В прошедшую субботу политическое лицо "Единой России" вздрогнуло и неуловимо изменилось. Его несколько перекосило в правую сторону. И произошло это не в результате внезапного инсульта, а благодаря вполне рутинным и предсказумым процессам - первая и главная, но уже не единственная партия власти, стремясь дистанцироваться в глазах избирателей от искусственно созданного "левого" конкурента, неизбежно должна была "сползти" из столь же искусственного "центра" вправо и превратиться в некое подобие правоконсервативной партии, выступающей с умеренно-националистических позиций. Правда, с поправкой на российские реалии. К сожалению, реалии эти таковы, что идея русского национализма, до сих пор бывшая уделом маргинальных политических структур, может стать джинном, выпущенным из бутылки.
3 февраля в одном из интеллектуальных штабов "Единой России" - в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) - состоялся "круглый стол" на тему "Формирование российской нации", на котором присутствовала большая группа известных ученых, политиков, политтехнологов и журналистов. На продолжавшемся почти три часа заседании Клуба социально-консервативной политики было объявлено о старте так называемого "Русского проекта "Единой России"".
Руководить проектом будет бывший ведущий "Музобоза", создатель православного телеканла "Спас", идеолог и лидер "Молодой гвардии Единой России" Иван Демидов. А помогать Демидову, как стало известно газете "Ведомости" из источника в партии, будут депутаты Госдумы Андрей Исаев, Павел Воронин, главред православного журнала "Фома" Владимир Легойда и гендиректор телеканала "Московия" Андрей Писарев.
Кроме того, на этом же заседании было принято решение о создании Нового русского политического центра - экспертной партийной структуры, которая и будет заниматься реализацией проекта. "В результате должны быть сформулированы ясные тезисы по национальному вопросу, которые мы используем в избирательной кампании", — сообщил источник издания в аппарате "Единой России".
Как сказано в отчете о "круглом столе", размещенном на сайте партии, цель "Русского проекта" - ответить на сформулированные Демидовым "10 русских вопросов", среди которых: "Россия для русских?", "Что такое русская нация?", "Русский мир. Территория и границы", "Сохранение национальной идентичности в условиях глобализации", "Русские и православие", "Сосуществование религий в России — перспективы", "Русский мир и постсоветское пространство". ""Единая Россия", как партия "путинского большинства", обязана дать свои ответы на эти вопросы", - подчеркивается в отчете о мероприятии.
При этом идеолог "Русского проекта" отметил, что первый вопрос, по сути, главный, и сослался на данные декабрьского опроса ВЦИОМа, согласно которому большинство граждан "готовы поддержать эту идею при условии, что под русскими подразумеваются все граждане России". "Это – стабильный ответ, то есть все здравые люди никогда не вносят в это понятие ничего ни этнического, ни расового, ни националистического", - полагает Демидов. "Появившийся в последние годы термин "русский фашизм", с внедрением которого в массовое сознание мы будем бороться, - это словесная провокация, потому что сами слова "русский" и "фашизм" являются антонимами", - заявил Демидов.
Тут стоит привести данные того опроса, на который ссылается Демидов: лозунг "Россия для русских" в том широком смысле, о котором говорит Демидов (подразумевая под "русскими" всех граждан России, без различия национальности) поддерживает треть (34 процента) опрошенных социологами. Однако четверть опрошенных (23 процента) не возражали бы, если бы идею "национальной однородности" удалось осуществить, "но только в разумных пределах", а ещё 12 процентов считают, что её давно пора реализовать и без всяких ограничений. То есть получается, что 35 процентов респондентов - фактически за "этнические чистки". Неприятие данная идея вызывает лишь у 23 процентов опрошенных, из них 12 процентов аргументируют свою позицию опасениями, что осложнится вхождение России в западное сообщество, и только 11 процентов - тем, что это "настоящий фашизм". При этом жители Москвы и Санкт-Петербурга настроены наиболее радикально, среди них 22 процента считают, что лозунг "Россия для русских" давно пора осуществить, а 21 процент полагает, что русскими могут называться только русские по крови. Так что жизнь несколько жестче той картины, которую рисует идеолог "Русского проекта".
Демидов также пообещал запустить акцию "Русская анкета", в рамках которой и будут, видимо, получены ответы на "10 русских вопросов".
Дискуссия в ходе "круглого стола", если судить по отчету на партийном сайте, да и по газетным статьям, отнюдь не была жаркой - все участники придерживались примерно одного и того же мнения.
Известный тележурналист Михаил Леонтьев, в дополнение к словам Демидова, отметил, что "русский проект может быть только один – общегосударственная, "имперская" идентичность. Мы должны, не копируя империи прошлого, создавать равные возможности для всех граждан и "должны быть привлекательны для постсоветского пространства"".
Член Общественной палаты Алексей Чадаев заявил, что в наше время необходимы "профессиональные русские", которые будут адекватно трактовать понятие национализма и не привязывать его к экстремизму и ксенофобии. По мнению Чадаева, главное - не строить политику по принципу, что "кто не с нами, тот не русский". ""Единой России" надо добиться запрета на такую постановку вопроса", - заявил он.
По мнению телеведущего "Первого канала", журналиста Максима Шевченко, "русский политический проект должен быть доформулирован и защищен политически". Он предложил в качестве главной темы проекта защиту и сохранение русского языка, как главного связующего элемента "русского мира". По его словам, которые приводят "Известия", язык, на котором мы говорим, "стал проектным, то есть перерос этнические рамки - подобно английскому, французскому или испанскому". На русском языке "были сформулированы проекты, перевернувшие мир" (доктрина "Москва - третий Рим" и коммунистическая идеология), и именно он позволяет "увидеть русское в его колоссальном и религиозном разнообразии". Поэтому борьба за него - важнейшая политическая, а не только культурная задача.
А член генерального совета "ЕР", председатель комитета Госдумы по делам СНГ Андрей Кокошин предложил "поставить вопрос о консолидирующей роли великорусского этноса в нашей многоэтнической нации в повестку дня политической жизни России так, как того требует высший интерес страны - ее превращение в современную великую державу". Для начала - "силами фракции "ЕР" в Госдуме сформулировать 20-25 основных параметров, характеризующих нашу национальную культуру", которые мы должны "всячески защищать, отстаивать и продвигать".
Член Совета Федерации, "единоросс" Юрий Солонин напомнил о "гигантской ошибке" 1990-х, когда некоторые национальные автономии вследствие ельцинского "парада суверенитетов" стали фактически государствами внутри государства. В результате сегодня, к примеру, в Адыгее, где 3/4 населения составляют русские, ни один из них не занимает значимого поста в руководстве этого субъекта федерации. Такую ситуацию, характерную и для некоторых других национальных республик, надо менять, а для этого хотя бы начать ее обсуждение на серьезном государственном уровне, заявил Солонин.
Подвел итог дискуссии Андрей Исаев, назвав "Единую Россию" "русской партией".
"Слова "русский", "национализм" сейчас приватизированы и дискредитируются организациями вроде ДПНИ [Движение против нелегальной иммиграции]. Мы хотим вернуть им правильное понимание", — цитируют Демидова "Ведомости".
Те, о ком говорил Демидов, уже тут как тут - так, лидер ДПНИ Александр Белов заявил в интервью РИА "Новый Регион", что позитивно оценивает заявления "Единой России" о начале реализации "Русского проекта". "Это конъюнктурный проект, который наглядно подтверждает, что патриотический курс, выбранный нами четыре года назад, оказался абсолютно верным. Я воспринимаю последние заявления единороссов как свою личную победу", – сообщил лидер ДПНИ, выразив готовность принять участие в дискуссии и заявив, что его нисколько не расстраивает желание представителей партии власти перехватить инициативу в реализации нового "нацпроекта". Он также не преминул сообщить, что представители "Молодой гвардии" некоторое время назад начали с ним консультации, правда не уточнил, какого именно свойства.
А другой "профессиональный русский", лидер Конгресса русских общин (КРО) Дмитрий Рогозин, тоже очень рад такому повороту событий: "Желание партии власти заигрывать с националистическим электоратом говорит о бурном росте популярности русской национальной идеи. КРО приветствует такое перерождение "ЕР", несмотря на то, что мы видим вынужденный и конъюнктурный смысл такой странной метаморфозы", - заявил он по поводу "Русского проекта". "Не отрицаю возможности сотрудничества с "ЕР" по решению русского вопроса в России, но только при условии удаления из партии власти явных русофобов, которыми нашпигована ее думская фракция", - добавил Рогозин.
Видимо, не зря так радуются Белов и Рогозин - на их улице наступил праздник. Решение партии "путинского большинства" разыграть "русскую карту" в качестве электорального проекта не только говорит о внутренних и внешних изменениях в партии, о смене баланса сил на политической сцене страны, об умонастроениях, царящих среди ее населения, но и выводит русскую национальную идею из "подполья" на широкие политические просторы, легализует ее, делает вполне "рукопожатной" и "вхожей в хорошие дома". "Умеренность и аккуратность", декларируемая единороссами в их планах по "окончательному решению русского вопроса", конечно, похвальна, но пресловутая российская действительность такова, что "путинское большинство" может просто не удержать ситуацию под контролем - джинн исполнит джигу на радость толпе и поведет ее за собой решать "русский вопрос" по-своему, по-простому. А тот, кто раскупорил волшебный сосуд, останется рассуждать об "имперской идентичности" и пользе "православия, самодержавия и народности".
Татьяна Щеглова