Тачки и болевые точки

Премьеры 15 июня

На этой неделе в прокат выходят мультфильм "Тачки", мелодрама "Мне не больно", драма "Точка" и романтическая комедия "Развод по-американски". Обозреватели журнала Time Out Москва изучали повадки говорящих автомобилей, начинающих ремонтников, проституток и молодых супругов.

Тачки / Cars

Жанр: Мультбасня. Режиссер: Джон Лассетер. США, 2005. 116 мин.

Во время автогонок в Чикаго юный выскочка-чемпион Молния Маккуин, красный болид с рекламой антикоррозийного средства во весь бок, теряет на заключительном кругу два колеса. Усилием воли и высунутого по направлению к финишу языка Маккуин все же заканчивает гонку одновременно с двумя другими фаворитами. Решающее соревнование переносится в Сан-Франциско, но по дороге в Калифорнию спящий Маккуин выпадает из трейлера. Гонщик приходит в себя на штрафной стоянке в Радиатор Спрингс - городке, зарастающем бурьяном и кактусами с тех самых пор, как знаменитая скотопрогонная трасса 66 потеряла федеральное значение. Там порывистого юношу осаживают кадиллак-судья (автоинкарнация Клинта Иствуда) с голосом Армена Джигарханяна, форд-шериф, на котором запросто мог кататься Хэмфри Богарт, фольксваген-пацифист, тягач-деревенщина, пара фиатов и очаровательная городская штучка, порше по имени Салли Карера. Все вместе они сделают из талантливого задаваки настоящего спортсмена - такого, для которого уважение к старшим важнее каких-то там кубков.

Пиксаровские "Тачки" - основной конкурент "Лесной братвы" студии Dreamworks. Но конкурент странный. "Братва" - кино, безусловно, для всех, "Тачки" же для тех, кто понимает, почему эпитет "двухцилиндровый" - оскорбление. Приятно, что тупое противостояние двух студий, идущее со времен "Немо" и "Подводной братвы", закончилось. На мохнатых ежей Кэрри Киркпатрика основатель "Пиксара" Джон Лассетер отвечает теперь не стайкой веселых чижей, а отполированными до блеска жестянками (которые в своем роде так же совершенны, как удивительно пушное зверье из "Братвы"). Еще приятнее убедиться в том, что российские прокатчики анимации наконец-то догадались о решающей роли актеров озвучания. Теперь голоса хотя бы главных героев обрели не только выражение, но и характер.

Осталось дождаться, когда очередь дойдет и до второстепенных персонажей, особенно тех, которые представляют различные нацменьшинства. А то, знаете, становится как-то неловко, когда и персидские коты, и итальянские мотороллеры говорят по-русски, словно депутаты латвийского сейма.

Василий Корецкий, Time Out Москва

Мне не больно

Жанр: Бригадный романс. Режиссер: Алексей Балабанов. В ролях: Рената Литвинова, Александр Яценко, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Инга Оболдина-Стрелкова, Валентин Кузнецов, Сергей Маковецкий. Россия, 2006. 100 мин.

К бледной эксцентричной особе (Рената Литвинова), занимающей просторное помещение в самом центре Санкт-Петербурга, вваливается бригада строителей и предлагает провести капремонт: тут снести перегородку, там арку прорубить, а здесь для пущего шика брызнуть на стену зеленое пятно. Выглядят ремонтники так, что им было бы страшно доверить даже сооружение фанерного туалета на дачном участке. Один (Дмитрий Дюжев) недавно дембельнулся из ВДВ. Второй (Александр Яценко) - неумеха-интеллигент. Следом за работягами ходит молчаливая девушка-архитектор (Инга Оболдина-Стрелкова) и смотрит недобрым глазом - у нее дефект не то психики, не то речи, из-за которого она гавкает на людей. Хозяйку квартиры, однако, внешность строителей не смущает, она просит подготовить эскизы. А также находит новые подряды, спит с тем рабочим, что поприличнее, и даже знакомит его со своим новорусским спонсором (Никита Михалков).

Смотря эту феерическую картину, необходимо держать в голове фильмографию Алексея Балабанова - режиссера сверхпопулярного и, видимо, самого последовательного из современных русских. С конца 90-х Балабанов занимается, по-хорошему тем, что входит в задачи Госдумы и минкульта. А именно: формулирует русскую национальную идею. По Балабанову, сила России скрыта не в нефти, а в братстве. И чтобы выжить, страну не проспать и сохранить национальную идентичность, русскому человеку нужно блюсти всего несколько правил: своих не бросать ("Брат"), чужих бить ("Война"), ну, и от грязной работы не увиливать ("Жмурки"). Сперва Балабанов свое кредо с блеском иллюстрировал криминальным материалом. Но, видимо, слегка зарапортовался и теперь ищет новые формы. Его прошлогодние "Жмурки" номинально были комедией, а "Мне не больно" по всем реестрам так и вовсе проходит как мелодрама. Хотя, что это, черт возьми, за мелодрама, в которой Никита Сергеевич Михалков появляется в полосатых семейных трусах, центровое романтическое свидание совмещено с Днем десантника, а решающий поцелуй нацелен Литвиновой в попу? Не поддавайтесь на навязанные прокатчиками клише: "Мне не больно" - история не любви, но бригады (подрядчиков). Все по-мужски, по-балабановски.

