Глава МИД Японии Таро Асо, выступая на заседании комиссии по иностранным делам нижней палаты парламента, предложил разделить поровну с Россией южную часть спорных Курильских островов. Это заявление чиновника расценили как "поворот" в позиции японских властей, которые раньше требовали вернуть все острова южнокурильской гряды без каких-либо уступок. Однако вскоре внешнеполитическое ведомство страны выступило с официальным заявлением, в котором иницатива Таро Асо была представлена как частное мнение.
Спорными островами Курильского архипелага японцы считают Кунашир, Шикотан, Итуруп и группу необитаемых островов Хабомаи. Все они, как известно, отошли Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны. Однако японская сторона настаивает на том, что острова были "незаконно оккупированы". Продвинуться в решении вопроса о спорных территориях двум странам не удается на протяжении вот уже пятидесяти лет.
В чем же суть идеи главы японского МИДа? Таро Асо предложил считать не количество островов (в общей сложности - четыре, если объединить маленькие островки гряды Хабомаи), а их площади. "Если мы разделим Южные Курилы пополам, то Япония получит 25 процентов Итурупа и три оставшихся острова", - заявил он. Дело в том, что другие 75 процентов острова Итуруп (самого большого в Курильском архипелаге), которые, по мысли Асо, должны отойти России, по площади равны всем остальным островам южнокурильской гряды.
Таким образом, считает японский министр, будут учтены интересы двух стран. Асо уверен, что подобный раздел не будет противоречить прежним требованиям Японии о возвращении четырех островов, так как граница с Россией пройдет по Итурупу и, в целом, японцы получат то, чего хотят. "Если мы будем продолжать спорить о том, кому отойдут "два острова", "три острова" или "четыре острова", и не будем учитывать их реальный размер, то такие дискуссии нас никуда не приведут. В переговорах следует учитывать реальное положение дел", - подчеркнул глава МИДа Японии.
Таро Асо коснулся и сроков решения вопроса о спорных территориях. Он заметил, что его необходимо решить (или хотя бы существенно в нем продвинуться) до мая 2008 года, пока в России не сменился лидер. "Политические позиции российского президента Владимира Путина очень сильны, а сам он выражает готовность решить территориальную проблему. Необходимо приложить все усилия, чтобы проблема сдвинулась с мертвой точки в период его нахождения в должности", - сказал министр.
Однако он сразу же подчеркнул, что высказывает только личное мнение, а не официальную позицию правительства. Эти слова Асо, видимо, никто не услышал, так как ведущие газеты Японии расценили предложение министра "поделить поровну" Южные Курилы как признак "отхода Токио от прежней позиции". Однако японское Министерство иностранных дел поспешило успокоить общественность, отметив, что глава МИДа "не выступал от имени правительства".
Официальный представитель внешнеполитического ведомства Нориюки Сиката заявил, что слова Асо были неверно истолкованы. "Они были поданы не с тем нюансом, который имелся в виду. Министр Асо хотел в первую очередь подчеркнуть, что обе стороны прилагают сейчас усилия к поиску взаимоприемлемого способа разрешения вопроса", - отметил чиновник.
По словам Сикаты, правительство Японии "занимает серьезную позицию в интересах поиска подходящего для обеих сторон метода разрешения проблемы, основываясь на достигнутых до сих пор договоренностях и документах", а заявление главы МИДа Таро Асо было сделано "на базе именно такой прежней позиции". Другими словами, официальные японские власти представили заявление руководителя внешнеполитического ведомства в качестве частного мнения. Однако из всего этого не следует, что предложение Таро Асо было полностью дезавуировано.
Как было подчеркнуто в заявлении МИДа Японии, слова Таро Асо "не были конкретным предложением правительства". Очевидно, что министр решил "обкатать" идею, как это часто бывает, предоставив ее на суд как японской общественности, так и российских политиков. Нельзя с уверенностью говорить о том, что выступление Асо было санкционировано премьер-министром Синдзо Абэ. Однако вряд ли он не знал, что в МИДе выработан "компромиссный" для Японии подход в решении вопроса спорных территорий.
