Полет над таинственным островом

Российская Киноакадемия восстановила здравый смысл

"Остров" Павла Лунгина стал абсолютным триумфатором церемонии награждения главной кинематографической премией России. Шесть "Золотых орлов" вручили создателям картины члены отечественной Национальной академии кинематографических искусств и наук, в очередной раз невольно подтвердив, что руководители российского кинематографа в основном являются обычными чиновниками с типичным отсутствием элементарного здравого смысла.

Нет, с картиной Лунгина все понятно. Это действительно один из самых сильных фильмов прошедшего года, который не только прочно занял давно пустующую нишу камерного драматического кино, но и продемонстрировал неплохие финансовые результаты. Естественный в своем истовстве Мамонов, трогательный Сухоруков, неожиданный Дюжев и с трудом узнаваемый сам Лунгин, в один миг отказавшийся от постмодернизма в пользу притчи о поисках Бога.

Безусловно, фактическое содержание и драматургия фильма может вызывать известные нарекания. Да, не могло быть никакого действующего на крайнем севере монастыря с чудотворными старцами в лучшие годы советской власти. Да, сюжет страдает чрезмерной детективностью, и довольно банальная развязка добавляет ненужного колорита в выдержанное в холодных тонах повествование. Но дело здесь не в исторической адекватности и даже не отдельных режиссерских решениях.

Лунгин представил нам совсем иной тип самоидентификации главных героев, настолько далекий от встречающейся нам в привычной практичной действительности, что это внезапно заставило многих из нас перестать жевать поп-корн. Не всех, конечно, но многих. И "Остров" "пошел", да так, что будучи показан уже после проката по одному из центральных телеканалов, отстал по рейтингу лишь от новогоднего обращения президента России.

Поэтому отечественная киноакадемия лишь зафиксировала несколько очевидных фактов: лучшая главная мужская роль - Петр Мамонов, лучшая мужская роль второго плана - Виктор Сухоруков, лучший сценарист - Дмитрий Соболев, лучший оператор - Андрей Жегалов, (не доживший несколько дней до церемонии), и лучший режиссер - Павел Лунгин. Ну, и конечно, "Золотой орел" как лучшей картине 2006 года.

Странность в другом. Национальная киноакадемия России выбирает лучшим фильмом года "Остров" - решение, как уже говорилось, предсказуемое задолго до финального голосования. А ранее другая ответственная структура - национальный оскаровский комитет, куда входят и некоторые академики, отправляет бороться за Оскар фильм 2005 года - "9 роту", которая благополучно проваливается еще на ранних стадиях отбора за океаном. И это при том, что "Остров" входил в шорт-лист вероятных участников оскаровской "гонки"

Понять логику отечественных руководителей киноиндустрии непросто, вероятнее всего, даже сами они не смогут аргументировано объяснить этот казус. Конечно, можно рассуждать о том, что две эти организации настолько независимы друг от друга и от всевозможных "вертикалей", что их мнение может настолько не совпадать, но, положа руку на сердце, нетрудно оценить объективность такого аргумента. Однако в данном случае это и не особенно интересно. Гораздо важнее то, что была восстановлена справедливость, пусть и с потерей некоторых перспектив.

Надо сказать, что в целом выбор лауреатов "Золотых орлов" не вызывает никаких нареканий. Совершенно заслуженно получила награду Анна Михалкова за лучшую женскую роль в фильме "Связь", не менее убедительна победа Инны Чуриковой, сыгравшей в телесериале "В круге первом", и Олега Янковского, снявшегося в "Докторе Живаго", который в свою очередь был признан лучшим сериалом. Кроме этого, были отмечены художник-постановщик сериала Виктор Юшин и композитор Эдуард Артемьев. Чулпан Хаматова удостоилась награды за лучшую женскую роль второго плана в фильме "Многоточие".

Режиссер Екатерина Михайлова получила "Золотого орла" за лучший анимационный фильм - "Капитанская дочка", который, к сожалению, прошел по стране с куда меньшей помпой, чем очередное псевдоисторическое творение "Князь Владимир". Ну, а лучшим зарубежным фильмом в российском прокате признана картина испанского режиссера Педро Альмодовара "Возвращение". Это, пожалуй, единственный выбор, с которым можно поспорить.

Почетный "Золотой орел" с формулировкой "за выдающийся вклад в развитие мирового кинематографа" был присужден режиссеру Роману Полански, которого, как утверждают участники церемонии, Никита Михалков вынес на сцену на руках.

Теперь киноакадемикам осталось сделать только нормальный сайт в интернете, где хотя бы будет указана структура организации, претендующей на право выдавать главную кинопремию страны, и где список победителей будет доступен, не дай Бог, не в режиме "онлайн", а хотя бы на следующий день.

Ибо неумение или нежелание за четыре года своего существования обеспечить достойную информационную поддержку своей деятельности не свидетельствует в пользу статуса самой организации. В нашей стране и так достаточно таинственных кинематографических структур, которые учреждают свои премии, проводят помпезные награждения, выбирают "нужных" претендентов на международные награды, но оказывают ускользающе малое влияние на судьбу российского кинематографа в целом.

Григорий Злов