В российскую Госдуму поступило обращение парламентариев Северной Осетии с призывом признать "геноцид осетинского народа со стороны военно-политического руководства Грузии". Речь идет о событиях 1920 года, а также и 1989-92 годов. В начале XX века правительством меньшевистской Грузии были уничтожены или изгнаны тысячи осетин, проживавших к югу от Главного кавказского хребта, напоминают депутаты.
Кроме того, после включения Южной Осетии в состав Грузинской ССР проводилась политика насильственной картвелизации, что, в частности, выражалось, в принудительной замене осетинских фамилий на грузинские и введении грузинского алфавита вместо кириллического для осетинского языка. Ранее парламент Южной Осетии опубликовал документ, согласно которому в 1920 году в регионе были уничтожены от 6 до 8 процентов всех осетин.
Второй этап геноцида, считают североосетинские депутаты, связан с конфликтом 1989-92 годов, в ходе которого "погибли свыше 3 тысяч мирных осетин, около 300 пропало без вести, свыше 100 осетинских сел были сожжены, более 40 тысяч человек стали беженцами в России".
Перечисленные факты в парламенте Северной Осетии трактуют как проявления геноцида в отношении граждан Грузии осетинской национальности, которые подпадают под действие конвенции ООН 1948 года "о предупреждении преступления геноцида и наказании за него".
Из всего вышеперечисленного парламентарии делают вывод о том, что "югоосетины считают себя россиянами, а Россию - единственным гарантом своей безопасности". Госдуму РФ также просят принять "все предусмотренные законом меры по доведению до сведения мирового сообщества" информации о геноциде осетинского народа со стороны грузинских национал-экстремистов.
В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
В руководстве Северной Осетии планируют вслед за принятием обращения организовать серию пиар-акций. С их помощью россиянам и европейцам расскажут об "истинном положении вещей" в конфликтном регионе и объяснят, "почему осетины не хотят быть с Грузией", пишет газета "Коммерсант".
В Госдуме с осторожностью отнеслись к североосетинской инициативе. Анонимный член фракции "Единая Россия" отметил, что обращение будет рассмотрено в предусмотренном регламентом порядке, и предположил, что ввиду особой политической значимости вопроса его решение будет приниматься не комитетом Госдумы по международным делам, а на уровне президиума фракции.
Тема геноцида осетин со стороны Грузии уже не впервые поднимается югоосетинским руководством. И каждый раз официальный Тбилиси отвергает обвинения в этом преступлении. "Вся история наших взаимоотношений говорит о том, что пребывание в Южной Осетии в едином государстве с Грузией грозит нашему народу геноцидом", - заявил 21 октября лидер непризнанной республики Эдуард Кокойты. Он обвинил руководство Грузии в "националистической и фашистской идеологии" и подтвердил, что в Цхинвали будут добиваться объединения с Северной Осетией и вхождения в состав России.
Факт признания геноцида имеет еще и вполне конкретное денежное исчисление. Весной этого года полномочный представитель Южной Осетии в России Дмитрий Медоев оценил нанесенный осетинам ущерб в 18 миллиардов долларов. По его словам, югоосетинский парламент, который ранее принял декларацию от геноциде осетинского народа и направил ее членам ОБСЕ, в северокавказские республики и в Москву, в перспективе намерен обратится в Международный суд в Гааге с соответствующим иском.
Наказуемы следующие деяния: а) геноцид; b) заговор с целью совершения геноцида; с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; d) покушение на совершение геноцида; е) соучастие в геноциде.
В свою очередь, председатель комитета по международным делам в парламенте Грузии Константин Габашвили подчеркнул, что именно грузины - представители титульной нации - стали в Южной Осетии объектом репрессий. В Тбилиси настаивают на том, что если геноцид и был, то в отношении грузин со стороны осетин. Глава МИД Грузии Гела Бежуашвили со своей стороны счел необходимым напомнить, что в Абхазии жертвами этнических чисток при поддержке России стали 280 тысяч грузин, которым до сих пор не позволяют вернуться домой.
Впрочем, некоторые политики в Тбилиси готовы признать, что обе стороны допустили массовые нарушения прав человека. Например, по словам депутата грузинского парламента Левана Бердзенишвили, "против осетин велась этническая чистка по всей стране". Но "то же самое происходило в отношении грузин в Южной Осетии", добавляет он.
Активизация политической деятельности юго- и североосетинских политиков связана с приближением 12 ноября, когда в регионе пройдут президентские выборы и референдум о независимости, уже объявленные в Тбилиси нелегитимными.
В обеих Осетиях вопрос о геноциде рассматривают как краеугольный камень аргументации в пользу независимости Цхинвальского региона от Грузии. Во Владикавказе полагают, что признание факта геноцида "может оказаться решающим шагом в признании независимости Южной Осетии мировым сообществом".