Неназванный представитель правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии заявил РИА Новости о том, что Абэ, может быть, заранее и не знал о намерении Асо сделать подобное заявление. "Однако в целом премьер поддерживает стремление министра в его поисках новых решений, сколь бы экстравагантными они иногда ни казались". "Нынешняя ситуация в переговорах по территориальной проблеме почти тупиковая, и необходимость искать новые пути очевидна", - подчеркнул он.
Правда, правительство в данном случае оказалось в довольно неоднозначной ситуации. Возможность уступок России в территориальном споре может быть болезненно воспринята среди японцев, которых власти на протяжении многих лет убеждали в важности возвращения всех Южных Курил. С другой стороны, популярность правящей партии снижается из-за отсутствия прорывов во внешней политике, и в частности, какого-либо прогресса в переговорах с Россией по вопросу "северных территорий".
Источники в ЛДП утверждают, что заявление Асо "отражает общее желание страны как можно скорее решить спор с Россией". А в главной оппозиционной Демократической партии Японии в свою очередь уверены, что "даже разделенные надвое четыре острова будут все же восприниматься, как японская территория".
Стоит сказать, что Таро Асо известен своей "озабоченностью" вопросом спорных Курильских островов. Ранее он заявлял, что "будет настойчиво и последовательно добиваться решения территориального вопроса вне зависимости от того, сколько времени это займет". Кроме того, он намеревался "повышать уровень переговоров по проблеме северных территорий".
Глава японского МИДа отмечал, что решение этой проблемы затянулось. Он напоминал, что бывший премьер-министр Японии Дзюнитиро Коидзуми, известный своей жесткой позицией по Курилам, шесть раз обсуждал эту тему с президентом России Владимиром Путиным. Новый глава японского кабинета министров Синдзо Абэ также затронул ее с Путиным на саммите АТЭС в Ханое, который прошел 17-19 ноября.
Кстати, тогда Путин заявил, что "Россия готова продолжать диалог с Японией по мирному договору и искать приемлемые развязки". Еще раньше российский лидер "выразил готовность пойти на определенный компромисс", предложив вернуться к советско-японской Совместной декларации 1956 года (в этом году отмечается юбилей ее подписания). Согласно документу, Москва в качестве "жеста доброй воли" намеревалась передать Японии после подписания мирного договора острова Шикотан и Хабомаи. Правда, они мало интересуют японцев, так как по территории существенно уступают Итурупу и Кунаширу. Токио требовал отдать все четыре острова, утверждая, что это "дело принципа".
Японские эксперты считают, что новое предложение Таро Асо сделано по принципу "решение 50 на 50". Такой подход был взят за основу при урегулировании российско-китайского территориального спора (в 2004 году Россия и КНР подписали соглашение о разграничении территории в районах острова Большой в верховьях реки Аргунь и островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска, распределив участки земли поровну). Правда, есть сомнения, что правительство Японии согласится на то, чтобы оставить три четверти острова Итуруп под суверенитетом РФ.
Не исключено, что заявление министра иностранных дел Японии было обращено, прежде всего, к России. Оно не обязательно должно свидетельствовать об изменении позиции Токио по этому вопросу, а может лишь указывать на необходимость более активного поиска путей решения и выхода из тупика. В целом, это стремление Таро Асо небезосновательно. Узнав о его предложении вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Олег Морозов заметил, что полностью солидаризируется с позицией российских властей, которая состоит в том, что "мы не обсуждаем никаких территориальных вопросов с Японией, мы считаем, что на сегодняшний день, таких проблем нет".
Справедливости ради стоит сказать, что предложение Таро Асо вряд ли вызовет отклик у России, так как министр попросил гораздо больше того, чем российская сторона готова пожертвовать ради заключения мира с Японией. Однако и этот шаг японской стороны может свидетельствовать о том, что новый премьер-министр Абэ выбрал более гибкую политику в вопросе "северных территорий" - не в пример своему предшественнику Коидзуми.
Руслан Кадрматов