На первом аукционе по продаже имущества обанкротившегося "ЮКОСа" сюрпризов не произошло. Как и ожидалось, почти 9 с половиной процентов акций "Роснефти" и 12 векселей "Юганскнефтегаза", ранее принадлежавших "ЮКОСу", достались самой "Роснефти". Это уже второй актив после "Юганскнефтегаза", который купила у "ЮКОСа" компания Сергея Богданчикова.
Если у аукциона по ценным бумагам "Роснефти" и была интрига, то самая минимальная. Единственным конкурентом "РН-Развития" (дочерняя структура "Роснефти", которой и достался актив) была компания "Самотлорнефтегаз", принадлежащая ТНК-BP. Но российско-британский консорциум не воспринимался как вероятный покупатель: с самого начала было не совсем ясно, зачем российско-британскому консорциуму покупать актив и тем самым портить отношения с "Роснефтью".
Накануне аукциона директор группы "Менатеп", которая является основным владельцем "ЮКОСа", Тим Осборн сказал дежурную фразу о том, что "Роснефть" и ТНК-ВР участвуют в распродаже украденных активов. Ту же карту "Менатеп" пытался разыграть и во время IPO "Роснефти" на Лондонской бирже LSE полгода назад. Тогда "ЮКОС" требовал от британского управления по финансовым услугам (Financial Services Authority) не допустить размещения акций на бирже из-за того, что "Юганскнефтегаз" был куплен "Роснефтью" с нарушением законодательства.
Британские регуляторы не сочли доводы акционеров "ЮКОСа" убедительными. Хотя аукцион по "Юганскнефтегазу" оставил у сторонних наблюдателей некоторые вопросы. В декабре 2004 года одно из главных добывающих предприятий "ЮКОСа" досталось никому не известной компании "Байкалфинансгруп", адресом которой значилась рюмочная "Лондон" в Твери. Впоследствии "Байкалфинансгруп" приобрела "Роснефть" за 10 тысяч рублей.
На этот раз компании Сергея Богданчикова скрываться не пришлось. За неделю до аукциона "Роснефть" объявила, что взяла у консорциума западных банков рекордный кредит для скупки активов "ЮКОСа". Шансы других компаний приобрести имущество обанкротившегося гиганта сразу же сократились - "Роснефть" взяла в долг сразу 22 миллиарда долларов.
"Роснефть" купила лот за 197,85 миллиарда рублей при стартовой цене в 195,5 миллиарда. При условии, что шаг аукциона составлял 260 миллионов рублей, "Роснефти" понадобилось девять шагов, чтобы стать обладателем лота.
В ТНК-ВР "Ленте.Ру" заявили, что в ходе аукциона несколько раз повышали свою ставку, однако торговаться дальше сочли невыгодным. "Поздравляем победителей", - отметили в пресс-службе российско-британской компании.
В "Роснефти" уже назвали цену, которую пришлось выплатить за лот, справедливой. Чего нельзя сказать о рынке - акции "Роснефти" на РТС подешевели к середине торговой сессии на 0,36 процента. Это может объясняться тем, что стоимость акций, приобретенных на аукционе, оказалась намного ниже рыночной.
Судя по капитализации "Роснефти" на время закрытия РТС 26 марта, 9,44 процента акций компании должны были стоить 8,43 миллиарда долларов, или, по курсу ЦБ на 27 марта, 219,83 миллиарда рублей. Таким образом, "Роснефть" недоплатила, по рыночной оценке, более 20 миллиардов рублей.
Не совсем справедливым результаты аукциона счел и председатель совета директоров "ЮКОСа" Виктор Геращенко. "Покупатель этих акций должен был понимать, что есть рыночная цена. А если ты купил по дешевке, ты даешь возможность критиковать свои действия мажоритарным и миноритарным акционерам компании", - цитирует его слова РИА Новости. Видимо, в этот раз Геращенко был не настолько взволнован, как после обыска в его кабинете в прошлом году. В отличие от осеннего интервью "Эху Москвы", глава совета директоров "ЮКОСа" употреблял только цензурные выражения.
До аукциона никто не скрывал, что активы обанкротившегося "ЮКОСа" будут продаваться с небольшим дисконтом. "Роснефть" как один из главных кредиторов компании ратовала за больший дисконт, Федеральная налоговая служба - за меньший. Но в любом случае он должен был быть, иначе претендентов на активы "ЮКОСа" могло и не найтись.
Если учесть, что общая задолженность "ЮКОСа" составляет около 709 миллиардов рублей, то один лот уже значительно облегчил долговое бремя компании. Остается только узнать, кому и когда достанутся эти средства. Пока комитет кредиторов "ЮКОСа" еще не решил, как выплачивать деньги: после каждого проданного лота или после нескольких аукционов.
Одним из главных претендентов на деньги, заплаченные "Роснефтью", является… сама "Роснефть". Дело в том, что именно этой компании, учитывая задолженность перед "Юганскнефтегазом", "ЮКОС" должен 264 миллиарда рублей. Поэтому не исключено, что все средства, вырученные от продажи первого лота, пойдут именно в компанию Богданчикова.
Аукционы по распродаже "ЮКОСа" далее будут идти с очередностью мыльной оперы - раз в одну - две недели. Уже 4 апреля будут проданы 20 процентов акций "Газпром нефти" и газовые активы "ЮКОСа", а другим лотом - научно-исследовательские предприятия компании. 17 апреля планируется реализовать энергоактивы "ЮКОСа". Далее аукционный процесс ускорится - очередные лоты будут проданы уже 18 и 20 апреля.
В отличие от мыльных опер, сценарии к аукционам не написаны, но уже сейчас можно выделить предполагаемых фаворитов на покупку основных лотов. На все добывающие и перерабатывающие активы "ЮКОСа" главным претендентом является все та же "Роснефть".
На ценные бумаги "Газпром нефти", естественно, будет претендовать "Газпром", однако у газовой монополии могут появиться конкуренты: итальянские Eni и Enel совместно с российской ЕСН еще в 2006 году создали совместное предприятие для выкупа газовых предприятий "ЮКОСа". Однако они были выставлены на аукцион единым лотом с ценными бумагами "Газпром нефти".
На одно из научно-исследовательских институтов - Объединенный центр исследований и разработок - претендует "Норильский никель". Одновременно с ним о своем интересе к аукциону объявляла и газовая "Итера".
Еще раньше активами "ЮКОСа" интересовалась американская Chevron. А в середине ноября в СМИ появилась информация о том, что Deutsche Bank предложил выкупить долги и контрольный пакет акций бывшей компании Михаила Ходорковского целиком. Впоследствии акционеры "ЮКОСа" опровергли эти сообщения. Больше о желании Deutsche Bank приобрести активы компании ничего не слышно.
После продажи "ЮКОСа" лицо российской нефтяной промышленности может сильно измениться. Хотя первый аукцион наглядно показал, что сюрпризов от банкротства компании ждать вряд ли стоит, а фаворитов на приобретение активов можно предсказать заранее.