Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

Сайты на смех

На сайтах органов власти граждане могут найти лишь 23 процента необходимой информации

Я хорошо помню, когда последний раз пользовался информацией с сайта Роспечати, хотя прошло уже полгода. В июле в агентство по печати пришло совершенно феерическое письмо - руководитель чартерной авиакомпании ВАСО требовал от замруководителя Роспечати Андрея Романченко ответить на вопрос, по какому праву он позволил сотрудницам авикомпании участвовать в эротической фотосъемке.

Директора ВАСО Бисо Квирквия расстроила августовская публикация в журнале Maxim "Женщины с верху" и в особенности фотографии к ней. В своем письме авиатор утверждал, что Романченко удалось заполучить снимки, введя в заблуждение сотрудницу компании. В вину чиновнику ставилось также то, что он пустил статью в тираж без согласия ВАСО. И в заключение Квирквия требовал от замруководителя Роспечати "в письменном виде в ближайшее время" дать объяснения по этому поводу. В ответ чиновник писал, что не имеет отношения к журналу Maxim и советовал обратиться к любому другому Андрею Романченко.

В общем, уникальный по своему безумию случай, о котором просто нельзя было не написать. Кстати, тогда не только Квирквия отличился, но и Роспечать, выпустившая необычайно подробный пресс-релиз. Сообщение даже было не лишено некоторой художественности: "На снимках... изображены красивые девушки в ажурных чулках, форменных пилотках, в платьях формата А-4 и без них, то есть в нижнем белье". Помню, я даже расстроился, когда на следующий день не нашел "платьев формата А-4" на фотографиях, перепечатанных "Комсомолкой".

Но это было полгода назад, и с тех пор сайт Роспечати больше ни разу не радовал любопытными пресс-релизами. Похожая ситуация и с другими госресурсами - эксклюзивная и интересная информация на них появляется крайне редко. Справедливости ради стоит отметить, что сайты частных структур в большинстве случаев выглядят не намного лучше. Как следует из опроса аналитиков из 16 стран, проведенного шведской компании H&H Webranking, российские корпоративные сайты - худшие в Европе. В список из 165-ти самых удачных европейских сайтов попало всего несколько российских: "Лукойл" занимает 102-е место, "Газпром" - 156-е, РАО "ЕЭС" - 160-е, Сбербанк - 163-е и "Сургутнефтегаз" - 165-е.

И все-таки именно беспомощность госсайтов задевает особенно сильно. Их создание и развитие предусмотрено действующей с 2002 года программой "Электронная Россия". Под проект выделяются деньги (только в 2006-м году на "повышение качества и доступности государственных услуг" потратили более 400 миллионов рублей). А воз и ныне там. Как следует из последнего исследования Института развития свободы информации, коэффициент открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти составил 23 процента. При этом самая "продвинутая" госструктура - МЧС - размещает всего 43 процента необходимой информации.

Конечно, можно спорить по поводу методологии исследования. В Институте развития свободы информации говорят о всеобъемлющем характере исследования (сайты оценивались по 300-м параметрам, в том числе с точки зрения полноты, актуальности и доступности размещенной информации). Однако лично мне не понятно, почему сайт Росохранкультуры, на котором в январе было размещено всего три новости, занял 38-е место из 85-ти возможных. А Роспечать, у которой на сайте помимо собственных новостей можно найти еще и довольно неплохой мониторинг прессы по отраслевой тематике, оказалась в этом списке лишь на 65-м месте.

Однако под общим выводом исследования, думаю, подпишутся все, кому приходилось хотя бы раз иметь дело с госсайтами. Работа интернет-порталов органов власти далека от совершенства.

Понимают это и сами чиновники. С 2003 года правительство работает над законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности федеральных органов и органов местного самоуправления". Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, "он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме". В конце января документ был внесен в Госдуму и, скорей всего, будет принят - о необходимости такого закона в апреле прошлого года в послании парламенту говорил президент. Однако эксперты уже сейчас сомневаются в том, что новый закон приведет к кардинальным сдвигам в работе госсайтов.

Дело в том, что сам документ обязывает чиновников "вывешивать" в интернете только самые общие сведения: адреса, телефоны, информацию о руководстве, информацию о конкурсах, вакансиях и тому подобное. Полный перечень данных, подлежащих обнародованию через Сеть, будет определять президент, правительство, парламент или субъект РФ (в зависимости от того, в чьем ведении находится госструктура). Если при составлении списка информации для сайтов ответственные за это структуры будут ориентироваться на интересы пользователей, госструктуры обретут надежный канал коммуникации с гражданами. В противном случае, к госсайтам так и будут обращаться смеха ради.

Владимир Моторин