Россия
21:46, 13 апреля 2007

Чайка доложил Генпрокурор РФ рассказал о российской преступности

Генпрокурор России Юрий Чайка представил Совету Федерации РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране. Чаще всего в нем звучали слова "увеличилось" и "возросло", однако касались они вовсе не успехов следственных органов, а, наоборот, уровня преступлений во всех сферах общества. Несмотря на то, что Юрий Чайка опустил некоторые особенно острые вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью в 2006 году, сенаторам было над чем задуматься.

Недостатки системы

Итоги прошлого года от Юрия Чайки оказались малоутешительными. Всего, по его словам, правоохранительные органы зарегистрировали 3,8 миллиона преступлений, что на 8,5 процента (то есть на 323 тысячи) больше, чем было совершено в 2005 году. Возможно, эта цифра и не произвела бы столь сильного эффекта, если бы не признание генпрокурора о том, что количество нераскрытых преступлений выросло и составило 50 процентов от их общего числа. Другими словами, российские следственные органы раскрыли только каждое второе преступление, а почти за два миллиона нарушений закона ответственности не понес никто.

Причем Чайка особо выделил несколько регионов страны, которые являются абсолютными лидерами по числу правонарушений. Так, в Приморском и Краснодарском краях, а также в Пензенской области преступлений было совершенно ровно на треть больше, чем в 2005 году. В Дальневосточном и Центральном федеральных округах не раскрывается три четверти краж, а в Северо-Западном и Центральном округах - две трети разбоев. Такая ситуация, по мнению генпрокурора, возникла из-за низкой квалификации следователей, большое число которых не имеет даже высшего профессионального образования и опыта работы.

Юрий Чайка уверен, что преступления средней тяжести (например, грабежи, угоны и кражи), составляющие две трети от всего объема правонарушений, часто не раскрываются из-за того, что действующий закон не позволяет в полной мере проводить по ним оперативно-розыскные мероприятия. "Их расследование относится к компетенции милиции общественной безопасности и проводится без оперативного сопровождения", - пояснил генпрокурор. Это самое "сопровождение" может осуществлять только уголовный розыск, а его в структуре милиции общественной безопасности нет. Первый намек на недостаток полномочий у правоохранительных органов был сделан.

О полномочиях генпрокурор вновь заговорил в следующем блоке своего доклада, который был посвящен экстремизму. По словам Юрия Чайки, зарегистрированное число подобных преступлений увеличилось со 125 в 2005 году до 263 в 2006 году. Причем наибольшее их количество было зафиксировано в Санкт-Петербурге и Воронеже. Однако генпрокурор не ограничился простой констатацией факта и решил объяснить причины этого явления. По его слова, к экстремизму приводят "имущественное неравенство" и "отсутствие социальных перспектив для многих молодых людей".

Вместе с тем, Чайка подчеркнул, что "удельный вес преступлений экстремистского характера в общей структуре преступности невелик, но они вызывают широкий резонанс в обществе". По его мнению, должному расследованию подобных преступлений мешает то, что их часто относят к категориям "преступлений небольшой и средней тяжести", по которым, как уже отмечалось выше, нельзя проводить оперативно-розыскные мероприятия. В связи с этим он прямо предложил расширить полномочия МВД и ФСБ, разрешив им заниматься оперативной работой по экстремистским преступлениям. Ведомство, по словам Чайки, уже обратилось к президенту Владимиру Путину с предложением внести соответствующие изменения в законодательство.

"Белые воротнички", рейдеры и контрабандисты

На экономической составляющей российской преступности Юрий Чайка остановился особо. По его словам, в стране необходимо принять срочные, "современные и широкомасштабные" меры по декриминализации экономических отношений. Эта сфера, как утверждает генпрокурор, контролируется организованными преступными группами, в результате чего в два раза увеличилось количество преступлений, связанных с отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, а также с изготовлением поддельных кредитных карт. "Это говорит о том, что организованная преступность перестает быть откровенно бандитской, а становится "беловоротничковой", но от этого не менее опасной", - сделал вывод Чайка.

