В четверг, 17 мая, на свое первое заседание соберется Общественный совет при ФСБ РФ. В этот совещательный орган, решения которого будут иметь "рекомендательный характер", вошли 15 человек, представляющих Общественную палату при президенте РФ, деловые структуры, ветеранов спецслужб и православную церковь.
Совет замышлялся как инструмент общественного контроля над несекретной составляющей деятельности силовых структур. Его создание было определено указом Владимира Путина от августа 2006 года, который предусматривал учреждение аналогичных советов при всех ведомствах, подчиненных непосредственно президенту.
К настоящему времени общественные советы уже появились в Минобороны, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе наркоконтроля, в МЧС и МВД. Инициативу проявили еще пара ведомств, неохваченных указом: Минобрнауки и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития.
Задачи совета при ФСБ вполне предсказуемы - это "развитие взаимодействия", "выработка рекомендаций", экспертиза профильных законопроектов, осуществление общественного контроля и обсуждение вопросов, связанных с работой спецслужбы. С полным перечнем желающие могут ознакомиться в пресс-релизе Центра общественных связей ФСБ.
К консультированию Лубянки оказались допущены следующие лица: члены Общественной палаты Вячеслав Глазычев, Владислав Гриб, Анатолий Кучерена, Александра Очирова, Андрей Пржездомский и Константин Фролов, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, старший вице-президент Внешторгбанка Василий Титов и настоятель храма Святой Софии Премудрости Божией на Лубянке отец Александр.
Спецслужбы представлены в совете зампредседателем Санкт-Петербургского и Ленинградского облсовета спортобщества "Динамо" Александром Афоничевым, членом совета ветеранов ФСБ Александром Ермолаевым, президентом Общероссийского национального военного фонда Алексеем Моляковым и руководителем союза ветеранов-пограничников Геннадием Згерским.
Кроме того, в совет вошли вице-президент ЗАО "Атомстройэкспорт" Михаил Дедюхин и еще один человек, личность которого пока идентифицировать не удалось. В принципе это и неважно. Пользы от подобных советов, якобы что-либо контролирующих, вряд ли будет много, но и вреда от них никакого.
В том, что существование Общественного совета при ФСБ во многом является фикцией, убеждает хотя бы то, что некоторые его члены узнали о своей новой обязанности в уведомительном порядке. Так, председателю комиссии ОП по вопросам соцразвития Александре Очировой просто прислали письмо с приглашением явиться на первое заседание совета, а профессору МАРХИ Вячеславу Глазычеву, возглавляющему в палате комиссию по вопросам регионального развития и местного самоуправления, позвонили из ФСБ.
Глазычев, хотя и не сможет посетить первое заседание совета, намерен в дальнейшем использовать открывшуюся возможность для проверки сигналов с мест об активном участии низовых структур ФСБ в коммерческой деятельности. "Есть огромное число свидетельств сращивания интересов низовых структур ФСБ, налоговых органов, суда, МВД, арбитражных управляющих фактически в целях оказания давления на бизнес и даже на целые города", - сказал общественник изданию "Газета".
Члены Общественной палаты, вошедшие в совет при ФСБ, вообще настроены по-деловому. Очирова собирается заняться вопросами соцзащиты сотрудников спецслужб, а адвокат Анатолий Кучерена - обсудить закон "О государственной тайне". Планы остальных участников совета остаются неизвестными. Возможно, они займутся выработкой рекомендаций для "противодействия попыткам фальсификации истории Отечества" и "дискредитации органов безопасности". По крайней мере, такой пункт имеется в перечне основных задач Общественного совета.
О результатах деятельности совещательных органов при других ведомствах известно и того меньше. В Минобороны, которое пригласило общественников одним из первых, совет, по сведениям газеты "Ведомости", обсуждает ситуацию с воинской дисциплиной. В МВД же общественникам предложили организовать бесплатные выступления артистов в детских домах и интернатах, которые опекают милиционеры.
Вообще-то инструментом контроля общества над исполнительной властью, в том числе и за силовыми структурами, является парламент. Однако, по словам депутата Госдумы и ветерана КГБ Геннадия Гудкова, за два срока его депутатства представители главной российской спецслужбы ни разу не проводили консультаций с парламентариями, когда принимались законы, имеющие отношение к компетенции ФСБ. По его мнению, экспертиза законопроектов в совете будет носить "декоративный характер".
Так же полагают и эксперты-политологи, которые отмечают, что в России до сих пор отсутствует контроль со стороны общества над силовыми органами и что создание советов при этих ведомствах является всего лишь имитацией подобного контроля. В общем, складывается впечатление, что общественные советы - идея благая, но мало полезная. Если они смогут сделать силовые структуры чуть более открытыми, и то хорошо.
А пока идея общественных советов все шире идет в чиновничьи массы. Следующим на очереди - Минпромэнерго, которое желает услышать оценку своих проектов со стороны общества.