Новости партнеров

НИКАкая история

Академия кинематографических искусств вручила "Нику"

У российского кинематографического истеблишмента есть такая увлекательная игра: дважды в год вручать награды от имени киноакадемии, причем от двух разных: Национальной академии кинематографических искусств и наук и Академии кинематографических искусств. Разобраться, какая же из двух академий самая национальная и насколько "Золотой орел" лучше или хуже "Ники", не представляется возможным. Да это и не важно. Главное, снова на улице праздник, в данном случае, праздник "Ники".

В последние годы стали вполне привычными стенания организаторов церемонии вручения "Оскара" о том, что никак не удается поднять популярность шоу до былых величин. Вроде и ковровая дорожка та же, и бриллиантов на звездах столько же, и ведущие то белый, то черный, то вообще икона лесбийского движения, но не смотрят ее больше 40 миллионов зрителей, хоть убей.

У вручателей "Ники" таких проблем нет. По той простой причине, что ни один федеральный канал не посчитал необходимым вести прямую трансляцию церемонии, видимо, не осознав значимость этого события для отечественного кинематографа. Пытливые любители этого вида искусства, а таких наверняка набралось бы несколько больше, чем смогло присутствовать в театре Российской армии, могли подумать, что все ответы они получат на сайте самой Академии кинематографических искусств "Ника", но не тут-то было.

Последняя запись в разделе со всеобъемлющим названием "национальная премия" сделана в... 2004 году и состоит ровно из одной строки, упоминающей лауреата награды в номинации "Честь и достоинство". Зато в графе "новости" содержится подробный отчет о том, как маститые академики торжественно отобедали в конце февраля в ресторане "Прага", где между заливным и компотом и были объявлены претенденты на премию 2006 года. Лаконизм интернет-сайта киноакадемии подчеркивает электронный адрес, зарегистрированный на самом популярном бесплатном почтовом сервисе Рунета.

Но все это такие мелочи по сравнению с магией экрана, что праздник испортить они все равно не в состоянии. Итак, премия.

Вряд ли среди людей, хоть сколько-нибудь разбирающихся в кино, найдется много тех, кто не верил в сокрушительную победу "Острова". Петр Мамонов, внезапно превратившийся из эксцентричного лицедея в почти что пророка, Павел Лунгин, научившийся эксплуатировать талант Мамонова еще в бытность последнего отцом "русской народной галлюцинации", Виктор Сухоруков, которого Лунгин сначала не хотел брать в картину, а затем уже не мог себе представить, как это он не хотел - вот ингредиенты простого фильма, ставшего на фоне остальных настоящим откровением.

"Остров" был обречен на победу еще и потому, что более обсуждаемого, более награждаемого и ругаемого фильма в прошедшем киносезоне просто не было, а отечественные киноакадемики, будь то "орловцы" или "никовцы", способны на что угодно, но только не на сюрпризы. В этом смысле столь же ожидаема была и награда оператора "Острова" Андрея Жегалова, к сожалению, скоропостижно скончавшегося в январе 2007 года.

Если бы на "Нику" был выдвинут и автор сценария "Острова", то наверняка создатели картины занесли бы в свой актив еще одну крылатую статуэтку, но по какой-то причине Дмитрий Соболев был обойден вниманием академии, и приз "ушел" к автору "Живого" Игорю Порублеву.

В женской актерской категории также обошлось без сюрпризов. Евгения Симонова, которую целое поколение зрителей воспринимало исключительно как исполнительницу ролей молоденьких девочек, вполне органично вошла в образ зрелой женщины в фильме Эшпая "Многоточие", доказав справедливость старой поговорки про порох в пороховницах. Хотя ее появление на широком экране после долгого отсутствия заставило многих взгрустнуть о безвозвратно прошедшей молодости.

Не менее убедительна была и Лия Ахеджакова в картине "Изображая жертву", хотя, если задуматься: а в каком вообще фильме она была неубедительна? Так или иначе, академики сделали выбор в ее пользу, оставив ее коллеге по картине Анне Михалковой право попытаться как-нибудь в другой раз.

Вероятнее всего, с наибольшим разочарованием церемонию покидали создатели фильма "Андерсен. Жизнь без любви". Последняя режиссерская работа Эльдара Рязанова из пяти имевшихся у нее номинаций смогла реализовать лишь две - "Лучшая работа художника" и "Лучшая работа художника по костюмам". Но самому Рязанову, покидающему пост главы второй (или первой) российской киноакадемии, огорчаться не приходится: ему заранее была присуждена статуэтка в категории "Честь и достоинство".

Из других наград стоит упомянуть следующие. Кира Муратова увезет на Украину приз за лучший фильм стран СНГ и Балтии, живопись по стеклу Александра Петрова вновь привлекла внимание выборщиков в номинации "Лучший анимационный фильм", а открытием года провозглашен создатель "Эйфории" Иван Вырыпаев. Вот, пожалуй, и все главные события прошедшей церемонии.

Остается лишь надеяться, что бессмысленное перетягивание кинематографического каната между двумя отечественными киноакадемиями закончится в обозримом будущем и превратится в действительно серьезную работу по поднятию престижа российских наград. Которую стоит начать с вещей элементарных, вроде нормального информационного сопровождения.

В противном случае, в том же самом обозримом будущем эти структуры превратятся в фабрики по безотходному производству и потреблению своих же крылатых продуктов, а гордая характеристика "национальная" будет иметь еще меньше смысла, чем сейчас.

Григорий Злов