Мир
23:31, 26 сентября 2006

Смена караула Новый японский премьер продолжит дело Коидзуми

Андрей Кузнецов

Новым главой японского правительства утвержден Синдзо Абэ. В свои 52 года он стал самым молодым премьер-министром страны за последние 65 лет. Кроме того, он является первым представителем поколения, родившегося после Второй мировой войны. Пост премьера был фактически гарантирован Абэ после того, как он стал председателем правящей в Японии Либерально-демократической партии, выиграв выборы при помощи своего предшественника на обоих постах Дзюнитиро Коидзуми.

ЛДП имеет большинство в двухпалатном японском парламенте, поэтому утверждение Абэ на пост главы кабинета министров было формальностью. Сразу после своего назначения новый премьер представил состав своего кабинета, в котором прежний пост сохранил только министр иностранных дел Таро Асо.

Отец нынешнего премьера занимал должность главы МИД в одном из прежних правительств, и Синдзо Абэ работал у него секретарем. С 1993 года он четыре раза избирался в парламент от ЛДП, но настоящий взлет его политической карьеры начался четыре года назад, когда Абэ удалось договориться о возвращении японцев, похищенных северокорейскими спецслужбами в 1970-х и 1980-х годах.

На свою прежнюю должность генерального секретаря правительства Абэ назначил одного из своих ближайших помощников Ясухиза Сиодзаки, который в кабинете Кодзуми был первым заместителем министра иностранных дел. Еще одним примечательным назначением, по мнению наблюдателей, является возвращение на пост министра обороны Фумио Киума, который некогда уже работал в этой должности.

Остальные назначения менее красноречивы, и пока трудно оценить в каком направлении будет работать новая японская администрация. В пятницу, 29 сентября, Абэ должен будет выступить с программной речью, в которой расскажет, каким образом он собирается выстраивать внутреннюю и внешнюю политику в ближайшее время.

Впрочем, значительных изменений ожидать не приходится. В ходе партийных выборов Абэ четко дал понять, что он намерен придерживаться того же курса, что и Коидзуми. Во внутренней политике правительству Абэ, придется прежде всего выправлять экономическое положение. Новый глава кабинета уже обнародовал свой план сократить госрасходы и выплатить государственный долг, который является максимальным среди развитых стран, не увеличивая налоги. Кроме того, за ближайшие четыре года правительство намерено удвоить приток иностранных инвестиций.

Одной из главных задач нового кабинета станет подготовка страны к изменению конституции, согласно которой японские вооруженные силы не имеют право применять оружие за пределами страны. Консервативные японские политики утверждают, что это является препятствием для полноценного участия Национальных сил самообороны в международных миротворческих миссиях, что идет вразрез с желанием Японии получить место постоянного члена Совета безопасности ООН.

Дзюнитиро Коидзуми. Фото Reuters
Lenta.ru

В области внешней политики ожидается, что Абэ постарается улучшить отношения с Китаем и Южной Кореей, которые резко выступали против регулярных посещений прежним премьером Коидзуми синтоистского храма Ясукуни, где захоронены японские военачальники времен Второй мировой войны, объявленные военными преступниками.

Вскоре после своего назначения премьером Абэ подтвердил, что он стремится организовать встречу на высшем уровне с китайским руководством, чтобы обсудить насущные двусторонние проблемы. В Южной Корее также выразили надежду, что новая администрация предпримет шаги, направленные на нормализацию отношений между двумя странами.

В то же время мало кто ожидает сближения позиций Москвы и Токио по территориальной проблеме. Известно, что Абэ занимает жесткую позицию в отношении Южных Курил, которые в Японии именуют Северными территориями и считают незаконно захваченными Советским Союзом. Вместе с тем эксперты полагают, что мнение о каком-либо особом антироссийском настрое нового премьера является преувеличенным.

Посол России в Японии Александр Лосюков отмечает, что, по его мнению, Япония продолжит добиваться решения территориальной проблемы, оставаясь на прежних позициях, то есть, требуя от России возвращения всех четырех островов Малой Курильской гряды. О том, что, скорее всего, подвижек в этом вопросе не предвидится, свидетельствует и то, что глава МИД Таро Амо сохранил свой пост.

Дополнительным фактором, который может осложнить отношения между Россией и Японией, может стать задержка с реализацией энергетического проекта "Сахалин-2", в котором участвуют крупные японские концерны Mitsubishi и Mitsui, имеющие 45-процентную долю в компании Sakhalin Energy.

В середине сентября у этой компании, являющейся оператором проекта, под нажимом Генпрокуратуры РФ было отозвано положительное заключение экологической экспертизы, что грозит зарубежным инвесторам дополнительными многомиллиардными вложениями. В связи с этим Абэ незадолго до своего избрания премьером заявил, что подобное развитие событий "неминуемо окажет негативное воздействие на весь комплекс отношений с Россией".

Резких перемен в отношениях Москвы и Токио ожидать не стоит, если только не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, например, крупного столкновения между российскими пограничниками и японскими рыбаками. Так что здоровый консерватизм нового японского кабинета, является скорее благом, поскольку исключает элемент непредсказуемости.

< Назад в рубрику