Народный и национальный a la francaise Умер Филипп Нуаре

Филипп Нуаре "всю жизнь писал одну из самых красивых глав в истории кино", - сказал министр культуры Франции Рено Доннедье де Фабр, узнав о кончине знаменитого актера в возрасте 76 лет. Президент республики Жак Ширак назвал Нуаре "гигантом, властелином сцены и экрана, одним из самых выдающихся и обаятельных людей кинематографа". Кроме того, Нуаре был одним из самых узнаваемых и любимых французских актеров в мире, он сам был символом французского кино.

Уроженец Лилля, объехавший ребенком вместе с отцом-негоциантом едва ли не всю Францию, Нуаре подростком оказался в послевоенном Париже. Из лицея его выгнали за неуспеваемость, но родители настояли на том, чтобы сын продолжил учебу, и отдали его в католическую школу ордена ораторианцев. Один из преподавателей, заметив драматическое дарование юноши, не только рекомендовал ему больше заниматься литературой и историей театра, но и приглашал известных драматургов на школьные спектакли с участием Нуаре.

Довольно скоро Нуаре был замечен Жаном Виларом, главным действующим лицом послевоенной французской сцены. Никто иной, как Вилар основал Авиньонский театральный фестиваль и Национальный Народный театр (Theatre National Populaire, TNP). Вот в TNP и поступил Филипп Нуаре. Он до конца жизни с теплом и признательностью вспоминал семь лет работы с Виларом, вернувшим массовую публику в театры. На той, еще в 1950-е годы накопленной энергии TNP до сих пор функционирует и развивается современная театральная жизнь Франции.

В TNP Нуаре познакомился с актрисой Моник Шометт, своей будущей женой. Они сыграли свадьбу в 1962 году, и для обоих этот брак оказался первым и единственным: Моник была у его смертного одра до конца. Филипп Нуаре вообще отличался постоянством: он жил в одном и том же доме 30 лет, курил по две сигары в день на протяжении полувека и столько же лет не изменял актерскому ремеслу.

В 1956 году, то есть в разгар работы в TNP, Нуаре впервые сыграл в кино: он снялся у одной из виднейших представительниц французской "новой волны" Аньез Варда в фильме "La Pointe-Court". По прошествии четырех лет Луи Маль пригласил актера к себе в картину "Zazie dans le metro" ("Зази в метро"), которая и сделала Нуаре знаменитым.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Nuovo cinema paradiso" с сайта gonemovies.com

Lenta.ru

Считается, что до роли у Марко Феррери в "Большой жратве" (1973) Нуаре практически не был известен за пределами Франции, но это заблуждение. Актер был дружен с Хичкоком: помимо работы над фильмом "Топаз" (1969) их связывала общая страсть: любовь к гастрономии, они регулярно обменивались изысканными подарками. Великий режиссер как-то остановил съемки сцены "Топаза", чтобы поинтересоваться у Нуаре, хорош ли был амьенский паштет, присланный актеру накануне.

Рослый и массивный, Нуаре до сорока лет играл людей старше себя. Он вспоминал, что как-то ему досталась роль отца Жерара Филиппа (а Филипп старше Нуаре на восемь лет). Запоминающаяся внешность, казалось бы, обрекала его на характерные роли, но он избежал этой участи и сыграл десятки полярных по духу персонажей - от генералов и полицейских до поэтов и мечтателей. Он охотно соглашался на роли второго плана, если сценарий ему нравился, и картины от этого только выигрывали. Достаточно вспомнить ту же "Войну Мерфи" Питера Йейтса, которая могла бы остаться блестящей монологической работой Питера О'Тула, если бы не Нуаре.

На родине Нуаре любили, хотя наград у него мало - всего два "Сезара" и еще три номинации. Одного "французского Оскара" актер получил за роль в "Старом ружье" ("Le Vieux fusil") Робера Энрико, второго - за "Жизнь и ничего больше" ("La Vie et et rien d'autre") Бертрана Тавернье. На Берлинском кинофестивале была отмечена роль Нуаре в фильме "Старая дева" Жан-Пьера Блана, итальянцы дважды вручали ему своего "Оскара" - "David di Donatello", англичане отметили Нуаре премией BAFTA за роль в фильме "Кинотеатр "Парадизо" ("Nuovo cinema Paradiso") режиссера Джузеппе Торнаторе. Вот, собственно, и все его награды. К счастью, этим заслуги Нуаре перед кино не исчерпываются. Он был абсолютно узнаваемым и при этом очень разным в каждом своем появлении на экране на подмостках. Крупный, вальяжный, галантный, ироничный, способный на любые эмоции перед камерой или на сцене, он был олицетворением французского кинематографа: может быть, не таким миловидным, как Ален Делон, суровым, как Жан Габен, комичным, как Бельмондо, но зато по-настоящему национальным, как поэт Сирано де Бержерак. Филиппу Нуаре очень подошла бы эта роль: "Он был поэтом, но поэм не создал!.. Но жизнь свою зато он прожил, как поэт".

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше