Россия
22:32, 16 ноября 2006

Дискомфортные мигранты Иностранцам в России запретят торговать на улицах и собираться вместе

Андрей Кузнецов

На взаимоотношения между мигрантами и местными жителями влияет сочетание трех факторов: экономический, социо-культурный и количественное соотношение коренного населения и приезжих. Российские власти, наконец, осознали, что попытка пустить на самотек миграционные процессы неизбежно приводит к росту социальной напряженности и проявлениям межэтнической розни, ярким примером чего стали недавние события в Кондопоге.

Замглавы профильного ведомства, Федеральной миграционной службы России, Вячеслав Поставнин в интервью газете "Время новостей" подробно рассказал о том, какие меры для исправления ситуации собираются предпринять российские власти, а также привел статистические данные, которые свидетельствуют о непростой ситуации в этой сфере.

Поставнин напомнил, что с 15 января 2007 года в силу вступит новое миграционное законодательство, по которому региональным властям и федеральному правительству будет предоставлено право в случае необходимости вводить квоты для трудовых мигрантов из стран СНГ, с которыми у России существует безвизовый режим. При этом будут учитываться такие параметры, как профессия, квалификация и гражданство мигрантов.

По оценкам ФМС, в России при ее 150-миллионном населении трудится около 10-12 миллионов иностранцев, причем семь миллионов из них работают нелегально. В настоящее время 40 процентов приезжих заняты в строительстве, еще 20 процентов занимаются оптовой и розничной торговлей, а остальные распределены по различным отраслям промышленности и сельского хозяйства.

Замглавы ФМС признал, что в отдельных регионах происходит выдавливание коренного населения из определенных сфер деятельности, что приводит к росту напряженности. По мнению Поставнина, именно поэтому в миграционной политике следует учитывать не только экономический аспект, но и фактор межнациональных отношений.

Необходимость привлечения в Россию высококвалифицированных кадров наталкивается на сложности с проверкой квалификации и профпригодности мигрантов до момента их прибытия к месту работы. Поставнин объясняет это большим количеством фальшивых дипломов в ближнем зарубежье, подлинность которых сложно проверить. Поэтому ФМС предлагает при установлении квот для трудовых мигрантов ориентироваться на уровень их зарплат, благодаря чему можно будет регулировать число иностранных работников в зависимости от уровня их дохода.

При этом в ФМС отмечают, что запрашиваемые регионами квоты зачастую не отвечают реальной потребности, и в некоторых случаях их следует увеличить в десять раз. Например, Москва ежегодно запрашивает квоты на 100 тысяч мигрантов, Санкт-Петербург - примерно 50 тысяч, а весь Дальний Восток, для сравнения, всего 15-20 тысяч.

С другой стороны, поясняет Поставнин, неконтролируемая трудовая миграция ведет к деформации внутреннего рынка труда, так как мигранты, которые за меньшие деньги готовы работать не по нормам Трудового кодекса, являются для работодателей более выгодной рабочей силой, лишая рабочих мест коренных жителей.

Кроме ФМС, которая лишь контролирует миграционные потоки, этим вопросом занялось и российское правительство. В частности, с 1 января 2007 года, иностранным гражданам будет запрещено работать в сфере розничной торговли алкоголем и лекарствами. Более того, с 1 апреля следующего года начнется вытеснение иностранцев из розничной торговли вообще. По словам премьер-министра Михаила Фрадкова, к концу 2007 года, вся розница, включая рынки и уличные киоски, будет очищена от иностранных работников.

Поскольку в постановлении правительства ничего не говорится об ограничении прав собственности, скорее всего, расчет делается на то, что мелкий и средний торговый бизнес, контролируемый иностранцами, будет укомплектовывать штат работников не родственниками и земляками, а российскими гражданами. Между тем, это практика в России уже достаточно широко распространена, особенно в мелкорозничной торговле, где в торговых точках, принадлежащих гражданам СНГ, работают в основном местные жители, что позволяет снять межнациональную напряженность.

