Новости партнеров

Отмороженный шутер

Обзор первого шутера от Capcom Lost Planet: Extreme Condition

Когда в сюжете игры упоминается предательство русского доктора Солотова и противостояние двух братьев, один из которых был любимцем отца и "украл у второго всё, что полагалось ему по праву", в голову сразу закрадываются нехорошие ассоциации. Только ты думаешь, что нет, показалось, но тут перед решающей битвой герои говорят прямыми цитатами главного героя игрового сериала Metal Gear Solid, и понимаешь: сравнение с MGS стоит начать в первом предложении, а закончить - во втором.

Lost Planet от Capcom, ещё один эксклюзив для приставки Xbox 360 (первым был action-adventure Dead Rising, вышедший в августе 2006 года), не пытается быть копией чужих произведений. Отправляясь на поиски игры, которая бы понравилась всей планете сразу, команда Кейдзи Инафуне нащупала-таки свою долю граблей, но нельзя не признать, что и вторая её игра вышла хорошей. Хорошей, как Dead Rising.

Но если Dead Rising отправляет нас в торговый центр, населенный тысячами зомби, то герой Lost Planet оказывается в ледяной пустыне бок о бок с миллионами жуков. Дело вот в чём: пару десятилетий назад люди отправились с окончательно загаженной Земли в космос, на поиски новых мест обитания. Холодная планета E.D.N. III казалась неплохим выбором: пара лет терраформирования сделали бы из нее тропический рай, колонисты заложили первые города... но не тут-то было. Обжившись на новом месте, люди столкнулись с нежданной угрозой. Гигантские насекомоподобные монстры-акриды напали на непрошеных гостей, разрушили созданные людьми поселения и прогнали с планеты добрую половину жителей. Оставшиеся создали боевых "мехов" (так называемые Vital Suits или просто VS), способных противостоять чудовищам. Сегодня на «Затерянной планете» люди ведут отчаянную борьбу за выживание, разбившись на кланы, и всё ещё надеются довести до конца проект по терраформированию. Наш герой Уэйн, молодой пилот, теряет отца в бою с огромным акридом по прозвищу Зеленый глаз, ищет мести и присоединяется к подвернувшимся снежным пиратам.

Завязка оставляет простор для продолжений, а Зелёный глаз отправляется на тот свет то ли на четвёртом, то ли на пятом уровне. Уже жаждешь новых приключений, а вместо этого получаешь совершенно идиотский, сбивчивый, противоречивый сюжет с трансформерами и энергетическими мечами в финале. Capcom хватило на то, чтобы классно поставить заставки, написать единственную восхитительную музыкальную тему, сделать недурную анимацию персонажей и впечатляющие модели, но уловить во всем происходящем какой-то смысл очень сложно. И уже не хочется искать объяснений, что это за устройство встроено в руку Уэйна и каким таким хитрым образом оно преобразует оранжевые лужицы, оставшиеся после убитых монстров и разрушенных мехов, в "тепловую энергию". Тепло - местный аналог топлива и здоровья одновременно, чем его больше, тем дальше улетит мех, тем дольше Уэйн протянет в бою. Впрочем, беспокоиться из-за него не стоит: на низком и среднем уровнях сложности вы вряд ли вообще вспомните о его существовании.

Этому помогают волны монстров - бесконечные отряды жуков могут лезть на вас часами, безропотно погибая под огнём табельного автомата. Движок и не думает "подтормаживать" даже в огромных логовах, где счёт чудищ идёт на десятки. Время от времени вы будете набредать на ничейных роботов, и тогда можно продолжить путь как пешком, так и в боевой машине. Роботы используют другие виды оружия и, как правило, гораздо более эффективны в бою, поэтому на арене перед каждым главарем обязательно расставлено несколько пустующих мехов.

