и кинопроизводство слишком далеки друг от друга, и что-либо стоящее от сотрудничества этих крупнейших индустрий развлечений получается редко.

В ближайшее время нам предстоит убедиться в правоте (или неправоте) подобного рода суждений, когда на прилавках появится компьютерная игра по мотивам фильма Superman Returns, а также фильмы по мотивам игр Max Payne и Metal Gear Solid.

Хочется верить, что и киношники, и игроделы смогут явить миру нечто достойное. Но что-то не верится.