Кирилл Алехин, Time Out Москва

Точка

Жанр: Ненормативное кино. Режиссер: Юрий Мороз. В ролях: Дарья Мороз, Виктория Исакова, Анна Уколова, Михаил Ефремов, Михаил Горевой, Леонид Окунев. Россия, 2006. 92 мин.

Летом 2002-го три девушки неопределенного возраста (младшей якобы 18, старшей около 30) отсыпаются в антисанитарной бытовке на Рижском вокзале и ждут результатов чемпионата мира по футболу: пока Россия не вылетит из турнира, все мужчины будут "сидеть на ящике", и на работу можно не выходить. Девушки трудятся на панели, куда попали по схожим маршрутам. Одну (Анна Уколова) в детстве насиловал отчим, а впоследствии - его сын. Другую (Виктория Исакова, жена режиссера Юрия Мороза) накачали спиртным бомжи и сдавали внаем по 500 рублей за подход. Третья (Дарья Мороз, дочь Мороза) росла в нищей провинции, в ненависти и буквально в дерьме, с младых ногтей стояла на "точке" для дальнобойщиков; переезд в Москву для нее стал удачным карьерным скачком.

От "Точки", как когда-то от "Бумера", отказались крупные киносети, поэтому ее крутят всего на 10 экранах в стране. Для фильма, где в камео задействованы Михаил Горевой (опасный клиент) и Михаил Ефремов (интеллигентный клиент), а за кадром звучат радиохиты певиц Елки и Светланы Сургановой, это вообще-то мало. К тому же по части спецэффектов "Точка" вполне сравнима с "Дневным дозором" - Дарья Мороз, шкрябающая лысой головой по асфальту, будет похлеще сбежавшего с ВВЦ чертова колеса.

Шарм этого фильма не в сексуальности (стыдно сказать, но в кино о проститутках нет ни намека на эротические сцены). А в той въедливости, с которой режиссер препарирует быт российских людей. К ним у Юрия Мороза (когда-то он снял последний советский боевик "Подземелье ведьм", а также первые три сезона "Каменской") нет ни любви, ни сочувствия, ни жалости, а только репортерский интерес. Как и чем они промышляют? Как попали в профессию? Каковы планы на будущее? В итоге Мороз дает полный расклад: почем в 2002-м был фальшивый паспорт ("вообще-то 1500 долларов, но тебе устрою за 1000"), сколько можно было скопить за пару лет напряженной работы (12 200 долл.), какие были расценки на открытие своего притона в Москве (10 000 долл. сразу, далее 5000 долл. ежемесячно). Как видите, кино очень коммерческое.

Кирилл Алехин, Time Out Москва

Развод по-американски / Break-up

Жанр: Веселые склоки. Режиссер: Пейтон Рид. В ролях: Дженнифер Энистон, Винс Вон, Винсент Д'Онофрио. США, 2006. 110 мин.

Гари (Винс Вон) и Брук (его подружка Дженнифер Энистон) встретились на бейсбольном матче. Он был привлекателен, она - чертовски привлекательна, так что между ними закрутилось то, что и должно закрутиться в американской романтической комедии средней руки. Только зрителям этого решили не показывать.

Все начинается два года спустя: парочка сожительствует в приятном кондоминиуме, а в отношениях назрел конфликт. Ведь Гари - настоящий мужлан, страстный болельщик и заядлый геймер, а Брук - тонкая натура, искусствовед. Брук готовит ужин, а Гари думает, как бы впихнуть в квартирку бильярдный стол.

Из таких ситуаций получаются самые разные фильмы. Взять хотя бы "Войну супругов Роуз", где передел имущества вылился в крошечную войну, или недавнюю "Бейсбольную лихорадку", где знакомство на бейсболе принесло более внятные романтические дивиденды. Проблема "Развода по-американски" в простецком сценарии, который дебютанты Гарелик и Лавендером состряпали в соавторстве с артистом Воном и который можно, в общем-то, пересказать одной фразой - "он любит пиво, она любит балет". Впрочем, банальность сюжета не отпугнула американцев - за первый же уикенд фильм заработал 40 млн долл. Потому что Винса Вона и Дженнифер Энистон любят - как вместе, так и по отдельности.

Василий Степенов, Time Out Москва