Бывшему главному редактору "Парламентской газеты" Петру Котову нашли новое место работы. Теперь он будет отвечать за имидж "Роснефти". Невозможно логически объяснить, зачем нефтяной компании потребовался менеджер, который не справился с аналогичными обязанностями на предыдущей работе. Зато все встает на свои места, если вспомнить, что Котову покровительствует председатель Госдумы Борис Грызлов.
Как сообщает российская пресса, приказ о назначении бывшего главного редактора "Парламентской газеты" Петра Котова директором департамента информации и рекламы "Роснефти" был подписан во вторник. Президент нефтяной компании Сергей Богданчиков поставил свою подпись под документом перед отлетом в Лондон, где сейчас принимаются заявки от инвесторов на покупку акций компании. По информации "Времени новостей", Котов уже зачислен в штат, однако представить трудовому коллективу нового руководителя планируется только в четверг. В "Роснефти" бывшему главному редактору предстоит воплощать в жизнь обещания "Роснефти" по превращению компании в прозрачную и информационно открытую.
Несмотря на то что у Котова нет опыта работы на аналогичной должности в крупной компании, нельзя сказать, чтобы пиар был для него совершенно чуждой областью. Забота об имидже входила в его обязанности на прошлом месте - в "Парламентской газете", издаваемой Федеральным Собранием. И все-таки назначение Котова в крупную нефтяную компанию не может не вызывать вопросов.
У "Роснефти" неважный имидж, который неплохо бы поправить. В чем только ни обвиняли западные СМИ российскую компанию весь последний месяц, пока она готовилась к IPO. Ее называли структурой "под тотальным контролем государства", "плохо управляемой компанией" и даже "карточным домиком" из "краденных активов". Чтобы остановить или хотя бы ослабить этот поток негатива, нужен профессионал экстракласса, которым явно не является Котов.
В течение трех лет, пока он возглавлял "Парламентскую газету", она продолжала оставаться изданием, о котором все знают, но которое никто не читает. Не в восторге от издания были даже парламентарии. Говорят, что у спикера Совета Федерации Сергея Миронова неоднократно возникали претензии к качеству газеты, однако вплоть до недавнего времени он их публично не высказывал. А две недели назад сорвался.
На заседании верхней палаты российского парламента 23 июня он потребовал уволить Котова. Претензии к журналисту возникли после публикации в номере "Парламентской газеты" за 22 июня статьи "Локотьская альтернатива", в которой рассказывалось об "успешном опыте" местного самоуправления в годы фашистской оккупации на территориях Брянской и Курской областей. По мнению Миронова, автор этой "гнусной" статьи оправдывает фашистскую оккупацию СССР.
Требование Миронова некоторые наблюдатели, а вместе с ними и ряд российских СМИ преподнесли как очередную атаку на свободу слова. Однако в этом случае такая трактовка событий едва ли оправдана. Миронов вмешался в работу "Парламентской газеты" не как представитель власти, а как один из ее учредителей. Веской следует признать и причину увольнения: Котов опубликовал материал, который поставил под сомнение позицию парламента по такому серьезному вопросу, как оккупация СССР фашистской Германией. Едва ли улучшило имидж Совета Федерации и обвинения в наступлении на свободу слова, которые посыпались на верхнюю палату в связи с отстранением Котова.
В еще более дурацкой ситуации Миронов мог оказаться, если бы Грызлов отказался поддержать коллегу по Федеральному собранию (главный редактор "Парламентской газеты" увольняется совместным решением верхней и нижней палат). Между тем эксперты считали такое развитие событий вполне возможным. По информации "Коммерсанта", назначение нового главного редактора "Парламентской газеты" в 2003 году проллоббировал лидер единороссов Борис Грызлов, помощником которого в 2000 году работал Котов. Однако Грызлов не стал усугублять парламентский кризис и на прошлой неделе заявил об отставке проштрафившегося журналиста, чем сильно удивил редакцию "Парламентской газеты". Как объяснил Грызлов, Котов сам написал заявление об увольнении, правда, в редакции продолжали считать его своим главным редактором.
Новое назначение свидетельствует о том, что даже после скандала журналист не лишился поддержки сверху. Очень трогательно, что единороссы не бросают "своих", но насколько это оправдано в данном случае? Посчитали ли в государственной компании, во сколько ей обойдется отсутствие грамотного пиара?
Владимир Моторин