Активизация властей в области регулирования рынка труда во многом связана с резкой критикой, которой подверг эту сферу Владимир Путин в ходе своего ежегодного телевизионного общения с народом. В частности, президент потребовал "отрегулировать" присутствие на рынках иностранных работников, усилив ответственность администрации за нарушение миграционных правил.

В ответ на критику Министерство экономического развития выступило с инициативой о введении квот для россиян, которым должно быть предоставлено не менее 20 процентов рыночных площадей. Однако, как видно, правительство пошло еще дальше, и, согласно принятому Фрадковым постановлению, в течение года иностранцы будут полностью изгнаны с рынков.

Между тем некоторые эксперты полагают, что предлагаемые правительством меры не дадут ожидаемого эффекта. По мнению директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимира Гимпельсона, проблема заключается в том, что российская экономика генерирует низкокачественные рабочие места, на которые не претендуют россияне. По его данным, доля занятых в неформальном секторе экономики растет с каждым годом и достигла в 2005 году 18,5 процента от всех работников, в то время как крупные и средние компании сокращают численность вакансий. Гимпельсон также подчеркнул, что не следует смешивать миграционную политику и предлагаемые изменения в розничной торговле.

Общая квота иностранных работников на следующий год установлена в размере шести миллионов человек для граждан стран, с которыми у России существует безвизовый режим, и в 300 тысяч - для всех остальных. Однако демографы предупреждают, что Россию в ближайшее время ожидает естественная убыль трудоспособного населения на фоне старения трудовых ресурсов.

Неумелое квотирование внешних миграционных потоков может привести к возникновению дефицита малоквалифицированных, и как следствие низкооплачиваемых, работников в ряде отраслей, прежде всего, в коммунальном хозяйстве и строительстве. Кроме того, изгнание иностранцев с рынков может также обернуться ростом социальной напряженности, так как услугами этих торговых точек пользуются, прежде всего, россияне с низкими доходами. А сокращение мест мелкооптовой и розничной торговли практически неизбежно приведет к росту цен в этом секторе и его криминализации.

Между тем кроме экономических последствий миграционных нововведений ФМС беспокоит и социо-культурная ситуация, складывающаяся в среде трудовых мигрантов. Поставнин в своем интервью отмечает, что местное население начинает испытывать дискомфорт в случае, если численность приезжих, особенно "другой национальной культуры и вероисповедания", превышает в каком-либо районе 20 процентов от общего числа жителей.

В качестве примера замглавы МФС привел окрестности Черкизовского рынка в Москве, где, по его словам, проживает много азербайджанцев, что приводит к оттоку коренного населения. Приставнин отметил, что нельзя позволять иностранцам создавать замкнутые анклавы, поскольку в таких случаях не происходит их интеграция в общество. В результате подобные гетто становятся своеобразными государствами в государстве, а их жители игнорируют законы страны пребывания. К чему это приводит, показал пример парижских бунтов.

Схожая ситуация складывается, по мнению Поставнина, и на Дальнем Востоке, где формируются крупные общины китайцев. Они, так же как турки и вьетнамцы, живут по собственным законам и "создают параллельную инфраструктуру", отмечает замглавы ФМС. Однако, поскольку они не пытаются противопоставлять свою культуру, то и конфликтов с местными жителями у них не возникает.

Из этих примеров можно сделать вывод о том, что поведение национальных общин, по аналогии с индивидуумами, может носить интровертный и экстровертный характер. В первом случае, эти приезжие практически незаметны большинству окружающих, занимают свою определенную экономическую нишу и не вызывают раздражения у автохтонного населения. Появление этнических общин второго типа как раз способствует возникновению межнациональных конфликтов, поскольку в этом случае сталкиваются две разные поведенческие модели.

Наибольшую сложность для властей, скорее всего, представляет то, что все перечисленные выше меры касаются внешней миграции. Но существует еще и внутренняя миграция, которая приводит к возникновению абсолютно тех же проблем. Однако применять какие-либо запретительные меры в отношении граждан собственной страны было бы абсурдно.

< Назад в рубрику