С движком разработчики постарались на славу: он быстр, красив, стабилен и оригинален ровно настолько, чтобы не выйти за пределы приличий, но и не показаться слишком пресным. Обычно в шутерах от третьего лица правая аналоговая рукоятка поворачивает прицел вокруг героя и мгновенно заставляет его вертеть головой. В Lost Planet вы можете прицеливаться точно, не двигаясь с места: при небольших отклонениях прицел едет по экрану, а герой остается на месте - казалось бы, мелочь, но когда возьмёшь геймпад в руки, сразу замечаешь отличие. Это позволяет точнее целиться, а за быстрые развороты на 90 градусов в сторону отвечают «бамперы» (верхние шифты). Еще одно оригинальное и сравнительно бесполезное добавление - кошка с моторчиком (кошка, которая крюк, а не которая мяукает). Персонажи могут цепляться ей за стены и быстро подтягиваться на тросе - так удобно забираться на возвышения или быстро уходить от вражеских ракет. Это неплохие находки, которые дают Lost Planet шанс подняться над жанром, и тем обиднее, что разработчики не смогли использовать его до конца. Получив до блеска отшлифованный движок, гейм-дизайнеры, похоже, так и не поняли, что с ним делать и как собрать из обычной швейной машинки Зингера игру с большой буквы "И".

Проблема Lost Planet в том, что игра не развивается. На первом уровне вы с «умолчальным» автоматом выходите против бесконечно возрождающихся жуков, то же вы делаете и на последнем. Хуже того, Lost Planet заставляет проходить некоторые уровни по два раза, чем только усугубляет однообразие. Вам ни на секунду не дадут забыть тщетность своих усилий: есть карты, которые можно пробежать из начала в конец, вообще не вступая в драку - спрашивается, зачем было огород городить? Оружие, которое вы видите в самом начале, вы будете использовать и в конце, мехи, встреченные на старте, будут ждать вас и в финале, и только боссы - то, что надо, без скидок и оговорок. Возьмите любой признанный хит от Capcom, вспомните тамошних главарей, и знайте: гигантские жуки в Lost Planet точно так же хороши. Даже проигрывать в битвах с боссами приятно (понимаешь, что сам виноват, не смог перехитрить противника), а уж побеждать - вдвойне! Всей бы кампании быть такой же изобретательной.

Ощущения от мультиплеера почти такие же, как и от одиночной компании: всё при нём, а искры нет. Четыре режима - стандартные Elimination и Team Elimination, "один против всех" под названием Fugitive и командная стратегическая битва за посты Post Grab. Карт всего восемь (к коллекционному двухдисковому изданию прилагаются две "секретные"), но вы можете выбирать варианты раскладки оружия, роботов и мест появления персонажей, чтобы изменить привычные стратегии. Мехи добавляют разнообразия сетевым баталиям: кто первым захватит стальную машину, кто сможет "снять" вражеского пилота, где достать ракетницу - поиски ответов на эти вопросы в онлайне оказываются куда более интересными. На Xbox Live уже опубликован патч, который исправляет проблемы со связью и устраняет лишние трудности в поиске оппонентов - словом, делает игру легче и приятнее. Кстати, только в многопользовательской части Lost Planet есть система опыта: чем больше вы играете и выигрываете, тем выше ваш уровень, и тем больше скинов (расцветок персонажа, если кто не знает) вы можете использовать в будущем - бестолковая мелочь, а приятно.

Capcom - такая специальная компания, от которой никогда не знаешь, чего ожидать. Рядом с филигранными Resident Evil 4 и Devil May Cry 3 она может с той же помпой выпустить бестолковые Devil May Cry 2 и Killer 7. Складывается впечатление, что разработчики вкладывают во все игры одинаковое количество заботы и труда, доводят их до статуса блокбастеров, а дальше за дело берётся, я не знаю, студийная муза. Если она в нужный момент посещает светлую голову гейм-дизайнера, – проходишь игру, не отрываясь от экрана, и лишь на последних титрах выдыхаешь: "Вот это да...". Если не посещает, то в игре, при всём её формальном звёздном статусе, появляются нелепые просчеты, которые спускают её из пантеона в область "просто хороших игр". Они очевидны каждому, кто проведет с геймпадом в руках пару часов. Вспомним зомби-геноцид Dead Rising: будучи замечательной игрой, он подпорчен гнусным искусственным интеллектом и однообразными миссиями. Lost Planet идёт той же дорогой: отличный движок, замечательная графика, отточенный геймплей... Ещё чуть-чуть, и полнокровный хит. Но в наше суровое время "чуть-чуть" не считается.

Игорь Сонин, "Страна Игр"