По его словам, прокуратура, ФСБ и МВД в настоящее время проверяют законопослушность предприятий топливно-энергетического комплекса, а также лесных и рыболовных хозяйств. Кроме того, особое внимание уделяется рейдерству как виду криминального захвата бизнеса. Чайка отметил, что сейчас рейдеры стали активно интересоваться землей, причем, по данным генпрокурора, количество подобных преступлений возросло более чем в полтора раза.

Не все ладно и в таможенной сфере. "Складывается парадоксальная ситуация: на таможенных постах у нас контрабанды нет, зато из торговых сетей контрабандные товары изымаются тоннами", - отметил Юрий Чайка. По его словам, "необходимого противодействия контрабанде у нас в стране так и не организовано". Например, на Дальнем Востоке каждый год незаконно вылавливаются сотни тонн рыбы и морепродуктов, истребляются тысячи гектаров леса. "Такая же ситуация и в Северо-Западном федеральном округе, где находятся крупнейшие морские порты, через которые идут огромные товарные потоки", - отметил генпрокурор.

"Количество уголовных дел минимально, причем раскрывается чуть более 10 процентов преступлений о контрабанде", - констатировал Чайка. Всего в 2006 году в России выявлено около семи тысяч подобных преступлений, то есть 0,2 процента от общего числа зарегистрированных. Кстати, незадолго до выступления своего начальника Генпрокуратура отчиталась об успешной операции, проведенной совместно с таможенной службой. Ведомства раскрыли схему незаконного оборота металлов на сумму более чем в миллиард долларов.

Армейская тема

Не обошел своим вниманием Юрий Чайка и тему армейских преступлений. По его сведениям, общий уровень преступности в вооруженных силах с начала 2006 года вырос на 13 процентов, а рукоприкладство и неуставные отношения - на три процента. От них пострадали в общей сложности 6700 военнослужащих, 33 из которых погибли.

Несколько месяцев назад главный военный прокурор Сергей Фридинский привел цифры, которые несколько противоречат выкладкам генпрокурора. По данным Фридинского, уровень преступности в войсках снизился чуть более чем на два процента. Причем, как утверждал главный военный прокурор, в два раза уменьшилось число погибших от неуставных отношений, на 27 процентов снизилось количество случаев причинения тяжкого вреда здоровью и на 18 процентов снизилось число убийств, совершенных солдатами.

Милиция. Фото AFP.
Lenta.ru

По статистике Минобороны России, в 2005 году из-за неуставных отношений погибли 16 военнослужащих, а судя по той цифре, которую привел за 2006 год Юрий Чайка, количество погибших от "неуставщины", наоборот, увеличилось более чем в два раза. "Органы прокуратуры располагают фактами того, когда военнослужащие получают травмы и гибнут не при исполнении обязанностей военной службы, а в ходе работ, которые проводятся в интересах коммерческих структур, воинских должностных или частных лиц", - отметил генпрокурор.

Справедливости ради стоит отметить, что количество небоевых потерь в армии за 2006 год сократилось. В результате различных преступлений и происшествий, не связанных с дедовщиной, за минувший год в российской армии "недосчитались", по данным генпрокурора, 766 военнослужащих. Тогда как, например, в 2005 году погибли более тысячи солдат, а годом ранее - 950.

Забыл сказать

Сенаторы, ознакомившись с докладом, поинтересовались лишь ситуацией в следственных изоляторах, обратив внимание Юрия Чайки на то, что в стране растет число граждан, необоснованно содержащихся в камерах предварительного заключения. Генпрокурор с этим согласился, подчеркнув, однако, что санкцию на арест с последующим содержанием в СИЗО выдают вовсе не прокуроры, а суды.

О громких уголовных делах, которые всегда вызывали неподдельный интерес, Чайка особо распространяться не стал, отделавшись традиционными словами о том, что "держит их на личном контроле". Вместе с тем, несмотря на обширность доклада, в нем совсем ничего не было сказано о преступлениях в сфере госвласти, в частности, коррупции. Это тем более было удивительно, поскольку только за август и сентябрь прошлого года выявили 47 тысяч правонарушений, совершенных чиновниками. Сами сенаторы, очевидно, спросить об этом позабыли, поскольку в этот день от обсуждения внутренних вопросов их отвлекал "недружественный" доклад Госдепа США, который требовал срочного осуждения.

Руслан Кадрматов

< Назад в рубрику